Примеры произведений на тему дружбы и вражды. Проблема дружбы и вражды. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Направление "Дружба и вражда" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Дружба и вражда". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, каким должен быть настоящий друг. И каков бы ни был итог наших размышлений, мы все сходимся в том, что истинной дружбой можно назвать только отношения, полные искренности, доверия, душевной близости, готовности прийти на помощь в трудную минуту… Тот, кто обрёл в лице другого человека такого верного товарища и сам соответствует высокому званию друга, может смело назвать себя счастливцем.

Но, к сожалению, тот или та, что звались нашими друзьями, не всегда ими являются. Открывая свои сокровенные мысли или протягивая руку помощи другому человеку, мы всегда рискуем, так как «чужая душа - потёмки». И враг, умело скрывавшийся под дружеской личиной, конечно же, самый опасный, потому что ему известно о вас многое.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался страшнейшим врагом, причинявшим герою страдания. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с ещё одним персонажем, который только симулирует дружеское расположение. Печорин неспособен быть другом, но, чтобы играть человеческими судьбами, притворяется внимательным товарищем Грушницкого, а также пылко влюблённым в княжну Мери. Убедив наивного молодого человека в том, что девушка испытывает к нему влюблённость, Григорий Александрович сплетает сеть интриг, в которую попадает и неопытная Мери, полюбившая Печорина, а также самовлюблённый Грушницкий, уязвлённый охлаждением княжны к нему из-за Григория Александровича. Чтобы развеять скуку, Печорин становится режиссёром кровавого спектакля, развязкой которого станет разбитое сердце юной девушки и смерть несчастного Грушницкого, действительно любившего Мери… Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами:

Что от врагов ты хочешь скрыть,
Друзьям не должен говорить.

Да, враг - это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как ни велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше.

(387 слов)

Материал Н.А. Зубовой

"Друг познается в беде" так гласит народная мудрость, но я не совсем согласен с ней. Настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. И это доказали многие писатели.
В романе Вениамины Александровича Каверина “Два капитана” показывает нам двух друзей Сашу Григорьева и Мишу Ромашова. Их дружба в один миг заканчивается, так как Миша не смог спокойно смотреть на близкие взаимоотношения Кати Татариновой и Сашки Григорьева, потому что Ромашка сам был в неё влюблен. Миша способен на предательство своего друга, во время войны он бросил раненного Сашку умирать.

Это показывает, что Ромашову вовсе не нужны были друзья, да и способны ли полюбить такого человека. Ведь такие люди как Миша не способны помочь человеку в трудную минуту, да и радости с ним не разделишь.

А Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показывает нам настоящую дружбу на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер пытается помочь Андрею справится с потерей жены и соболезнует ему. А когда Болконский влюбляется в Наташу, Безухов искренне радуется счастью своего друга. Эти эпизоды показывают отношения Пьера к дружбе, он дорожит своей дружбой с Андреем. Пьер Безухов готов пожертвовать своим счастьем ради друга. Это видно потому как рьяно он пытается помирить Андрея с Наташей, хоть и сам в неё влюблен. Только настоящий друг способен прийти на помощь в трудную минуту, он не умеет завидовать и причинять боль своему близкому другу. Таких друзей способна разделить только смерть.
Таким образом, друг может называться настоящим, если он и в горе поможет и в радости порадуется вместе с тобой.

(252 слова)

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей дружбе – не пустом общении, использовании друг друга в корыстных целях. Как раз это наоборот не приносит нам ничего хорошего. Зачем вам друг, который с вами только потому, что ему больше ничем заняться, и он легко исчезнет надолго, даже не предупредив? Или друг, который с вами говорит одно, аза вашей спиной сплетничает о вас? Или тот, кто общается с вами, только когда ему что-то нужно? Или завистник? Разве такие «друзья» делают жизнь полноценной?

И лучше всего истинная сущность дружбы, как по мне, раскрыта в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Там в разговоре Лиса с Маленьким принцем говорится, что для того чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизни. И самому войти в его. Это - доверие, и именно оно священно. И это настоящее счастье - быть с кем откровенным и знать, что тебя таким примут и не предадут. И это необходимость в жизни каждого из нас.

