Десятый месяц жизни малыша. Все о развитии ребенка: месяц десятый

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

  1. Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.

    Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

  2. Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.
  3. Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.
  4. Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).
  5. Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.
  6. Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.

    Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

  7. В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.
  8. Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим. В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.

    Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет. Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

  9. Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».

    Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

  10. Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
  11. Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Рост и масса тела ребёнка в 10 месяцев

По причине возрастающей двигательной активности масса тела ребёнка увеличивается уже не в таком темпе, как раньше. За десятый месяц младенец тяжелее на 400 — 450 граммов и вырастает на 1 — 1.5 сантиметра.

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.

Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Как развивать ребёнка в 10 месяцев?

В 10 месяцев развитие крохи, как и ранее, происходит через игру. Родителям важно как выделять для этого отдельное время, так и вплетать игровые элементы в контекст повседневной жизни семьи. Просто замечательно, если с малышом будет играть и мама, и папа, ведь манера игры у них различается.

  • в развитии двигательных навыков важно помочь малышу совершенствоваться в навыке ползания и закладывать крепкий фундамент для последующего прямохождения.

Не ограничивайте малыша пределами манежа. Заранее обезопасив пространство, отпускайте его в свободное плаванье на пол.

Разложите на полу игрушки, чтобы малышу было интереснее ползать от одной забаве к другой. Чтобы укрепить мышцы рук и ног, интересно будет поиграть в догонялки. Конечно, ребёнок ещё не умеет достаточно хорошо для этого ходить, но он уже прилично ползает. Малышу будет интересно как убегать, так и догонять.

Если малыш совсем не хочет ползать, соорудите дома игровой туннель. Покажите ребёнку, как можно его преодолеть ползком. Редкий младенец устоит перед таким развлечением.

Покажите, как, оказывается, проще сделать первые шаги, если держаться за кровать или диван.

  • физические нагрузки. В первую очередь, это упражнения на фитболе и занятия в бассейне. Это укрепит мышечный каркас малыша и послужит профилактике пупочной грыжи;
  • больше говорите с ребёнком. Рассказывайте об окружающем мире и явлениях. Сопровождайте свои действия комментариями.

Так можно освоить навык совместного приготовления пищи. Мама будет готовить на плите в настоящей посуде, а малыш, сидя на полу, будет повторять. Это ещё и положительно повлияет на моторику рук.

В этом возрасте малышу на слух проще воспринимать стихотворные формы, напевную речь. Для лучшего понимания сказок можно использовать пальчиковые игры.

Родители могут самостоятельно изготовить набор пальчиковых игрушек для нескольких сказок. Это отличный вариант семейного досуга.

  • ролевые игры. Выберите вместе с младенцем любимую игрушку и покажите малышу, как можно за ней ухаживать – кормить, укладывать спать и прочее. Кроха с удовольствием повторит эти простые действия.

Маленькие дети – великолепные имитаторы. И родители для них – лучший пример для подражания.

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Для каждого возраста новорожденного характерны свои особенности развития и новые навыки и умения, причем у каждого малыша они проявляются по-своему, и незначительное отклонение от общепринятых норм считается нормальным явлением. Для 10 месяцев характерны быстрое развитие двигательного аппарата и разговорного навыка, а также яркое проявление таких черт характера, как упрямство, самостоятельность.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

Ускорение роста и набор веса малыша к 10 месяцу несколько уменьшается, пропорции тела уже полностью сформированы, а прибавление дополнительных см и кг происходит пропорционально, так что вы особо не замечаете никаких внешних изменений.

Средний рост десятимесячного крохи составляет 70-80 см, при весе от 7 до 11 кг. Данные показатели зависят от начального роста и веса при рождении, немалое влияние оказывают также параметры родителей, т. е. если мама и папа низкие и худые, не стоит ожидать, что малыш будет великаном, и наоборот.

В 10 месяцев практически завершается формирование двигательного аппарата – кроха уверенно сидит, способен самостоятельно подниматься из лежачего положения на ножки, сам усаживается и сидит довольно продолжительное время. В этот момент важно следить за осанкой ребенка, если вы научите его держать спинку прямо уже сейчас, в будущем, скорее всего, проблема сколиоза и остеохондроза его не побеспокоит.

Для многих деток 10 месяцев – это переломный момент, в это время они могут сделать свои первые самостоятельные шаги. Уже несколько месяцев, как ребенок передвигается вдоль опоры или за руку, но мало кто раньше 10 месяцев хочет ходить без посторонней помощи. Родители могут стимулировать малыша к проявлению самостоятельности, однако слишком усердствовать не стоит, поскольку можно вообще отбить охоту ходить и процесс затянется надолго. Если же кроха уже начинает ходить, стоит обеспечить его удобной обувью, чтобы защитить маленькие ножки от холода и мелких предметов.

