Стоит ли заставлять ребенка учиться? Насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу

Здравствуйте, дорогие читатели. Школа, родители и дети, которые категорически не хотят делать домашние задания. Уверена, что во многих семьях, где есть школьники это большая проблема каждого вечера. Ну не хотят наши школьники выполнять заданное на дом. Причин этому множество и надо сказать, что дело не только и не столько в их лени или непонимании пройденного.

Проблема невыполнения домашних заданий школьниками существует и стоит она сейчас очень остро. Во многом это даже не вина самого школьника и не безответственность родителей, которые якобы не заставляют, не следят и не способствуют выполнению этих самых д/з.

Родители и бабушки с дедушками, которые сами застали советскую школу видят огромную разницу в подготовке самих учителей и их способности и желании научить своих учеников. По всем своим знакомым у которых есть дети школьного возраста я наблюдаю одну и ту же картину.

Дети готовы заниматься чем угодно, только не делать уроки. В школе, среди одноклассников нет здоровой конкуренции и желания выделиться хорошими оценками. Учителя чаще всего пускают все на самотек, о дома только пытаются заставить сделать домашние задания. Толку от этого нет потому, что нет мотивации. Среди одноклассников быть отличником «не круто», «круто» получать двойки.

Такая ситуация если она развивается в семье приводит к затяжному стрессу. Переживают мама с папой и дедушка с бабушкой. Эта нервозность передается ребенку. Чтобы имеющиеся проблемы не вылились в депрессию и болезни нужно выйти из этого замкнутого круга.

Чтобы ребенок, независимо от возраста учился и выполнял домашние задания нужна прежде всего его собственная заинтересованность. Желательно, чтобы эта заинтересованность была долговременной. Допустим у ребенка есть мечта-ездить в другие страны. Поддержите его и объясните. Что для этого нужно знание иностранных языков. Поощряйте его в этом стремлении всячески. Ищите вместе с ним книги, игры на иностранных языках, его общение в интернете со сверстниками.

Сейчас в интернете можно найти массу обучающих очень хороших материалов. Конечно, в разных возрастных периодах помогать своему ребенку нужно по-разному.

Как помочь делать уроки в первом классе

  1. Лучше всего если еще до школы ребенок походит на подготовительные к школе курсы. Там уже задаются небольшие работы на дом, и это помогает ребенку привыкнуть к требованиям. Он начинает сам понимать, что заданное на дом сделать необходимо.
  2. Перед поступлением в школу рассказать будущему первокласснику о том, что его ждет в школе и с какими требованиями ему придется столкнуться. Это настроит ребенка на обучение в школе и познакомит с необходимостью делать уроки постоянно. Уроки дома должны стать не повинностью, а нормой вашей повседневной жизни.
  3. Придумайте для первоклассника какое-то приятное занятие после качественно сделанных уроков. Может вы наконец разрешите вместе с вами смотреть какие-то передачи или запишите его в какой-то кружок или секцию. А может вы разрешите на час попозже ложиться спать и в это время заниматься чем-то интересным, конечно при условии, что уроки будут сделаны самостоятельно (без понуканий) и в срок.
  4. Будьте готовы к тому, что для того, чтобы сделать уроки быстрее ребенок просто постарается уменьшить их количество. Вот это пресекайте на корню. Можно удивляться детской изобретательности, когда дело касается нежелания делать уроки.
  5. С первого класса повесить над рабочим местом школьника расписание и график выполнения различных действий и работ, куда будут включены и уроки, и посещение кружков и секций, и прогулки, и какие-то небольшие домашние обязанности.
  6. Помогайте понять, рассказывайте, но никогда не выполняйте домашние задания за ребенка. Даже, если ребенок начинает нервничать, успокойте, поговорите и верните его к выполнению домашних заданий.
  7. Постарайтесь соблюдать режим и не отступать существенно от выработанного вместе с ребенком графика. Так легче детской психике адаптироваться и устранит излишнюю нервозность.
  8. Часто обсуждайте достижения своего ребенка и его одноклассников. Не для того. Чтобы его с кем-то сравнивать, ни в коем случае. Постарайтесь в разговорах выказывать уважение, восхищение желанием ребенка чего-то добиться, узнать сверх учебной программы. В школе сейчас это забыто, поэтому поддерживать желание учится придется поддерживать нам-родителям.
  9. Постарайтесь с первого класса выполнять дома в первую очередь и лишь потом идти в кружки, секции или на прогулку. Это дисциплинирует и является дополнительным стимулом закончить уроки в срок.

