Отчего кричит новорожденный

Что можно сказать о совете оставить ребенка поплакать, чтобы он научился успокаивать себя сам? С научной точки зрения, это неразумно, кроме того, здесь неправильно используется термин «самоуспокоение». Давно доказано, что у новорожденного, который долгое время безутешно плачет, увеличивается частота сердечных сокращений, кровяное давление, снижается уровень кислорода и повышается уровень кортизола, адреналина и других гормонов стресса. Младенец, оставленный в одиночестве, может плакать, пока не уснет, но это не успокоение, а усталость, истощение. Он все еще переполнен гормонами стресса, и в его мозге формируется стереотип эмоционально неустойчивого поведения.

Дети учатся ничего не ждать от родителей, и, если никто не реагирует на их плач, они перестают требовать успокоения и ласки ночью, а также и днем. Малыши в домах ребенка не плачут очень часто, но нельзя сказать, что это здоровая адаптация.

Опыт детей, за которыми чутко ухаживают днем, а ночью оставляют поплакать, конечно, нельзя сравнить с опытом детей-сирот. Однако я считаю, что, если ребенок не протестует, – это значит не то, что он отлично может успокоиться сам, без родителей, а то, что он понял: родители ему не помогут.

У грудничка, на плач которого регулярно не реагируют – будь то днем или ночью, – сформируется . Выброс кортизола, связанный с неутешным плачем, заставляет отложить формирование иммунной системы, навыков обучения и других функций, не являющихся жизненно необходимыми, пока он не справится с кризисом, и это препятствует созданию нервных цепей для самоуспокоения.

Когда вы оставляете малыша плакать одного, это меняет и вас как родителя. Нам нужно сделать усилие, чтобы отключить естественное сочувствие к своему ребенку, то самое сочувствие, которое помогает ему развивать эмоциональный интеллект. Ваша естественная склонность видеть все с точки зрения новорожденного немного снижается, и, возможно, воспитание покажется вам более трудной задачей. Это может стать первым шагом к нарушению связи с ребенком, что снизит и вашу так необходимую ему отзывчивость, и ваше удовлетворение собой как родителем.

Чаще берите на руки малыша

Каждый, кто провел хоть немного времени с новорожденным, знает, что его бывает трудно успокоить. Не беспокойтесь. Для развития мозга вашего ребенка вам нет необходимости быть совершенством. Люди не совершенны. Все, что нужно, – это быть достаточно хорошим, чтобы время от времени появляться рядом и успокаивать ребенка, если он в этом нуждается. Это значит взять его на руки, если он плачет, и дать ему то, что необходимо нам всем, когда мы расстроены: сочувствующего свидетеля.

Даже если ваш малыш продолжает плакать, когда вы его держите, он все равно чувствует тепло ваших рук. И это совсем не то, что в отчаянии безутешно плакать одному. Может быть, ему больно, а может, он просто переполнен эмоциями и хочет «переварить» все эти впечатления и стрессы нового для него мира. В любом случае ваше присутствие очень помогает ему, предоставляя безопасную возможность выразить свои эмоции – и быть услышанным. Этот плач может на самом деле высвобождать накопленные гормоны стресса. Подумайте об этом: у малыша был трудный день, а может быть (даже если это было месяц назад), трудное рождение, и он хочет рассказать вам об этом.

Он плачет, но, может быть, это хорошие, облегчающие слезы. Он высвобождает весь кортизол, адреналин и другие переполняющие его гормоны, которые накопились от впечатлений этого безумного нового мира. Вы держите его на руках, и поэтому его организм реагирует вырабатыванием гормонов успокоения. Это трудно, но, к счастью, если вы сможете успокоить себя, глубоко вдохнуть и продолжать создавать ребенку безопасные и надежные условия, со временем он научится успокаивать себя сам.

Быть «достаточно хорошим» – это значит быть достаточно хорошим. Ни один родитель не может всегда полностью понимать своего ребенка. Мы всего лишь люди, а это значит, что мы отвлекаемся, тревожимся, боимся, унываем, болеем – короче говоря, не всегда можем быть такими, какими хотим быть для своего ребенка. Вспомните исследования Эдварда Троника, показавшие, что даже самый внимательный родитель настроен на ребенка лишь в 30 % случаев.