(318 слов)

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Пруткова образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха? Дружба облагораживает жизнь, ее ценили и возвеличивали мыслители древности. Дружба, в оценке Аристотеля, – наинеобходимейшее для жизни: ведь никто не хочет жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

Дальше он разъяснял: «Дружба не только неоценимая, а и прекрасная - мы прославляем того, кто любит своих друзей, имеет много друзей - это чудесно, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - это одно и то же. Чрезвычайно высоко оценивается дружба в украинской культуре. Раскрывая большую силу дружбы, Григорий Сковорода приводит слова Плутарха: «Дружба, сопровождая жизнь, не только прибавляет утехи и обворожительности светлым его сторонам, а и уменьшает страдание, и Бог, прибавив к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостным, приятным и милым, когда друг рядом и вместе с вами утешается. И как бы льстец не ковал бедствие, используя наслаждения и приятности, надо знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу». Сковорода учил быть осмотрительным в выборе друзей. Конечно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь всегда будут оставаться высочайшими ценностями.

Они представляют собой какой-либо таинственный процесс, который невозможно запрограммировать, наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают его. В психологии понятия «дружба» определяется как стойкие личностно-выборочные межличностные отношения, которые характеризуют взаимную благосклонность их участников, взаимные ожидания соответствующих чувств и отдача преимущества. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Серьезные нарушения «кодекса дружбы» ведут к ее прекращению, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к преобразованию дружбы в ее противоположность - враждебность. Наибольшей интенсивности достигает дружба в юношеские годы и в период ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, наибольшая частота встреч и наибольший объем совместно проведенного времени. При этом отношения между друзьями наполнены глубоким эмоциональным содержанием и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Дружба выступает иногда своеобразной формой психотерапии. Она разрешает высказать сокровенные чувства, которые переполняют человека, и найти поддержку тех, кто разделяет ее мысли.

Для меня друзья имеют большое значение. Это самые дорогие люди после родителей.

С ними я всегда могу быть откровенным. Вместе с друзьями я быстрее нахожу решение любой проблемы, с ними легче выполнять всякую работу, радостнее проводить свободное время. Я ценю своих друзей, стараюсь не ссориться с ними и помогать им всегда, когда возникает потребность. Итак в самом деле, как утверждает народная пословица, человек без друзей - что дерево без корней.

(467 слов)

Дружба и вражда – эти антиподы всё чаще и чаще встречаются в 21 веке. Дружба-это отношения,основанные на доверии,взаимопомощи и поддержке. А вражда – это противопоставление дружбе. Люди не ценят друг друга, дружбы между друг другом. Поссорившись,можно никогда не вернуть дружбу.За доказательствами своих рассуждений хочу обратиться к примерам из художественной литературы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" рассказывается о двух товарищах – Онегине и Ленском. Их дружба была настолько крепка,но вражда позволила эту дружбу разрушить. На дне рождении Татьяны Лариной,Евгений Онегин пригласил на танец возлюбленную Ленского – Ольгу Ларину.Это было со стороны Евгения,как бы отместка. Но эта отместка очень оскорбила Ленского,после чего он пригласил на дуэль Евгения. Дуэль закончилась весьма трагична-смертью Ленского.По началу Евгений не хотел убивать Ленского,но также он не хотел выглядеть трусом в обществе. После смерти Ленского Евгений просто не понимал смысла жизни,ведь он потерял близкого человека.

Также в качестве доказательства своих мыслей могу привести роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где главными героями являются Печорин и Грушницкий.Грушницкий клеветал на своего друга Печорина,потому что он считал себя лидером,предполагая,что им двоим места нет.После всей этой гнусной клеветы,Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он считал,что больше ему ничего не оставалось кроме нее.В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Здесь
– Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения ;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.

А.С.Пушкин - “Чаадаеву”.