Некоторые современные учителя, а за ними и родители начинают твердить, что сначала нужно погулять после школы, а затем только садиться за уроки. Не нужно к этому приучать, уважаемые родители. Это пошло от того посыла, что после школы должен пройти час, прежде, чем ребенок сядет за уроки дома.

А теперь давайте посчитаем, сколько пройдет времени, если первоклассник после школы сразу придет домой и сделав все сядет за домашние задания. После последнего урока ребенок идет в раздевалку и одеваясь обсуждает свои дела с новыми друзьями. Редко, кто управляется за 15-20 минут. Дальше идет домой. Если школа рядом, это еще 10 минут, а часто и больше. Приходит домой раздевается 10-15 минут. Если взрослые разогрели обед, то на еду уйдет еще 15-20 минут, если разогревать самому, то на это уйдет в лучшем случае 30-40 минут. И сколько мы имеем в итоге? Минимум-час.

А еще вынуть учебники и тетради, усесться за стол. Тут вспоминаем, что какой-то урок не записан и идем звонить одноклассникам. Да если за полтора часа ребенок только сядет зва уроки, это уже хорошо. Хотите, чтобы он до этого погулял?

Только помните, когда наступит вечер, то писать уже придется при электрическом свете. Голова уже думает медленно и запоминает хуже. Родители приходят домой, и обсуждают прошедший день и так хочется поговорить с ними, а не писать в тетрадку или учить стихотворение. Возникает столько отвлекающих моментов. Представьте себя на месте ребенка и составьте вместе с ним график от которого ни вы, ни он не будете отклоняться.

Почему ребенок не хочет делать уроки в средней школе

Чаще всего это происходит из-за того, что ребёнок находится в постоянном стрессе. На него давят учителя, родители. Учёба – это очень тяжёлый путь, а если ещё учиться на хорошо и отлично, то это ещё более тяжёлый, как морально, так и физически, путь.

Чтобы быть отличником нужно постоянно заставлять себя, принуждать к чему-то. Эти принуждения чаще всего исходят со стороны родителей и учителей! Всем знакомо: «Делай уроки!», «не ленись», «если задали – значит надо», «сядь ровно». Знакомо? Представьте, каково ребёнку изо дня в день слышать всё это!

  1. Здесь уже родителям нужно понять: «Почему ребенок не хочет выполнять уроки дома?» Может среди сверстников начался период, когда получать двойку-это круто. Часто отличник в этом случае находится в самой невыгодной ситуации. С одной стороны он тратит время на выполнение домашних заданий, когда одноклассники ничего не делают и свободно гуляют, играют, встречаются друг с другом, да еще и посмеиваются над теми, кто сидит над уроками дома.
  2. Может быть стали задавать больше, а ребенок медлителен. Ну, тут уж только можно помочь, то-то оптимизировать или научить какие-то задания делать быстрее. Например, не писать доклад полностью, а скопировать материал из интернета и дальше его вычитать и переработать некоторые фразы. Если медлительность результат черт характера и тип темперамента, то переделывать даже не стоит пытаться. Только время потратите, и нервы попортите и себе, и ребенку.
  3. Бывает так, что предмет дается тяжелее других или тема не понята. Тут лучше вовремя найти какие-то хорошие курсы, где среди таких же ребят освоить предмет веселее и легче. Можно найти, конечно репетитора, но только если вы не можете или не хотите объяснять сами, а в репетиторе вы уверены.
  4. Еще одной причиной нежелания делать уроки дома может быть абсолютно неинтересное преподавание предмета учителем. Здесь можно только поговорить с ребенком и объяснить, что не стоит портить себе всю успеваемость из-за нелюбимого предмета. Тут уж не требуйте максимума, а хотя бы просто хорошей успеваемости.