К счастью, если вы упустили сигнал своего ребенка и между вами и ребенком возникла небольшая трещина, можно все исправить. На самом деле опыт непонимания, а затем восстановления контакта является очень важным для малыша.

Важный опыт временного непонимания младенца

Как это происходит? Представьте, что вы мирно и счастливо играете с малышом. Вы трясете погремушку, и он заливисто хохочет. Но через некоторое время его переполняет возбуждение. Он чувствует переполнение эмоциями и пугается. Ему нужно успокоиться, перейти на более низкий уровень возбуждения. Он смотрит в сторону. Некоторые родители сразу заметят это и поймут, что ребенку нужен отдых. Но вы не заметили. Вам так хорошо сейчас. Так здорово, когда ваш малыш смеется! Кроме того, возможно, вы еще не чувствуете себя вполне уверенно как родитель, не всегда знаете, как успокоить малыша, а тут – смотрите! – вы можете рассмешить его, и еще больше рассмешить... и вы упускаете его сигнал.

Он продолжает отворачиваться, хотя вы смотрите ему в глаза и еще сильнее трясете погремушку. Для него это слишком. Его личико сморщивается, и он начинает плакать.

Итак, вы не сумели настроиться. Ваше вмешательство довело малыша до слез. Получил ли он травму на всю жизнь? К счастью, нет. Может быть, вы медленно соображаете, но вы не безнадежны. Вы глубоко вдыхаете и переключаете режим с возбуждения на успокоение. Вы берете своего малыша на руки и начинаете тихо ворковать. Он продолжает плакать, но уже тише, и его дыхание становится реже. Он успокаивается. Он усвоил, что мир несовершенен и иногда, чтобы быть услышанным, нужно повысить голос, но он в силах исправить трещину в ваших отношениях.

Поскольку вы сразу отреагировали на его плач – а это, как показывают исследования, самый важный фактор настройки на ребенка, – он понял, что мир безопасен и он может полагаться на вас и на вашу помощь. Быстрое восстановление отношений после небольшой трещины – это часть процесса, развивающего у ребенка устойчивость или веру в то, что если он будет продолжать попытки, то у него все получится. На самом деле каждый такой случай временного непонимания учит ребенка успокаивать себя без вашей помощи. Иногда вы не в состоянии ему помочь, но в большинстве случаев вы помогаете, и он учится делать это сам – вот так, как это только что произошло. То есть хотя вы и не стремитесь намеренно давать малышу болезненный опыт – жизнь и так предоставит ему множество случаев, – но такие моменты, когда за ними следует восстановление теплого контакта и понимания и когда положительные взаимодействия перевешивают, на самом деле являются для него ценным обучающим опытом.

Помогите грудничку вырасти спокойным и счастливым

Успокаивая малыша, вы не только учите его успокаиваться самостоятельно, но и помогаете ему стать спокойнее, дружелюбнее, счастливее – как в детстве, так и во взрослой жизни. Многие исследования показывают, что дети, которым достается больше внимания, ласки и утешений, вырастают более расслабленными и счастливыми, способными справляться со своими эмоциями.

Неудивительно, что им даже лучше удается следить за своим весом.

Способность успокаивать себя самостоятельно – это одно из условий развития эмоционального интеллекта. И усваивая, что вы будете рядом, поймете его сигналы и сможете помочь грудничку, когда ему это будет необходимо, он развивает эту способность. Это – основы крепкой привязанности. В первый год жизни с вами новорожденный усваивает, что мир – это дружелюбное место и что с ним все будет хорошо.

То, что первые недели после рождения ребенка будут беспокойными и трудными знают все будущие родители и они к этому готовы. Но приблизительно 20% новорожденных сильно отличаются от других младенцев. Они могут кричать часами. Они практически не спят. Они плохо сосут грудь, выплевывая сосок во время кормления. Зачастую возникает сразу несколько неразрешимых для молодых и неопытных родителей проблем.

При этом педиатр ничего ненормального обнаружить не может – грудничок здоров. Но почему тогда он так беспокойно себя ведет? Потому что он такой – он трудный младенец, требующий непомерного терпения и понимания со стороны родителей. И подобное поведение малыша чаще всего длится неделями и даже месяцами.

Почему ребенок беспрестанно кричит?

Никто не знает, в чем заключается горе и несчастье маленьких крикунов, которых так тяжело успокоить.