Каждый из нас когда-либо сталкивался с такой ситуацией, когда лучшие друзья становились врагами. Напрашивается вопрос, а может ли враг стать другом? Ведь дружба - это одна из самых важнейших частей нашей жизни. Только по-настоящему преданный друг поможет нам в самый переломный момент, подаст руку, разделит печаль и радость, выслушает и поделится советом.

Вспомним несколько примеров из литературы, когда заклятые враги становятся настоящими друзьями. Александр Сергеевич Пушкин, один из самых известных поэтов девятнадцатого века, достаточно хорошо показал в своем романе “Капитанская дочка”, что дружба между бывшими врагами возможна. В романе присутствуют два, совсем непохожих на друг друга, героя с разными взглядами на жизнь. Петр Андреевич Гринев, преданный родине офицер, и бунтарь Емельян Пугачев, который показан как самозванец и разбойник, с первой же встречи становятся ненавистными врагами. Однако, после нескольких других встреч, они видят друг во друге совсем иные качества, которые характеризуют человека, как настоящего и преданного друга. Без сомнений можно сказать, что они могли бы стать самыми настоящими друзьями, если бы они не находились в разных восстаниях.

Ситуация, сложившаяся между героями в романе Александра Сергеевича Пушкина не единственный пример дружбы из литературы. Васильев Борис Львович, русский писатель, так же показал в своей повести “Завтра была война” ситуацию, когда враг становиться другом. Героинями повести являются две одноклассницы, Вика Люберецкая и Искра Полякова. Они не могли найти между собой общего языка. Казалось бы, они никогда не станут друзьями. Однако, день рождения их одноклассника Артема Шефера стал некой точкой отсчета настоящей дружбы девушек. Когда Вики не стало, Искра совершила поступок, который охарактеризовал ее, как настоящего друга. Она клялась в дружбе, читая стихи Есенина Сергея Александровича над могилой девушки, которые Вика читала на дне рождения Артема.

Да и остальные одноклассники поддержали Искру, представив парту Вики, как памятник.

Таким образом, я могу сделать выводы, что даже самые заклятые враги могут стать самыми верными и настоящими друзьями. Очень легко превратиться из друзей во врагов, но труднее из врагов в друзей. А так же, стоит помнить, что нужно беречь и дорожить своими друзьями.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

Темы итогового сочинения 2016 - 2017

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2016. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Дружба и вражда" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья. (Г. Малкин)
  2. Почему друзья становятся врагами?
  3. Враг - потенциальный друг. (Я. Кротов)
  4. Почему рушится мужская дружба?
  5. Бескорыстность детской дружбы
  6. Есть ли польза от врагов?
  7. Можно ли уважать врага?
  8. Кто такой враг?
  9. Откуда берутся враги?
  10. Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей. (Мейдани)
  11. Предательство друга.
  12. От дружбы до ненависти.
  13. Берегите дружбу.
  14. Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг — в нашем сердце. (А.Бужар)
  15. Что такое истинная дружба?
  16. Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были. (Н. Шамфор)
  17. Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия. (К. Иммерман)
  18. Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. (А. Шопенгауэр)
  19. Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями. (Э. Хаббард)
  20. Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом. (Ш. Руставели)
  21. У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. (Ф. Достоевский)
  22. И в самом верном друге таится верный враг. (В. Георгиев)
  23. Враги наших врагов в конце концов наши друзья. (Э. Ренан)
  24. Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже. (Франсуа Ларошфуко)
  25. Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту. (Б. Грасиан)
  26. В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно. (Демокрит)

Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение по направлению Доброта и жестокость

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сегодня от многих людей можно услышать, что мир жесток.
Возможно, это действительно так, поскольку часто происходит так, что страдают именно безвинные люди, а те, кто действительно сотворил зло, остаются безнаказанными.
Поэтому многие стали просто безжалостными по отношению к другим.
Более того, те кто однажды проявил свою жестокость, после снова и снова продолжает это делать.
По этой причине в современном мире честность и добропорядочность встречается все реже и это очень печально.