Некоторые родители в средней школе пытаются мотивировать школьников деньгами за каждую оценку. Я против этого. Во — первых это расхолаживает и не приучает достигать конечного результата. А во-вторых, вы же не берете с него деньги за приготовление обеда или ужина. Не стоит извращать внутрисемейные отношения. Лучше пообещайте, когда он хорошо окончит учебный год (четверть, триместр) сходить с ним туда, куда он давно мечтал, и конечно обещание нужно исполнить.

И все же, дети это тоже люди, а подростки, почти сформированные личности, которые имеют свою точку зрения, у которых есть свои интересы и они не созданы только для того, чтобы постоянно учиться. Да, ученье свет, но нельзя им злоупотреблять. Ученье должно быть в радость. Подростки должны интересоваться не только учёбой, золотыми медалями или пятёрками, а еще и общением с друзьями, посещением секций и кружков по интересам.

Почему дети старших классов не хотят делать уроки дома

Для многих родителей, то. Что я сейчас скажу будет неожиданностью. В 99% дети в этом не виноваты.

  1. Причины за время учебы уже сформировались и лежат на поверхности. Как правила причины все те же, что и в средней школе. Школы, перешедшие на так называемые профили начали пытаться взять на себя не свойственную им функцию- подготовить в институт.
  2. Да простят меня школьные учителя, но почти никто из них не сможет этого сделать. Ни нужных знаний, ни владения методиками школьные учителя не обладают. Зато у них появилась возможность заработать на дополнительных часах, чем они в большинстве своем и пользуются.
  3. В связи с этим дети вынуждены пребывать в школе по 8-10 часов ежедневно, отказываться от секций, кружков, выходных и пытаться сделать все заданное до 2-3 часов ночи. Думаете это единичный случай? Нет, это распространяется повсеместно. Начиная с 8 класса дети и родители забывают, что такое жить нормальной жизнью. Все подчинено интересам школы.

И вот здесь я всех родителей призываю однозначно встать на сторону своего ребенка и бороться только на его стороне. Я не говоря сейчас о том, чтобы потакать лени, нет. Я говорю о том, что даже сам учитель не способен к завтрашнему дню решить 60-80 задач по физике или математике. Но, однако, он это задает своим ученикам. Хороший учитель задает несколько заданий и видит понимание или непонимание детей и не нужно это натаскивание и решение сотни задач.

Если у вас в школе началось то же самое и вы хотите, чтобы ваш ребенок не вычеркнул из свой жизни любимые занятия и , то прочитайте нормы санпина. Они есть для каждого класса для всех форм обучения. С распечаткой этих норм идете к завучу в школу и говорите о том, что вы против, чтобы ребенок бросал тренировки и прочее. Уверяю вас, что даже спорить с вами особенно не будут. Это детей они обманывать приспособились. В крайнем случае напишите заявление.

А вот с оценками по предметам придется смириться. Требуйте от ребенка понимания и решения нескольких номеров заданий, а не попытки выполнить невозможное. Могу сказать, что при таком подходе мой сын был по результатам ОГЭ одним из лучших. При этом он занимался на курсах по информатике, которые сам же и выбрал, посещал тренировки и не сходил с ума перед экзаменами.

Я не знаю, какие именно причины породили в вашем ребенке нежелание делать уроки дома. Знаю одно, в ваших силах быть всегда на стороне своего ребенка и помочь ему в получении знаний и их реализации в жизни.

Простая логическая игра "Поймай кота" . Задача игры окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля. Постигла неудача - начни игру снова!

Накормить любой ценой или оставить в покое и подождать, пока ребенок сам попросит еду - непростой вопрос для родителей. Педиатры рассказали, как правильно себя вести в разных ситуациях, и объяснили, по каким причинам дети могут отказываться есть.

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, он просто не голоден. Но никогда, ни в одной из этих ситуаций не заставляйте ребенка есть. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и сформирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до анорексии. Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ, ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное - давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.

