План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект по развитию речи в старшей группе "Беседа зимушка-зима"

Ира Рябова
Беседа о зиме. Интегрированное занятие в старшей группе

Интегрированное занятие в старшей группе

Подготовила воспитатель МБДОУ города Владимира «Детский сад № 70» Рябова Ирина Романовна.

Место проведения в группе .

Коррекционно-образовательные цели :

Закрепить знания детей о характерных признаках зимних месяцев, учить устанавливать связи и закономерности в природе. Формировать представление о жизни животных и птиц в лесу их приспособленности к зимнему периоду. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., изменение сущ. по падежам). Слоговой структуры слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Воспитатель выставляет 3-4 картины «Времена года» и читает стихотворение :

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Воспитатель спрашивает :

Дети, к какой картине подходит это стихотворение? Почему вы так думаете? Как бы вы назвали эту картину? Что вы представляете, услышав слово зима? (снег, вьюга, мороз, Снегурочка, Новый год и т. д.

I. Рассказ воспитателя : Самое холодное время года в нашем полушарии – зима. Зимние дни короткие, а ночи длинные. На улице хозяйничает мороз. С неба падает пушистый белый снег, он покрывает землю, деревья, крыши домов. Реки, озёра и лужи на дорогах сковывает прозрачный лёд.

Лиственные деревья стоят голые, покрытые лишь шубой из снега. Только ели и сосны сохраняют свой зелёный наряд. Некоторые животные – медведи, ежи, барсуки – уютно устроились в норах и заснули до весны. Другие звери по-своему приспособились к долгой зиме : зайцы и белки сменили шубки на менее заметные на снегу, а шубы волков и лис стали более пушистыми и тёплыми.

II. Давайте с вами поиграем в игру «Зимние дела»

Подбирать определения, описывающие характерные для зимы признаки.

Зима какая? (Морозная, холодная, вьюжная, метельная, белая, седая, крепкая, веселая, бодрая, мокрая, слякотная, колючая.)

Как ведет себя солнце? Как изменились день и ночь? (Светит ярко, но не греет; день короткий, а ночь длинная.)

Небо какое? Какие выпадают осадки? (Ясное, лазурное, иногда хмурое, серое, облачное; осадки в виде снега, снега с дождем.)

Земля какая? (Покрыта снегом, на дорогах гололед, оттепель.) (Дать объяснение словам «гололед» и «оттепель» .)

Снег какой? (Белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый.)

Лед какой? (Твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий, тонкий, тающий, острый.)

Деревья какие? (Без листьев, голые, обнаженные, «отдыхающие» , покрытые снегом, инеем, обледеневшие.)

Ветер какой? (Холодный, промозглый, порывистый, метель, буря, снегопад.)

Люди как одеты? Чем занимаются? (Одеты тепло, закутаны, мерзнут; скользят, падают, чистят дороги от снега, посыпают снег песком и солью, спешат домой, катаются на лыжах, санках, коньках.)

Как чувствуют себя животные? Что делают? (Им холодно, голодно, некоторые животные находятся в поисках пищи, спасаются от сильных морозов.)

Как ведут себя птицы? Чем люди могут помочь им зимой? (Улетели в теплые края (перелетные, остались (зимующие) ; помогать пернатым друзьям, строить кормушки, подкармливать птиц в лесах и парках.)

А вы помните название зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

Объясните, почему в народе так говорят?

Декабрь-студень (приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа) .

Февраль-ветродуй, вьюговей. бокогрей.

Дети, хотите поиграть в игру «Исправь предложение»

Выбрать «правильное» предложение, объяснить свой выбор.

1. Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге.

Медведь спит в берлоге, потому что пришла зима.

2. Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки.

Люди надели шубы и шапки, потому что стало холодно.

3. Пешеход упал, потому что на дороге образовался гололед.

На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал.

4. Ваня взял коньки, потому что открылся каток.

Каток открылся, потому что Ваня взял коньки.

5. Мы отмечаем новогодний праздник, потому что закончился декабрь.

Декабрь закончился, потому что мы начали отмечать новогодние праздники.

6. Дети решили лепить снеговика, потому что выпал мягкий снег. Выпал мягкий снег, потому что дети решили слепить снеговика.

7. Люди вывезли снегоуборочные машины, потому что всю ночь падал снег.

Всю ночь шел снег потому, что люди вывезли снегоуборочные машины.