О безжалостности людей пишут многие писатели.
В частности это касается и жесткости по отношению к животным.
В качестве примера можно привести произведение «Муму», которое было написано Тургеневым.
В этой трагической истории рассказывается, как дворник топит любимую собачку по приказу хозяйки. Ему, конечно же, делать этого совсем не хочется и сразу видно, что он не безжалостный человек, однако поступает именно так, а ведь можно было бы сделать совсем иначе. Безвыходных ситуаций нет и всегда можно хоть что-то, но придумать. Такой страшный поступок заставил дворника изменить его жизнь. Он больше не возвращается к своей барыне, а решает жить своей жизнью в деревне. Однако если бы осознание того, что нужно перестать жить, исполняя чьи-то приказы, а начать самостоятельное существование, пришло немного раньше, то собачка бы осталась жива.
Поэтому прежде чем что-то сделать следует сначала хорошенько поразмыслить и только после решаться на тот или иной поступок.

Только с возрастом приходит осознание того, что человеческая безжалостность и жестокость не имеет никаких границ. И оправдать это ничем нельзя.
Я считаю, что ни в коем случае не стоит причинять посторонним, а тем более близким людям вред, ведь после это может вернуться.
Ни одно зло не остается безнаказанным. Поэтому проявлять жестокость это не выход. Нужно быть прежде всего цивилизованными людьми.
И если хочется совершить какой-то жестокий поступок, то для начала необходимо себя поставить на место другого человека.
Понять, как ему будет в такой ситуации?

Особенно тяжело наблюдать за тем, как люди обижают животных, ведь они понимают, что те являются абсолютно беззащитными и при этом все равно издеваются над домашними питомцами. Выгоняют из дома старых собак или котов, которые уже «исполнили свою миссию» и больше не для чего негодны. Но как так можно поступить со старым верным другом? Этого я не понимаю и осознавать мне это очень больно. Также мне неприятно то, что в зоопарке находятся животные, которые когда-то были на свободе, а теперь должны жить в неволе, только ради того, чтобы потешить кого-то своим измученным видом. Это все неправильно и нецелесообразно. Животным нужно помогать едой или подлечивать их, но в клетки сажать – это негуманно и противоестественно.

Такие поступки может совершить только безжалостный человек и оправдать это можно только тем, что такое дело приносит немалые деньги. Но люди забывают о том, что диким животным жить в таких условиях некомфортно.
Так, зачем кого-то принуждать к той жизни, которая ему не нравится?
Я считаю, что в мире и так очень много зла и жестокости, поэтому следует дарить миру хоть маленькую частицу добра и тогда он отблагодарит тем же.
Мы сами решаем, что нам делать и как жить, поэтому не нужно идти у кого-то на поводу, необходимо всегда прислушиваться к своему сердцу и оно обязательно подскажет, как надо сделать, чтобы не затронуть ничьих интересов и не обидеть никого.
Поступать всегда нужно по совести, чтобы это никак не ущемляло права других, поскольку злые поступки разрушают нашу душу и могут привести человечество к деградации.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека.
Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг.
Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств.
А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное.
Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том,
хорошие или плохие последствия будут впереди.

Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства.
Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка принимать верные решения в своей жизни.
Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают.
Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.

Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение.
И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке?
Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, - это, прежде всего, поступок для самого человека.

Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится.
Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу.
Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.

Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Люди бывают жестоки друг к другу, потому что не могут сочувствовать и сопереживать. Тогда человек думает только о своих потребностях, не учитывая интересы и желания окружающих. Например, одна из современных звёзд шоу-бизнеса говорит так: «Ради своего успеха я могу идти по головам, мне плевать на всех». Эти слова могут служить девизом людей, способных быть жестокими. Чтобы доказать правильность этого мнения, обратимся к произведениям литературы.

В рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» говорится о том, как жестоко относятся одноклассники к талантливой девочке по имени Светка. Особенно её не любили девчонки, демонстрируя брезгливость и пренебрежение. Какая была у них потребность в этом? Всё элементарно – зависть. Чужой талант вызывает в людях, замкнутых только на себе и своих потребностях, жуткое раздражение и неприятие. Талантливого человека они готовы растоптать и уничтожить, к чему и стремятся изо всех сил. Почему сам рассказчик жесток к Светке? Здесь совсем другая позиция: у него с другом есть потребность ловить рыбу, а Светка, по их мнению, мешает им это делать, распугивая потенциальный улов своим пением. Ради удачной рыбалки они готовы не пускать Рыжую на озеро, и им плевать на её любовь к пению и природе.

Проблема жестокости поднимается в повести В. Железникова «Чучело». Как и в предыдущем примере, сюжет основывается на конфликте толпы и личности. Ленка Бессольцева – честная, удивительно добрая и духовно сильная девочка. Её неприятие толпой неизбежен, потому что потребности разные. Ленка стремится к добру, а весь класс к мести. Толпе всё равно, кому мстить, и им попалась в качестве жертвы эта девочка. Примечательно, что вместе со всеми в травле участвует и настоящий виновник неудавшейся поездки в Москву – Димка Сомов. Он предал класс, так как у него была потребность хорошо выглядеть в глазах классной руководительницы, и плевать ему на всех. Он предал Ленку, так как у него была потребность не оказаться на её месте, и плевать ему на Ленку. Самая жуткая сцена – избиение девочки и сжигание чучела, одетого в её платье. Сколько ненависти в этих детях! Почему они такие? Здесь мы видим упоение властью, иллюзию вседозволенности - это уже потребность толпы быть единой в своём порыве, могущественной в своём единстве. Человек, попавший в толпу, обречен быть жестоким, иначе его просто растопчут.

На примере этих двух девочек, Светки и Ленки, мы можем утверждать, что жестокость проявляется от неспособности ставить себя на место другого, в отсутствии чувства сопереживания.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях,
делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.

Милосердие избавляет нас от жестокости, насилия, враждебности.
Люди, которые имеют эти качества, является лучшими на планете.
Главное, чтобы поступки были реальными, а не оставались только словами.
На словах мы все друг друга любим и всегда готовы помочь, на деле все обстоит совсем не так.

Милосердие и доброта помогают сделать мир красивее.
Люди, проявляя эти качества, охотнее будут общаться друг с другом, настроение будет улучшаться.

Главное в наше время прививать эти два качества молодежи, на поступках показывать им, что людей нужно уважать, ценить и помогать.
Нужно, чтобы дети понимали, что каждый человек может попасть в тяжелую ситуацию независимо от уровней дохода,
а дружественная помощь всегда придется кстати.

Первым делом нужно всегда начинать с себя. Каждый человек должен прогнать со своего сердца злобу, ненависть и неприязнь,
простить былые обиды, ссоры, забыть старые огорчения и склоки, и жить с сердцем наполненным добром и милосердием!


Что такое дружба? Пожалуй, не просто ответить на этот вопрос, ведь это удивительное и ещё до конца не объясненное явление. Никто не знает точно, как именно и почему появляются друзья. Это происходит непредсказуемо и стихийно. Но, что точно известно, так это то, что без друзей человек не может существовать. Без них он словно дерево без листьев. Друзья нужны всем. Они поддерживают в трудную минуту, дают силы, когда, кажется, их уже не осталось. Друг делит с вами и радость и печаль. Он помогает удержаться на плаву в бурном море жизни. Без дружбы существование потеряло бы смысл. Она вносит в жизнь яркие краски.

Дружба - это единство душ и взглядов. Очень важно найти того, кто разделяет ваши интересы и понимает вас с полуслова. Но некоторые взгляды могут не совпадать, поэтому в дружбе очень важно уважение.

Нельзя навязывать другому свои идеи. Друзья не обязаны быть похожими во всем. Совершенно разные люди могут сойтись, и это самое удивительное. Настоящий друг радуется за вас, даже если сам проиграл. Это очень важное качество. Всегда необходимо уметь в нужный момент скрыть печаль от поражения и слишком сильную радость от победы ради важного для вас человека. Дружба основана на поддержке и взаимовыручке. Без этого она не может существовать. Дружить - значит быть готовым в любую минуту придти на помощь, несмотря ни на что.