Не нравятся какие-то конкретные полезные продукты? Тут действует правило - предлагаем до десяти раз с интервалом в месяц. Родители дают попробовать ребенку один и тот же продукт примерно раз в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно «контрабандой» - спрятать ту же брокколи в запеканку. Если и после десяти раз вы получаете категоричный отказ, замените этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Когда ребенок просто капризничает и ничего не ест, с этим тоже можно что-то сделать, не заставляя. Вот несколько простых рекомендаций. Чтобы ребенок ел, ему нужен режим - еда в одно и то же время. Так ребенок начинает испытывать чувство голода, когда приходит время приема пищи. Чтобы аппетит не терялся, уберите из рациона все углеводные и жировые перекусы, оставьте только фрукты или овощи, например морковь.

Не кормите под телевизор и компьютерные игры. Дети должны осознанно выбирать, что именно они едят.

Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, - так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.

Начните с себя. Дети копируют наше поведение, в том числе и пищевое. Именно вы решаете, какую еду покупать и когда ее подавать. Поэтому будьте примером и питайтесь правильно, выбирайте полезные перекусы, ешьте за столом, не пропускайте приемы пищи.

Все же бывают ситуации, когда ребенка, который отказывается от еды, стоит показать врачу. Например, если он наотрез отказывается от действительно важных продуктов: от мяса (источника железа), от молочных продуктов (источника кальция). Тогда педиатр посоветует продукты-заменители или назначит добавки.

Если ребенок мало ест и при этом плохо себя чувствует (слабость, сухая кожа, выпадают волосы, нарушение стула) или вам кажется, что у ребенка недобор веса, - это тоже повод проконсультироваться со специалистом.

Заставлять ребенка есть, если он не хочет, не нужно. При снижении аппетита у здорового ребенка правильно использовать скорее такие понятия, как замотивировать или сподвигнуть. Например, эффективными могут быть такие фразы, как «нужно поесть, чтобы вырасти таким же сильным, как папа (или какой-то любимый персонаж сказок, мультфильмов)». Немаловажными в данном вопросе являются запах и внешний вид еды: они должны способствовать аппетиту.

Зачастую родителям только кажется, что их ребенок мало ест. Необходимо оценить количество и разнообразие съедаемой за день пищи.

Также ребенок может плохо есть или отказываться от еды в основные приемы пищи из-за того, что в перерывах употребляет много сладкого и мучного: такую тактику родители сами часто используют, чтобы чем-то занять ребенка, только бы не отвлекал и не носился по дому. Жара, низкая физическая активность также могут снижать аппетит.

Но нужно помнить, что снижение аппетита может наблюдаться при нарушениях пищевого поведения и некоторых заболеваниях. Это могут быть: интоксикация на фоне острых заболеваний, заболевания желудочно-кишечного тракта (прием пищи может вызывать боль), эндокринные нарушения, нервно-психические заболевания (за счет угнетения пищевого центра), острая хирургическая патология (острый аппендицит) и другие.

Во время острых интеркуррентных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ) при плохом самочувствии ребенка не стоит его заставлять съедать целую тарелку, лучше предлагать еду часто малыми порциями - сколько съел, столько съел. Не стоит пичкать ребенка при тошноте.

В остальных случаях при заболеваниях мотивировать ребенка к приему пищи, а уж тем более заставлять не только не нужно, но и порой опасно. Заподозрить такие состояния позволяют сопутствующие жалобы и симптомы, а также плохое физическое развитие. Разобраться в истинных причинах снижения аппетита при наличии жалоб поможет только врач после осмотра и обследования.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Стоит ли ребёнка заставлять есть

Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть.

Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу, за бабушку…» до жесткого «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом…

Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки… Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней «войны за столом».

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной «пыткой едой». Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра…

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?

Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип «сытость, упитанность - это здоровье». Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо.

Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.

Взрослые, которые считают важным поступать «как положено», «как должно», находятся под гнетом стереотипа «ребенок должен питаться». Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.

Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия.

Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию.

Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.

У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать.

А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны.

Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку.

В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.

И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией.

После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.

Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?

Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.

Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные.

А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать.

Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое… И они не выдерживают, снова заставляют его есть.

Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.

Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется.

Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться.

Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего «руководства», поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему


Зачастую, если ребенок плохо ест, постоянно отказывается от еды, родители стараются любой ценой, идя на разные ухищрения – от уговоров и обещаний вознаграждения до криков и запугивания. Конечно, они сильно переживают, что ребенку не хватает питательных веществ и это может плохо сказаться на его росте и развитии, но все же такой подход пользы ребенку не принесет. Поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей детей-малоежек.

Малыш должен съедать весь положенный по возрасту объем пищи. Данное утверждение является неверным. Важно понимать, что рекомендации по детскому питанию являются усредненными, они не учитывают индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. Вполне возможно, что кроха унаследовал от родственников замедленный или ускоренный обмен веществ, что также выражается в повышенном или пониженном аппетите, избирательный вкус (ребенок не ест некоторые продукты) или пониженный аппетит. В силу возрастных особенностей желудочно-кишечного тракта или каких-то заболеваний у малыша может быть снижена активность пищеварительных ферментов, а значит, процессы пищеварения будут протекать медленнее, а аппетит будет не очень хорошим.

Подвижные детки обычно отличаются хорошим аппетитом (ведь физическая активность требует восполнения запасов энергии), а флегматики, как правило, малоежки. Объем предлагаемой пищи зависит от аппетита детей. Нужно с пониманием относиться к ребенку со сниженным аппетитом: если он не всегда съедает порцию, рекомендованную по возрасту, то не стоит настаивать – ему можно временно организовать дополнительный прием пищи, например, второй завтрак и еще один легкий ужин.

Считается, что за сутки среднестатистический годовалый малыш должен съедать в общей сложности около 1000 мл пищи, калорийность которой составляет 1000–1100 ккал.

Если в тарелке остается еда, то ребенка необходимо заставить все доесть. Это огромное заблуждение родителей, нередко приводящее к избыточному весу у ребенка. Потребность малыша в еде – это потребность в энергии, которую он расходует. Здоровый детский организм сам регулирует аппетит: если ребенок хорошо и много двигается, не перегревается, занят умственной работой, то и аппетит у него хороший. Растратив всю полученную за предыдущее кормление энергию, малыш, как правило, съедает всю положенную по возрасту порцию. А в случае, если энергии у него осталось много, он может не хотеть есть и будет отказываться от еды. Если малыша, регулярно оставляющего в тарелке еду, насильно кормить, то он получит избыток питательных веществ, который не будет преобразован в энергию, а отложится в виде жировой ткани, что впоследствии может привести к ожирению.

Для достижения цели подойдут любые методы – мультфильмы, сказки, игры и т. п. Недопустимо отвлекать внимание ребенка от еды, а именно это и происходит за просмотром мультфильмов и игрой: ребенок не только не видит пищу, но даже плохо чувствует ее запах. А значит, не запускается процесс пищеварения – не начинают вырабатываться пищеварительные соки и ферменты. Происходит это потому, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы нужно сначала увидеть еду и почувствовать ее запах. Это и называется рефлекторной фазой пищеварения. Уже через несколько секунд после того, как мы почувствовали запах еды, значительно усиливается выделение пищеварительного сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливается образование желудочного и кишечного пищеварительных соков. Отвлекаясь от еды, малыш проглатывает пищу, не замечая ее вкуса, цвета и запаха. При этом ферменты и пищеварительные соки вырабатываются в недостаточном количестве, а работа желудочно-кишечного тракта замедляется. Это, в свою очередь, может стать причиной многих проблем – нарушения обменных процессов, в том числе ожирения, воспалительных заболеваний, например, гастрита (воспаление слизистой желудка), изжоги, отрыжки и пр.