Предполагаются такие причины:

Трудность аккомодации (приспособления). Она возникает в основном после сложных или преждевременных родов, после тяжелой в физическом и моральном плане беременности;

Трехмесячные колики. Их называют так, потому что крики младенца обычно прекращаются через три месяца после рождения сами по себе. Раньше полагалось, что новорожденные страдают от колик в животе. Сегодня предполагается, что ребенок таким образом «открикивает» испытываемое напряжение, ведь по-другому он этого сделать не может.

Обычно плач начинается после обеда или с вечера. Животик болит у многих детей, но ведь это не повод для многочасовых воплей.

Как родители помогают новорожденному:

Носят на руках и укачивают. Младенца тесно прижимают к груди. Но и это не сразу помогает успокоить разбушевавшегося крошку. Родители должны сдерживать свои негативные эмоции и накопившуюся усталость, а самое главное понять, что этот плач и крик ребенку очень необходим. Именно этим плачем он призывает вас быть еще ближе, приласкать и полностью раствориться в малыше. Некоторые дети успокаиваются намного быстрее, если их укачивать в колыбели или коляске и при этом петь монотонные песни. И то и другое расслабляет кроху и заставляет погрузиться в сон;

Следят за покоем и размеренным распорядком дня. Это очень тяжело для родителей, у которых нервы находятся на пределе. Но они должны помнить, что их беспокойство и раздраженность сразу же передается малышу. Мама обязательно должна снимать стресс отдыхом, например, непродолжительным дневным сном. Достаточно даже пол часа полежать рядом с малышом на кровати, приложив его к груди или на живот и нежно гладить ему спинку. Это успокаивает и маму и ребенка. Родители должны обязательно придерживаться определенного распорядка дня.

Почему ребенок не спит?

Новорожденные сильно отличаются между собой, в том числе и в потребности во сне, по характеру сна. Одни младенцы спят около 18-20 часов в сутки, другие - 12 часов, иногда меньше.

Проблема заключается в том, что в первые месяцы жизни младенцы не отличают день от ночи. Ребенок просыпается каждые два - четыре часа, заставляя просыпаться родителей. Чем короче промежуток между сном, тем больше устают родители, которым иногда приходится просыпаться 5-6 раз за ночь, поэтому им кажется, что малыш вообще не спит, ведь в часы бодрствования кроха еще и постоянно кричит. На самом деле ребенок успевает хорошо выспаться и отдохнуть, чего нельзя сказать о родителях.

Как отдохнуть родителям?

Ночью необходимо ввести понятие «смен». Никого нельзя заставить принудительно спать, тем более малыша. Он в любое время суток нуждается заботе и утешении. А родители мечтают совсем о другом – о нескольких часах ничем не нарушаемого сна. Каждый из родителей должен высыпаться хотя бы один раз в два дня, именно поэтому следует ввести смены и чередовать друг друга, а не топтаться вдвоем каждую ночь у детской кроватки. Уже через пару недель оба родителя будут настолько утомлены, что в помощи будут нуждаться они сами, а не только их ребенок. Лучший вариант поделить ночи. Один родитель спит, другой встает к ребенку. Если мама кормит малыша грудью, она может сцеживать молоко для своей ночи сна или папа должен приносить ребенка на кормление, а после уносить;

Не надо сразу вскакивать к ребенку. Грудные дети очень часто просыпаются, немного покряхтят, похнычут и снова засыпают. Именно поэтому не стоит подниматься при малейшем писке малыша, подождите минуту, пять, десять, если ребенку действительно что-то нужно он вам об этом сообщит усиливающимся криком;

Пользуйтесь передышкой. Переутомленная мать должна использовать для отдыха и сна время, когда спит новорожденный. Домашние дела подождут, а пару часов полноценного сна помогут пополнить резервы энергии;

Никакой суеты по вечерам. Грудные дети, как и дети постарше засыпают легче, если их день заканчивается спокойно, при вовремя выключенном телевизоре. После кормления ребенка надо поласкать, погладить, спеть ему песенку. Повторяя этот ритуал каждый вечер, вы добьетесь того, что малыш обретет чувство уверенности в завтрашнем дне, расслабиться и будет засыпать без проблем.