8. Дворник посыпает дорогу песком, потому что образовался гололед.

Образовался гололед потому, что дворник посыпает дорогу песком.

Пальчиковая гимнастика

Снег сегодня шел с утра,

Рады снегу детвора

Снег на крыше, на ладошках, на носах и на сапожках…

А потом, а потом, мы из снега слепим ком.

Дети, а кто из вас любит зиму? А почему вы ее любите?

Физ. минутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (ходьба на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет, а потом на коньках (бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (падают)

А потом снежки лепили (лепят ладонями снежки)

А потом снежки катали (катят ком снега)

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали (бег по кругу)

Дети, я совсем забыла вам рассказать : «Сегодня, когда я шла на работу, встретила снеговика. Он передал для вас подарок (достаю конверт) . Как вы думаете, что в конверте? Достаю и читаю письмо.

«Дорогие ребята, помогите моему младшему братишке составить родственные слова. У слова «снег» много родственных слов. Постарайтесь их вспомнить и составьте с ними предложения.»

Снежок, снежный, снегурочка, снежинки, снегопад, снегирь.

Я начну предложение в стихотворении И. Лопуновой, а вы закончите подходящим родственным словом.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… (снежинки,

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою) .

На поселки, на лужок

Все снижается (снежок) .

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной) .

Итог занятия . «Оценка работы детей»

Программное содержание

Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.

Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам, поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Дети, я хочу с вами поиграть в игру «Времена года». Я буду показывать картинку «время года» — а вы показывать фишку нужного цвета.

Напомните мне, какие времена года вы знаете?

(ответы детей)

Игра «Времена года»

(ответ ребенка – время года, как ты определил)

Скажите, что бывает только зимой?

(мороз, снег)

А кто знает загадки о зиме?

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет —

Когда это бывает? (зима)

Скатерть бела, весь свет одела. (снег)

Без рук без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Отгадайте и мою загадку:

Бел как мел

С неба прилетел

Зиму пролежал

В землю убежал

А кто вспомнит, как начиналась зима?

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала.

А какой первый месяц зимы?

Входит мальчик-декабрь.

Давайте посмотрим на календарь погоды. Всю зиму, каждый день мы с вами отмечали погоду.

А сейчас посмотрим и сравним с другими месяцами.

Открываем первую страничку – декабрь.

Сколько солнечных дней? Сколько пасмурных? Каких больше?

Какая была погода? (морозная, холодная, снежная, вьюжная)

А все это старуха – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком.

Что сделали птицы?

Собрались покричали полетели за синее море, в теплые страны.

А какие птицы остались зимовать?

(вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, Холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Входит мальчик – январь.

Открываем календарь на второй страничке. Какой второй месяц зимы?

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снега на дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом

В наше доме топят печки

В небо дым идет столбом.

Все зеленое, что радовало глаз весной, летом, осенью исчезло, спряталось глубоко под снегом.

Какой снег?

(белый, холодный, скрипучий, хрустящий)

А из чего состоит снег?

(ответ)

А вы хотите узнать, из чего образуются снежинки?

Я прочитала об этом в одной книге, её написали учёные.

Они летели в самолёте в облаках и под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали маленькие кристаллики льда, и как только они опускались в тучу, они сразу же становились снежинками. А маленькие кристаллики льда – водяной пар, летом он превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

А теперь расскажите, какие бывают снежинки? Какой формы?

(звёздочки с шестью лучами, цветочки с шестью лепестками, иголочки, тонкие пластинки)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

А что мы слышим в морозный денек при ходьбе? Почему?

(под тяжестью тела ломаются лучики)

Чем тише морозный, ясный денек, тем красивее снежинки. А при ветре лучики обламываются и превращаются в снежную пыль.

А вне сильный мороз, что происходит с снежинками происходит?

(они ломаются, скатываются в шарики- крупа)

А если несколько снежинок прилепились друг другу- получаются хлопья снега.

Еще пуще злится зима.

Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом.

Чтение стихотворения «Морозец»

Много пословиц и поговорок придумал народ о зиме.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Зимой денек, как у комара носок.

Зима без снега, лето без хлеба .

В холодном тумане встает холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.

Подойдите все к картине, посмотрите внимательно.

Что изобразил художник?

Что происходит зимой в лесу?

Я начну рассказ, а вы продолжите.