Надо во что бы то ни стало накормить ребенка полезным, но, на его взгляд, невкусным или нелюбимым продуктом – запихнуть в него творог, кашу и т. п. Это неправильно. Навязывание детям нелюбимых ими продуктов или блюд может привести не только к снижению аппетита, но и к психосоматическим проблемам – развитию анорексии (отказ от еды за счет сильного снижения или полного отсутствия аппетита). Даже у малышей могут складываться предпочтения в еде. Не стоит насильно кормить ребенка неполюбившимся продуктом: механизмы физической защиты вызовут рвотный рефлекс, а если данная манипуляция будет повторяться часто, в дальнейшем один вид или запах, постоянно сопровождающий кормление невкусной едой, будет вызывать тошноту и рвоту. Зная, что ребенок не любит конкретное блюдо, лучше предложить более-менее приемлемый для малыша продукт, дать ему возможность отдохнуть от нелюбимого блюда (например, ненавистной каши), тогда возрастает вероятность того, что в дальнейшем он будет относиться к ней более доброжелательно. А чтобы накормить малыша нелюбимыми, но полезными продуктами, можно немного схитрить, например, замаскировать их подливкой, сделать из них котлетки, добавить в кашу или творог кусочки фруктов, изменив тем самым вкус блюда, и т. п.

Можно кормить ребенка, пока он играет или бегает, лишь бы ел. Абсолютно неверное решение проблемы. Именно детский возраст является благодатной почвой для закладывания определенных навыков, формирования правильных стереотипов. Для хороших и физиологически правильных процессов пищеварения необходимо, чтобы у ребенка было свое место, где он кушает, свои тарелка, ложка, чашка. Соблюдение определенных правил питания приучает ребенка к дисциплине, что в дальнейшем ему очень пригодится. Кроме того, малыш должен учиться есть самостоятельно, пользуясь столовыми приборами, а не руками, и делать это аккуратно. Для закрепления навыков нужны ежедневные тренировки. А пробежки мимо стола не способствуют соблюдению определенных правил, и у ребенка не вырабатываются правильное пищевое поведение и привычки. Кроме того, физическая активность во время еды недопустима, так как нельзя исключить несчастные случаи: ребенок может, например, подавиться куском пищи. Во избежание различных проблем со здоровьем и нежелательных поведенческих реакций малыша предпочтительно кормить его правильно с самого раннего возраста (с началом ), показывая на собственном примере, как нужно вести себя за столом.

Каждый раз после еды можно обещать ребенку что-то вкусное, но совсем не полезное (сладости, выпечку и пр.). Такую тактику тоже нельзя признать правильной. Существует категория детей-сладкоежек – они идут на любые условия, лишь бы получить , и надо остерегаться избыточного поступления простых углеводов в их организм. Кстати, этот совет подходит не только для сладкоежек, но и абсолютно для всех детей. Именно для утилизации глюкозы (она образуется при переваривании углеводов) поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин. Повышенная нагрузка на этот орган может привести к нежелательным последствиям – развитию сахарного диабета (заболевание, при котором нарушено усвоение глюкозы организмом за счет снижения выработки инсулина – основного участника данного процесса). Кроме того, все отличаются высокой калорийностью, и ребенок, съев всю порцию еды и уже получив должное количество энергии с пищей, поглощая сладости, приобретает лишние калории. При регулярном подобном питании набирается избыточный вес, а в дальнейшем развивается ожирение, влекущее за собой проблемы со здоровьем, ведь нет практически ни одной системы в организме, которая бы не страдала от чрезмерной массы тела. Сладости, кондитерские изделия, выпечку не стоит регулярно давать малышу, их можно предлагать лишь изредка, в небольшом количестве (не более 10 г в день) и желательно детям после 3 лет. В противном случае ребенок с плохим аппетитом, получив вдоволь сладостей, откажется от еды.

Стимуляторы аппетита

Улучшить аппетит ребенка помогут:

  • Правильный режим питания (количество приемов пищи и объем порции в соответствии с возрастом крохи).
  • Исключение перекусов между основными приемами пищи.
  • Правильный распорядок дня (питание, сон и бодрствование по определенному режиму дня).
  • Активные физические нагрузки – подвижные игры, длительное пребывание на свежем воздухе.
  • Исключение всех моментов, отвлекающих ребенка от процесса приема пищи.
  • Ограничение сладостей в меню.
  • Совместное с ребенком приготовление пищи, украшение блюд и сервировка стола.
  • Использование красивых кухонных приборов, посуды, привлекающей внимание ребенка.