Перед сном ребенка следует укладывать в кроватку. Укачивание малыша на руках имеет два недостатка: первый - он может проснуться, когда вы будете перекладывать его в кроватку; второй - он не научится воспринимать связь между сном и кроватью;

Правильно выбирайте место для сна. Грудной ребенок хочет быть поближе к маме и отцу. В первые дни и недели жизни ребенка его кроватку лучше поставить в комнату родителей. Проветривайте комнату и поддерживайте в ней постоянную температуру. Иногда избавиться от криков помогает перестановка детской кроватки на другое место.

У ребенка нет аппетита

Родители сильно беспокоятся, если ребенок не берет грудь. Пройдите осмотр у врача и исключите инфекции, нарушения. Если новорожденный при кормлении требует полчаса или больше, то это совершенно нормально. Также нормальным считается то, что в какие-то дни он выпивает больше молока, а в какие-то меньше. Родители не должны переживать, если младенец после кормления срыгивает молоко.

Что следует контролировать: новорожденный должен постоянно прибавлять в весе – в первые три месяца по 150-200 граммов в неделю, после от 100 до 140 граммов в неделю. Взвешивать ребенка можно один раз в неделю или два раза в месяц.

Чтобы новорожденный лучше ел:

Давайте молоко по требованию или надобности. В принципе, кормить малыша следует только тогда, когда он проявляет чувство голода: хнычет, кричит, вертит головой, словно чего-то ищет и делает типичные сосательные движения ртом.

Сначала грудные дети наедаются маленьким количеством молока, но, это ненадолго. Кормление часто становится для мамы пыткой, так как новорожденный часто засыпает в середине процесса или отталкивает грудь после пары глотков. Чтобы этого не происходило, лучше кормить ребенка понемногу много раз в течение дня. Для мамы это обременительно, но зато эффективно для малыша. Спустя время малыш сам определит свой режим питания. Через два – четыре месяца потребляемое ребенком количество молока за один раз возрастет, вместе с тем увеличатся и интервалы между кормлениями.

Необходимо проверять качество молока. Когда ребенок плохо сосет грудь, это может свидетельствовать о том, что ему может не нравиться вкус молока. Причины могут быть следующими. Аппетит ребенка портят новые духи или мыло, которым пользуется мать. Часто на вкус молока влияет нервозность матери или ее нервное состояние. Так же вкус молока меняют чеснок, острые приправы, алкоголь и сигареты, обильные потоотделения матери. Скорее всего матери следует сменить питание или внести в него коррективы. Если вы кормите ребенка смесью, то ребенку может не нравиться запах или вкус соски или отверстие в ней - слишком широкое или сильно узкое.

Дайте малышу время. Часто новорожденный перестает сосать молоко, чувствуя беспокойство матери, поэтому во время кормления маму и ребенка нельзя тревожить.

Вы можете или написать свой.

Если Ваш малыш очень часто кричит до тех пор, пока вы не возьмете его на руки. А ваши друзья, советуют Вам дать ему покричать, пока он сам не успокоится, хотя Вы чувствуете, что это неправильно. Должны ли Вы позволять ему кричать?

Вы чувствуете правильно, а ваши друзья советуют неправильно. «Пусть кричит, пока не накричится» - худший совет, который можно получить. Он биологически неправильный. Исследования показали, что, когда мать слышит крик ребенка, у нее усиливается кровоток в молочных железах и она на гормональном уровне испытывает побуждение позаботиться о ребенке («позаботиться» здесь означает не только накормить, но и обеспечить комфортные условия).

Известно, что младенцы, которые получали адекватную и заботливую реакцию на свой крик, став старше, склонны меньше кричать и хныкать. А младенцы, воспитываемые в более сдержанном ключе, которых оставляли кричать, пока они не заснут, во исполнение жесткого режима дня, вместо того чтобы удовлетворить их потребности, более плаксивы в старшем возрасте. Давайте подробно разберем фразу «позвольте ребенку выкричаться», чтобы показать ее безосновательность.

«Пусть...» - единственный человек, который может решить, позволять ли и как долго позволить ребенку кричать, связанный с ребенком пуповиной, - мама. Человек, не имеющий биологической связи с вашим ребенком, не знающий вашего ребенка, не вкладывающий усилий в вашего ребенка, не находящийся рядом с ним почти 24 часа в сутки, когда он кричит и не собирается утихомириться, - такой человек не может вам советовать, как вам реагировать на крик вашего ребенка.