В 10 месяцев меняется режим сна и питания – теперь кроха будет спать днем всего один раз, поэтому готовиться к ночному отдыху следует несколько ранее обычного, просыпаться утром детки также начинают раньше. Придерживаясь такого режима с 10 месяцев, вам будет несложно приучить свое чадо к режиму детского сада.

Что касается грудных кормлений, то можно постепенно , оставив только завтрак и кормление перед сном. Это позволит перевести ребенка на взрослую еду без лишних капризов, этому будет способствовать также разнообразие детского меню, поскольку в данном возрасте ребенку уже можно предложить мясные изыски, рыбку и любые виды фруктов и овощей.


Психологические изменения, характерные для 10 месяца жизни

Ближе к году ребенок активно начинает разговаривать, некоторые уже произносят целые словосочетания, а может, и полные слова, а иные крошки лепечут по-своему, однако в любом случае малыш стремится активно общаться. Задачей взрослых в это время считается помочь ребенку разговориться, для этого старайтесь чаще вовлекать его в диалог, задавайте вопросы, много читайте и рассказывайте, посещайте людные места и обязательно способствуйте контакту малыша с другими детками.

В 10 месяцев проявляется полезный навык – умение сжимать и разжимать пальчики по собственной инициативе. Развитие мелкой моторики еще не завершено, однако теперь кроха может брать и отдавать предметы, игрушки, способен цепко хвататься за опору, что поможет удержаться в устойчивом положении. Хватательный рефлекс проявился у ребенка еще на первых месяцах жизни, однако отобрать то, что зафиксировано в маленьких пальчиках, раньше было непросто, теперь малыш сам отдаст вам все, что вы попросите. Этот факт поможет также научить кроху важным словам: «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Четвертый триместр первого года считается началом самостоятельной деятельности малыша, поскольку в это время кроха интересуется всеми новыми вещами и явлениями. Детки, начавшие ходить, пытаются залезать на возвышения и преодолевать преграды в виде подушек, стульев и крупных игрушек. Особо важным считается обеспечить «безопасную квартиру», т.е. оградить ребенка от возможных травм, укрепив выдвижные ящики, изолировав электрические шнуры и спрятав иные опасные предметы.


Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев?

Для возраста 10 месяцев подходят практически все виды занятий, как активные, так и спокойные развивающие. Если вы хотите освободить некоторое время для занятий собственными делами, попробуйте увлечь ребенка одной из полезных забав:

  • рисование – подойдут пальчиковые краски; приобретите для крохи детский столик, он пригодится и для иных занятий, к примеру, создания аппликаций и пр.;
  • мультфильмы – выбирайте развивающие ролики, они помогут малышу научиться разговаривать, покажут новые места и ответят на многие детские вопросы;
  • движущиеся игрушки – машинки, которые катаются на веревочке, заводные куклы и всевозможные наборы – железная дорога, автотрек, гараж и пр. – обязательно заинтересуют и мальчиков, и девочек;
  • музыкальные предметы – подойдут детский телефон, плакаты и музыкальные инструменты, нажимая на кнопочки, малыш будет слушать песенки, учить буквы и узнавать, какие звуки издают животные;
  • яркие книжки – модели из картона вполне подходят для этого возраста, яркие картинки завлекут ребенка, а плотность бумаги не позволит разорвать их;
  • мягкие кубики и иные детали конструктора также пригодятся в 10 месяцев, ребенок сможет строить различные комбинации и научится различать формы и структуру разных предметов.

Любое из этих занятий освободит вам 15-20 минут свободного времени, а регулярное применение таких 20- минуток постепенно приучит кроху играться некоторое время самостоятельно.

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза - его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества - такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание - вкладывание; снятие - нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы.

Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек - выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата - цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок - неутомимый "исследователь", любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Развитие и воспитание ребенка: 10-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий рук

Мини-программа 10-го месяца жизни

1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.

2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении.

Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослым и детьми.

1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.

2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

1. Учить выполнять более сложные ручные операции (анализ в действии): разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).

2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки и т.п.).

3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции (синтез в действии): составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов. Например, составление матрешки из двух частей; складывание яичка из двух частей и т.п.

4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими родными, но и другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.

2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).

3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку в режимных ситуациях и игре.

2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активную речь:

1) Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка;

2) побуждать ребенка к первым лепетным словам: «ма-ма»; «ба-ба», «па-па» и т.п.

Общие движения

1. Использовать игровые ситуации и специальные пособия, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на горку-манеж, мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.)

2. Учить ходить с поддержкой за обе руки.

Действия рук

Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочата, кубики на тележке и т.п.)