Заставляя детей делать что-то, мы думаем, что так будет лучше для них. А на самом деле причиняем огромный вред: ребёнок учится тому, чему лучше не учиться, и живет не так, как хотел бы и как должен. Итак, к чему категорически не стоит принуждать детей…

Есть, когда не хочется

Наш организм лучше знает, когда стоит употреблять пищу, а когда нет. Если человек заболевает, то ему просто необходим перерыв в приемах пищи. А есть , нежели другим. Когда ребёнок ест по принуждению, у него:

  • может разболеться живот (бывает и );
  • появляется ненависть и отвращение к еде;
  • нарушается доверие к родителям, которые насильно впихивают еду.

Что делать? Почитайте . Быть может, вы не так и далеки от них. Если же отрыв большой, уберите все перекусы, готовьте только питательную и полезную еду.

Лукавить и лгать

Даже самая безобидная фраза типа «мамы нет дома» (когда она на самом деле дома) научит малыша лжи и хитрости, а ещё даст возможность осознать ребёнку, что сами родители, в принципе, не прочь иногда солгать. Итог - ребёнок будет врать, и не стоит обижаться, если даже нам, мамам и папам!

Что делать? Можно не договаривать, но говорить только правду, и ничего, кроме правды.

Измениться

Речь идёт не о поступках, а о характере: некоторые родители пытаются заставить непоседу сидеть на скамейке всю прогулку, а боязливого флегматика укоряют в том, что он все делает медленно.

Что делать? Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Ну, не любит он общаться с другими, а предпочитает играть в сторонке - пусть играет! А если малыш носится, как угорелый, лучше предоставить ему для этого зеленую лужайку, чем трепать нервы и себе, и крохе!

Общаться с другими людьми

«Почему ты не говоришь тете «Здравствуйте»?», «Тебе протягивают конфету, бери!», «Расскажи, как ты учишься! У тебя ведь спрашивают!» - мы можем даже не замечать этого унижения, которому подвергаем своих детей, заставляя их общаться с соседями или со своими знакомыми, или же с сотрудниками, или ещё с кем-то. Логика проста - мы встречаем кого-то, кого очень рады видеть, и желаем, чтобы и ребёнок тоже обрадовался и продемонстрировал все свои таланты. Только вот малыш не хочет общаться с этими людьми, они - чужие для него, он их стесняется, боится, да просто не хочет говорить!

Что делать ? Отстать от ребёнка! Это ваши друзья, знакомые, коллеги, а не его! Не хочет общаться - не надо!

Просить прощения

Конфликты на детской площадке неизбежны, а вникать в них не всегда хочется, особенно, если родители заняты взрослыми беседами. «Почему Катя плачет? Отобрал лопатку? Иди, попроси прощения!» - говорим мы, не разбираясь, что Катя-то - задира, ударила, и кроха за это отобрал у неё лопатку, притом свою! А бывает, что мы понимаем, ребёнок не особо-то и виноват, но требуем от него извинений, потому что мы - вежливые!

Что делать? Всегда разбираться в детских конфликтах и просить ребёнка извиниться только, когда он действительно виноват и сам это осознает. Иначе слово «извини» превратится в пустое, ничего не значащее.

Заниматься тем, чем не хочется

«Какой бокс? Иди лучше в футбольную секцию! Я занимался, отличный спорт!», - говорит папа. В итоге из ребёнка вырастает не футболист и не боксер, хорошо, если вообще не забрасывает спорт! Речь идёт не только о спорте, но и о выборе профессии - часто родители решают за детей и этот вопрос.

Что делать? Прислушиваться к ребёнку, подбирать занятия, которые он любит и которые принесут ему пользу.

Отдыхать там, где не хочется

Будь то визит к любимой бабушке в выходной день, будь то летний детский лагерь на месяц - если досуг идёт врознь с желаниями ребёнка, ничего хорошего из этого не выйдет. Малыш только нагрубит бабуле, а лагерь превратится в настоящую пытку.

Что делать? Отдых должен приносить удовольствие, поэтому, подбирая вариант досуга для ребёнка, сначала поинтересуйтесь, чем хочет заниматься он. Если ваши точки зрения не совпадают, то постарайтесь объяснить преимущества своего варианта и сделать так, чтобы ребёнок с вами согласился. Если наотрез не хочет - не заставляйте, ищите компромисс!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.