А что такое вражда? Это зло и разрушение. Люди, погрязшие в ней, не получают от этого ничего хорошего. Вражда может вырасти на пустом месте, а потом растянуться на такой долгий срок, что забудется даже причина её начала.

Такие отношения разрушали не только жизни начавших их, но и потомков. Вражда может продолжаться через века и поколения. Для неё не существует времени. И это-то самое опасное. Неосторожно брошенное слово, случайно отдавленная нога могут вылиться в войну на долгие годы, а может, даже столетия. Конечно, для вражды бывают и серьёзные причины. Не всегда она возникает из-за мелочей. Но даже в таких случаях вражда все равно превращается в смертельную глупость, ибо никто не хочет закончить её вовремя. Это и есть, пожалуй, самое печальное в этом виде взаимоотношений.

Но какие враги самые опасные? Пожалуй, это бывшие друзья. Если человек, знающий о вас все, понимающий вас как себя, вдруг отвернется, если вы окажетесь по разные стороны баррикад, это может плохо кончиться. Такой враг сможет легко сыграть на ваших слабостях. Насколько он был верным и честным другом, настолько же он будет и страшным противником. Это может принести беды и страдания многим. Когда бывшие друзья враждуют, неизвестно, чем это обернётся в конце. Единожды сильно рассорившись, трудно вернуться к миру. Казалось бы, вечная дружба может внезапно разбиться из-за глупости, и это принесёт много несчастий и разочарований.

В русской литературе существует немало книг о дружбе и вражде. Многие великие авторы писали об этом. Тема человеческих взаимоотношений очень важна и многогранна. О дружбе и вражде размышляли во все времена. Эта тема всегда была очень интересна и близка людям.

В романе А.С.Пушкина "Дубровский" уделяется внимание взаимоотношениям двух помещиков. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были очень хорошими друзьями. Между ними царствовало удивительное согласие и взаимопонимание. Но внезапно все изменилось. Слуга Троекурова оскорбил Дубровского во время визита на псарню. Андрей Гаврилович был человеком гордым и не смог стереть обиду. Он уехал из имения Троекурова и потребовал друга отдать слугу ему на суд. Кирилла Петрович тоже был своенравным человеком и счел это за оскорбление. Отношения их испортились. Троекуров создал против Дубровского поддельное обвинение и получил его имение себе. Это сломало Андрея Гавриловича. Когда Троекуров, мучимый совестью, решает извиниться и приезжает к Дубровскому, тот умирает. В этом произведении показано, как из-за глупой гордости может развалиться крепкая дружба и к каким печальным последствиям это может привести.

Большое внимание дружбе уделяется и в романе А.С Пушкина "Евгений Онегин". Ленский и Онегин были связаны крепкой дружбой. Они проводили много времени вместе. Несмотря на разные взгляды на жизнь, они нашли общий язык. Все в их отношениях изменил бал на именины Татьяны. Евгений весь вечер танцевал с невестой Ленского Ольгой. Это рассорило друзей. Ленский, не желая ничего слушать, забыв о связывающих его с Евгением отношениях, вызывает Онегина на дуэль. Из-за небольшого недопонимания они стали врагами. Онегин убивает Ленского на дуэли и его жизнь становиться вечными муками совести. Это произведение доносит мысль о том, насколько необходимо меж друзьями умение выслушать другого, что бы ни произошло, и как трагичен, может быть итог, если этой способности нет.

Итак, дружба очень важна. Без неё невозможно жить. Нужно беречь своих друзей. Нельзя ссориться из-за мелочей, ибо это может вылиться в печальные события. Не нужно затевать вражду: ведь она не приносит ничего хорошего. Индейская мудрость гласит: «Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира». Зачем же делать жизнь запутаннее, чем она есть, тратя силы на бессмысленное противостояние, если можно просто хранить ту ценность, что уже имеется, и быть счастливым?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.