«Кричит...». Крик младенца - это его язык, предназначенный для его выживания и обучения родителей. Анализ младенческого крика показал, что он состоит из двух фаз. Начальные звуки называют побуждающими. Они пробуждают нежное ответное чувство у матери. Если эти начальные звуки не услышаны, многие младенцы переходят к следующей фазе крика, более пронзительному и возмущенному крику, который вызывает у матери, скорее раздражение, чем нежность. Быстрый ответ на крик легче и для матери, и для ребенка.

«Пока...». «Пока» - это не досаждающая привычка. Младенцы кричат для коммуникации, а не для манипуляции. «Пока» - эмоциональная и физическая необходимость. Когда ребенок кричит, он говорит вам: «Мамочка, мне что-то нужно» или «Мамочка, что-то не в порядке. Пожалуйста, исправь это».

«Не накричится». Если вы позволяете ребенку накричаться, из ваших отношений с ним уходит нечто важное - доверие. Дать ребенку накричаться - это ситуация потерь: ребенок теряет веру в свою способность сообщить о проблеме, а мать - веру в свою способность соответственно ответить.

Вообразите себя на месте своего младенца и представьте, что его крик означает для него. Поскольку крик для младенца - это его инструмент общения, если его никто не слушает, у него есть два варианта: он может кричать сильнее и громче, издавая более беспокоящий сигнал, или он может закрыться, замолчать и стать «хорошим младенцем» (никого не беспокоящим). Мы заметили, что матери, которые пали жертвами метода «накричаться», в итоге становятся менее внимательными к своим детям. Поскольку они снижают свою чувствительность к крику ребенка, он их не беспокоит. Нечувствительность создает для матери новую проблему. В результате растет дистанция между нечувствительной матерью и недоверчивым младенцем.

Так как ваш младенец растет и постигает новые способы, чтобы сообщить о своих нуждах, то, как быстро вы отвечаете на его крик, станет сигналом для крика. Поскольку вы с ребенком сотни раз уже отработали эту сигнализацию в первые месяцы жизни, а ребенок постепенно изучает методики самоуспокоения, в конце концов, вы будете знать, когда крик является «сигналом тревоги» и требует немедленного реагирования, а когда - нет. Конечно, нет необходимости бежать на крик восьмимесячного младенца с той же скоростью, как к младенцу 7 дней от роду.

Совет

Поскольку вы и ваш ребенок растете вместе и, естественно, общаетесь с помощью системы «крик-ответ», вы начнете узнавать сигналы своего ребенка перед началом крика, отдельные слова языка тела, такие как молотящие ручки или гримасы. Поскольку вы будете отвечать на эти сигналы, ваш ребенок узнает, что для удовлетворения его потребностей не обязательно переходить к крику. Фактически вы учите ребенка общению.

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач - это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту - она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени - вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам… Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, - за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.
Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что плача ребенок развивает легкие - это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.
Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:

* необходимость в физическом контакте с матерью;
* желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
* желание, чтобы его покачали;
* желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
* необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
* ощущение холода;
* недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
* повышенная чувствительность кожи;
* тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
* последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
* реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.
Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач - ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач - начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли - это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции - похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть - довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания - обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Капризы и плач – это единственный метод, при помощи которого новорожденный малыш может оповестить своих родителей о неудобствах, боли и дискомфорте. Спровоцировать плач и избыточную двигательную активность у грудничка могут кишечные колики, прорезывание зубов, эмоциональный дискомфорт и другие факторы.

Нередко молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда новорожденный малыш выражает беспокойство при кормлении, плачет и стучит ножками. Если малыш находится на грудном вскармливании, то мама может подумать, что ребёнка не устраивает вкус молока. Данный фактор играет немалую роль, но не является единственным.

Причины

Не зная истинной причины капризов ребёнка, многие мамы допускают ошибки при попытках решения данного вопроса. Если ребёнок питается материнским молоком, то некоторые женщины делают попытки перевести малыша на искусственные молочные смеси, что крайне не рекомендовано без весомой причины.