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляции, а главное, их результативностью.

Занятие 1.

Цель . Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал . Шнур (длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см; на который нанизано 7—10 шаров (диаметром 3—5 см.), имеющим сквозное отверстие по оси симметрии).

Ход занятия .

Мама завязывает шнур с шарами с одного конца на стойку (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки).

Мама показывает, как можно снять шарик со шнура, с другого конца.

Затем малыш действует самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине и т.п.

Занятие 2.

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материал. Бубен и барабанчик.

Ход занятия.

В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну. Вначале мама берет его ручку и показывает траекторию движения, ударяя его ручкой по бубну. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш (возможным для него способом) дотягивается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3.

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая).

Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

Материал . Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее, побуждает повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, взрослый не должен спешить сразу открывать ему способ действия.

Взрослому нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок «поработал» с 2--3 коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнил двухактные, взаимосвязанные действия.

На 10-м месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в «деловом» общении.

Общение с матерью.

Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Мама выступает как берегиня своего маленького ребенка. Постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями окружающего мира, мама формирует у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Главной особенностью является то, что эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Мама выступает как посредник между ребенком и социальным окружением. Она дает образец для подражания, невольно и специально демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом.

Отец, приходя вечером с работы и в выходные дни, должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. При этом замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку в устах отца, звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи.

Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия - пестования («коза-рогатая», «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и т.п.). Это важно, т.к. эмоциональное общение наряду с «деловым» необходимо малышу.

Общение с другими детьми.

Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять детей в совместной игре не рекомендуется: младенцы не умеют играть вместе. Присутствие рядом достаточно на данном этапе.

Общение с посторонними.

Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми людьми. Однако, если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.

Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом, словами (во время кормления, одевания, игры, мытья и пр.) При этом взрослый называет свои действия и используемые предметы (ложка, чашка, тарелка; мыло, полотенце, или платье; платочек, шапочка).

Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы. Рекомендации:

1) необходимо разговаривать с малышом во,время режимных моментов и во время игр;

2) в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;

3) называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

4) важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;

5) не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов

теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Предпосылки активной речи.

10-й месяц привносит в развитии речи новое:

у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания.

В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме.

1) Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, «га-га» (уточка).

2) Вначале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет малыша по имени.

3) Сконцентрировав внимание ребенка, показывает игрушку знакомую, например, матрешку («ба-ба»). «Где ба-ба?».

4) Показывает новую игрушку- уточку. Вводит новый слог «га-га».

5) Повторяет. Пауза. Желательно дождаться «ответа» ребенка: «га-га».

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими.

В связи с этим усложняется и гимнастический комплекс: некоторые упражнения делаются из исходного вертикального положения. Малыш может выполнять их, ориентируясь на слова мамы: «сядь», «встань», «ляг» и т.п.

В комплексе для большей эффективности применяются простейшие пособия (кольца, палочки).

Общие движения

Примерный комплекс упражнений

К упражнениям, которые ребенок усвоил к девяти месяцам, необходимо добавить следующие.

1. Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

Цель - укрепление мышц рук.

Исходное положение - лежа на спине или сидя.

Ребенок держится за кольца, которые одновременно держит взрослый.

Выполнение - выполнять круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно.

Повторить 4-6 раз.

2. Вставание на ноги (упражнение активное).

Цель - укрепление мышц ног.

Исходное положение - лежа на животе.

Ребенок держится за кольца, которые держит и взрослый.

Выполнение - подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги.

Повторить 1-2 раза.

3. Наклон и выпрямление туловища.

Цель - укрепление мышц ног и брюшного пресса.

Исходное положение - ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног на столе игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот.

Выполнение - взрослый побуждает ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться).

Повторить 2-3 раза.

Примечание: всю систему упражнений от 1,5 мес. до 1 года смотрите в книге «365 дней и ночей из жизни младенца». Автор. коллек., сост. Л.Н.Павлова. 2002.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы

Взрослый использует фольклорные тексты, побуждая малыша переступать. Активность малыша поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

Цель . Учить идти вперед с поддержкой за обе руки.

Выполнение. Взрослый стоит перед малышом, удерживает его за обе руки, побуждая переступать. Читает потешку:

«Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки».

Аналогично.

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую, ножки.

Ножки у Антошки (имя ребенка)

Ножки у Антошки

Идут по дорожке:

Топ-топ, топ-топ».

Ручные двигательные навыки.

Выполняется петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и др. действия с игрушками.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное - накладывание ладони на предмет сверху; скользящее - приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

1.Понимание речи.

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки - три или две из трех.

Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п.

Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2.Активная речь.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

12 месяц

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.