Тихо. Зима. Лесная полянка покрыта снегом. На ней тихо и пусто. Кажется, все живое замерзло в такой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

(дети рассказывают об увиденном)

Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках.

Что происходит с деревьями?

(они стоят «отдыхают»)

А как проверить, что они не засохли?

Давайте вместе с вами поставим веточки в воду. Я шла сегодня в детский сад и нашем участке нашла эти веточки – их обломал ветер.

(они хрупкие от мороза, легко ломаются)

Что нужно любимому растению для роста, созревания?

(свет, тепло и вода)

Вот и на наше веточке через некоторое время набухнут почки, раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев. Чешуйки опадут, а нежные, зеленые листочки будут расти.

Пень – старый, трухлявый – а ведь это терем – теремок.

Кто под корой спрятался?

(мелкие букашки, много их, каждый занял крохотную спаленку)

А кто еще живет в лесу зимой?

Пуще прежнего злится зима. Испугались звери мороза?

Белка орешки и грибочки в дупле грызет.

Зайчик прыгает, кору деревьев ест.

Лиса и волк за зайчиком бегают, но никогда его не поймают, зайчик быстро бегает. Очень трудно лосям, оленям, козам.

Летом гуляет, зимой отдыхает – медведь в берлоге спит.

(им помогают люди)

Нет, не испугались звери мороза!

Вот и последний месяц зимы настал.

Посмотрите на календарь погоды.

Каких дней больше?

(ясных, солнечных, морозных)

Какая погода в феврале?

(холодно, крепкий мороз по утрам, но днем солнышко не только светит, но уже и греет)

В полях покажутся первые проталинки, воробьи начинают драться и весело кричать, таскать в клювах соломку и перышки, вороны – сучки для гнезд.

А на крыше, дети

Смотрите, белая морковка

За крышу ухватилась ловко

Тихонько плакала она

Роняя слезы вдоль окна.

Сильнее солнышко пригрело

И ту морковку съело.

Обидно зиме – ни птиц, ни зверей, ни деревья не заморозила.

До рыб хочет добраться?

Что произошло с реками, озерами?

(замерзли, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла- под ледяной кровлей ей еще теплее)

А кто мостик на реке мостит – без топора, без гвоздей, без клиньев и досок?

А какой лед?

(хрупкий, холодный. твердый, прозрачный)

Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.

Этот кусок льда я взяла, когда делали прорубь во льду на речке, чтобы уловить рыбку. Вот эта рыба, которой так хорошо под ледяной крышей.

Не боится рыба мороза, зимы.

(рассмотреть живых рыб в емкости)

Ну постой – думает зима-дойму я людей. И шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узорами стекла, а окнах, стучатся в двери и стенки.

Как защитились люди от мороза?

(одели теплую одежду – пальто, шапки, валенки, затопили печки, да на зимой посмеиваются)

Но обиднее всего оказалось зиме, что даже малые ребята и те ее не боятся.

Какую пословицу надо помнить, зимой?

Береги нос в большой мороз.

Никто не боится старухи – зимы.

В январе он молодой

В декабре совсем седой

Ему стужа не помеха

Шапка теплая из меха

Шерстяные валенки

Очень любит маленьких

С большой палкой, в рукавицах

Он один во многих лицах

Краснощекий, красный нос

Его имя — Дед Мороз.

Заходит Дед Мороз.

Здравствуйте, дети. Хорошо мы с вами повеселились и поиграли на встрече нового года. А теперь мне пора уходить, но напоследок хочу с вами поиграть.

  1. Игра «Перетяни канат».
  2. Игра с Дедом Морозом в музыкальном сопровождении.

А теперь, до свидания, дети.

Дед Мороз и три месяца – мальчика (декабрь, январь, февраль) уходят.

Вот и попрощались мы с Дедом Морозом и русской зимой, которая в трех месяцах живет.

Вы много о зиме и зимних явлениях знаете, но еще больше узнаете, когда придет к нам вновь зима и мы будем наблюдать и изучать.

воспитатель детского сада

ДУУ «Лучистый»

г. Ровеньки Луганская область Украина

Беседа с детьми старшей группы на тему «Зима» (тематика «Времена года»).

Интегрированное занятие в старшей группе.