Чтобы проблема была решена своевременно и в пользу ребёнка, родителям необходимо ознакомиться с главными причинами плача и капризов малыша при кормлении. К таким причинам относят:

  • . Когда в кишечнике младенца происходит избыточное газообразование, этот процесс сопровождается болью в животе и дискомфортом. Причиной метеоризма является незрелость пищеварительного тракта грудничка, когда вырабатывается малое количество пищеварительных ферментов. При кишечных коликах новорожденный малыш извивается при кормлении, плачет, стучит ножками и прижимает их к животику.
  • Воздушный пузырь в желудке. При несоблюдении техники прикладывания малыша к груди вместе с материнским молоком в желудок ребёнка попадает воздух. При накоплении воздуха в желудке происходит образование большого пузыря, который препятствует нормальному пищеварению.
  • Нарушение диеты кормящей женщины. Если молодая мама допустила погрешности в питании и употребила такие продукты, как пряности, чеснок, лук и копчености, то это отразится на вкусовых качествах грудного молока. Своё недовольство грудничок выражает отказом от кормления и плачем.
  • Недостаточная лактация. Когда новорожденный ребёнок при кормлении извивается и плачет, молодой маме рекомендовано обратить внимание на достаточность питания малыша. При сниженной лактации новорожденный перестаёт наедаться.
  • Гиперлактация. Другой распространённой причиной подобных симптомов является чрезмерная выработка грудного молока. Когда молочные железы переполняются, в их протоках повышается давление молока, в результате чего малыш не успевает нормально проглатывать пищу.

В качестве второстепенных причин беспокойства и плача грудничка при кормлении выделяют:

  • Воспалительный процесс в ротовой полости у ребёнка, вызванный бактериальной и грибковой инфекцией (молочница).
  • Воспаление среднего уха (отит). Это заболевание распространено среди детей до года. Если малыш выражает сильно недовольство при кормлении, кричит и плачет, то родителям рекомендовано показать ребёнка отоларингологу.
  • . Когда у малыша начинают резаться первые зубки, то этот процесс сопровождается болью, зудом и дискомфортом. Усиление боли при кормлении служит причиной капризов.
  • Неврологические нарушения, сопровождающиеся головной болью. Глотательные движения при кормлении провоцируют усиление головной боли, в результате чего малыш плачет и извивается.
  • Респираторная инфекция и аллергические реакции, приводящие к заложенности носа. При отсутствии носового дыхания грудничок не может принимать пищу.

Как помочь малышу

Если причиной капризов является малое количество грудного молока, то женщине рекомендовано докармливать младенца искусственной молочной смесью через ложечку. Использовать для этой цели бутылочку с соской не следует.

Также стоит удостовериться в соблюдении техники прикладывания ребёнка к груди. Кормить грудничка необходимо в удобной позе, таким образом, чтобы младенец захватывал губами весь сосок и часть ореола.

Справиться с кишечными коликами поможет . Грудничка необходимо уложить на ровную поверхность, предварительно застелив её пелёнкой. Двумя руками необходимо выполнять упражнение “велосипед”, прижимая ножки младенца к его животу. Отхождению газов способствует аккуратное поглаживание животика малыша по часовой стрелке.

Снять спазм в кишечнике можно при помощи сухого тепла. С этой целью можно взять пелёнку, прогладить её горячим утюгом и приложить к животику ребёнка. Вместо пелёнки можно согреть младенца своим телом.

Медикаментозная терапия кишечных колик включает приём препарата Эспумизан, а также пробиотиков (Энтерожермина).

Если плаксивость у ребёнка вызвана эмоциональным дискомфортом, то справиться с этим помогут такие советы:

  • Родителям необходимо как можно чаще носить грудничка на руках, усиливая тем самым эмоциональный контакт. Облегчить эту задачу помогут приспособления для переноса новорожденного (кенгуру).
  • Совместный дневной сон помогает наладить эмоциональный контакт между матерью и ребёнком.
  • При кормлении грудничка маме рекомендовано создать условия для контакта “кожа к коже”. Для этого необходимо перед каждым кормлением оставлять на ребёнке и себе минимум одежды.
  • Укладывать спать младенца необходимо рядом с собой, как в дневное, так и в ночное время суток.
  • Чтобы ребёнок мог привыкнуть к маме, женщине рекомендовано временно ограничить тактильный контакт малыша с другими членами семьи (включая папу).
  • В период становления грудного вскармливания обязательно рекомендуется ограничить пребывание чужих людей в доме, где находится новорожденный малыш.
  • Рекомендовано чаще вступать с новорожденным в словесный контакт, разговаривать с ним, петь песни, рассказывать сказки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.