Цели: уточнять и закреплять знания детей о характерных признаках зимы; устанавливать связи и закономерности в природе, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: картины из серии «Времена года», фонограмма, цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия:

Воспитатель выставляет 3-4 картины из серии «Времена года» и читает стихотворение:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

Воспитатель спрашивает:

Дети, к какой картине подходит это стихотворение? Почему вы так думаете?

На смену какому времени года приходит зима?- Осени.

Как узнать, что наступила зима?- (По признакам - везде лежит снег, вода превратилась в лёд, мы одеваемся тепло и т.д.)

Сколько зимних месяцев? - Три - декабрь, январь, февраль.

Какой месяц начинает зиму? - Декабрь.

Воспитатель:

Давайте мы с вами поиграем в игру «Какая погода?»

Как правильно сказать про погоду, если много снега - снежная.

Если мороз - морозная;

Если ветер - ветреная;

Если холод - холодная.

Воспитатель читает стихотворение И.Никитина «Встреча зимы».

…Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!...

А вы помните названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль).

Объясните, почему в народе так говорят?

Декабрь - студень (приходит стужа, становится студёно, холодно, зимняя стужа).

Январь - лютовик (снеговик и трескун, морозный, зиме середина, январь - зимы государь).

Февраль - ветродуй (ветреный, вьюговей, бокогрей).

А сейчас поиграем в игру «Как правильно сказать?»

Мёрзнут лапки у белки. Чьи мёрзнут лапки? - беличьи.

Мёрзнут лапки у лисы. Чьи мёрзнут лапки? - лисьи.

Мёрзнут лапки у зайца. Чьи мёрзнут лапки? - заячьи.

Мёрзнут лапки у волка. Чьи мёрзнут лапки? - волчьи.

Физкультминутка.

Звучит медленная музыка. Воспитатель: - представьте, что вы - снежинки, медленно «летите» по воздуху и плавно опускаетесь на землю.

Воспитатель: а теперь послушайте пословицы о зиме.

Больше снега - больше хлеба.

В зимний холод всякий молод.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.

Зима не лето - в шубу одета.

Зимний денёк с воробьиный скок.

Воспитатель: пришло время загадки отгадывать.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (Снег).

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз).

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки).

Поглядели мы в окно,

Аж, глазам не верится!

Всё вокруг белым - бело

И метёт… (Метелица).

Физкультминутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (имитируется ходьба на лыжах),

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках (имитируется бег на коньках),

Но упали мы.Ах! (падают).

А потом снежки лепили («лепят» снежки),

А потом снежки катали («катят» ком снега).

А потом без сил упали (упали).

И домой мы побежали (бег по кругу).

Воспитатель: давайте вспомним сказку «Зимовье зверей».

Какие герои собрались «от зимы лето искать? - Бык, баран, свинья, гусь, петух.

Как они решили спастись от зимы? - Дом построить.

Кто предложил построить дом? - Бык.

Поддержали его братцы-товарищи? - Нет.

Как в дом попал баран? - Разбегусь и вышибу из избы бревно.

Как в дом попала свинья? - Столбы подрою, да твою избу сворочу.

Как в дом попали гусь и петух? - Мох из твоих стен повыщипим.

Почему лису привлекла избушка? - Петух стал песни распевать.

Что придумала лиса? - Позвала медведя и волка.

Что спасло зверей? - Дружба.

А теперь, дети, берём карандаши и нарисуем на листе свою картину зимы, как вы его представляете.

Рассматриваются нарисованные детьми работы и выставляются на стенд «Встречаем зиму».

Итог занятия.

Беседа о зиме

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите : что делает ежик зимой?

Дети. Ежик зимой спит.

Воспитатель. А белки спят зимой?

Дети. Нет, они зимой не спят.

Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму : какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель) . Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель : Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет : Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да) . А кто же к нам сегодня в гости пришли (ежик, белка) . Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром) . Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Мир звёзд очень разнообразен. Звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце....

Цели: познакомить детей с мужественными профессиями;формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста....

Обобщающая беседа о зиме.

Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе, закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

«Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга –

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром –

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры! –

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней –

Вы узнаете зиму?

По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравним с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой?

Обобщающие знания о погоде зимой: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон, потому что зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем зимой насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

Почему зимой мало птиц?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека, потому что здесь легче найти корм и теплее. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях люди делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем?

Дети перечисляют зимние забавы.

Как можно сказать о зиме?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.

Запись музыки Чайковского «Времена года».

Стихотворение С.Д.Дрожжина:

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.