13.06.2019
Нормы развития в 5 месяцев. Российские нормы веса. Какие умения и навыки есть у крохи
Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?
В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мираФизические достижения малыша
Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.
Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.
В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.
Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания
Какие умения и навыки есть у крохи?
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:
- Перевороты со спинки на животик и обратно.
- Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
- Гуление, причем очень активное и мелодичное.
- В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
- Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
- Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
- Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.
Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.
Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.
На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.
Все о питании ребенка
Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.
Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.
Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В
Какие игры и занятия можно предложить крохе?
Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?
- Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
- Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.
Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.
Какие игрушки могут его заинтересовать?
- неваляшка музыкальная,
- звенящие погремушки,
- мячик с колокольчиком,
- браслеты на ножки с колокольчиками,
- пирамидки,
- куклы бибабо,
- сенсорный коврик.
Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.
(1 оценили на 5,00 из 5 )
На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.
Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.
В два раза больше
Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг
. Общая месячная прибавка составляет 650-700 г
. В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см
. Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).
Закрепляем старое, готовимся к новому
Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.
- Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
- Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
- Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
- Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
- Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
- На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
- У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
- Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
- Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
- Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
- Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.
Познаю себя и окружающий мир
Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.
- Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
- Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
- Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
- Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
- Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
- Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
- Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
- Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
- У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
- У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
- Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
- Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
- Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
- Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
- Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
- К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.
Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.
Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:
- с трудом переворачивается с животика на спину;
- плохо держит голову;
- не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
- не произносит отдельные звуки;
- не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.
Развиваемся с мамой и папой
Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.
Учим кроху приседать
Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:
- дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
- слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
- потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
- свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
- помогите малышу лечь, придерживая за головку.
Время учиться ползать
Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.
- Сначала уложите малыша животиком на коврик.
- Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
- Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.
Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.
Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.
Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.
Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.
Поиграй со мной
Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.
В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.
Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:
- закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
- прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
- изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.
Чаду понравятся различные звуковые игры.
- Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
- Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
- Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
- Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.
Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.
При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.
Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.
Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.
Нормы питания и сна
Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.
В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.
Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.
Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.
Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:
- недостаточное количество материнского молока;
- существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
- длительные и сильные колики, запоры;
- частое срыгивание.
По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.
Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.
От момента рождения до года малыш ускоренно растет и развивается. На 5-м месяце жизни ребенок становится более активным, подвижным и любознательным. Родители, изучив природный биоритм своего чада, устанавливают соответствующий распорядок дня. Примерный режим дня детей в 5 месяцев должен выглядеть так:
- 7:00 - пробуждение, кормление, развлечение малыша.
- 9:00 - утренний сон.
- 11:00 - умывание, подмывание, зарядка и массаж, приём пищи, общение с ребенком.
- 13:00 - отдых на свежем воздухе.
- 15:00 - кормление, развлечение.
- 17:00 - вечерний сон.
- 19:00 - питание, прогулка (по желанию), купание, игры.
- 21:00 - сон. Одно ночное кормление либо несколько (по требованию ребенка).
Такой режим очень удобен как для детей, так и для их родителей. Он не должен соблюдаться в точности, время на отдых и бодрствование может быть сокращено или увеличено в зависимости от потребностей малыша.
Сон
Детский сон играет самую важную роль для здорового роста и развития.
Детей в 5 месяцев особых изменений касательно отдыха не принёс. Сон составляет столько, сколько и в четырёхмесячном возрасте, но при этом он более глубокий ночью и короткий днём.
Ночной сон в 5 месяцев становится более крепким, продолжительным и непрерывным. Если же ребенок и встаёт на кормление, то как поест, сразу засыпает. Если же этого не происходит, не нервничайте, покачайте ребеночка, ласково погладьте и спойте тихую колыбельную.
Постепенно сокращается время дневных снов. Ребенок уже хорошо адаптировался к постороннему бытовому шуму во время отдыха. И уже спокойно спит при звуках работающей стиральной машины, телевизора и прочего.
Не забывайте проветривать детскую комнату. А в летнее время обеспечьте непрерывный поток свежего воздуха, открыв окно на проветривание.
Питание малыша
Основное и единственное месяцев - это материнское молоко или смесь. Ничего другого до 6 месяцев здоровому ребенку давать не следует.
Прикладывать к груди нужно по мере необходимости, максимально приближенно к сформированному режиму дня.
Как правило, малыш в течение суток съедает около литра молока или смеси (за 5-6 кормлений).
Прикорм ребенку пяти месяцев можно вводить по рекомендации педиатра в тех случаях, если малыш:
- не доношен;
- плохо набирает вес;
- не наедается материнским молоком, постоянно капризничает;
- находится на полном искусственном вскармливании.
Давайте разберемся, чем кормить в 5 месяцев ребенка, которому разрешено вводить дополнительные продукты.
Рассмотрим два варианта.
- Малыш на естественном или плохо набирает вес. В этом случае прикорм рекомендуют начинать с безмолочных каш, со временем можно включать и молочные.
- Искусственное вскармливание ребенка 5 месяцев предусматривает возможность введения дополнительных продуктов.
Если нет проблем с весом, дополнительное питание рекомендуют начинать с овощных пюре (куда входит кабачок, цветная капуста либо картофель) или фруктовых (зеленое яблоко, банан, персик).
Начальная порция прикорма составляет до чайной ложечки в день. Объем нужно постепенно увеличивать, заменяя одно кормление. Блюдо нужно отваривать или запекать в духовке.
Кормите ребенка такими продуктами до обеда, чтоб проследить за реакцией организма. При возникновении аллергии или проблем с перевариванием уберите из рациона этот продукт. В течение недели не давайте никакого прикорма.
Гигиена малыша
Ребенок в 5 месяцев купается с большим удовольствием и активно участвует в водных играх, так как начинает принимать вертикальное положение.
С этого возраста малыша можно купать в большой ванне с игрушками, аккуратно сажать его, придерживая спинку. Воспользуйтесь кругом для плавания, надев его на шею ребенка. При помощи него он будет чувствовать себя более уверенно и подвижно, отрабатывая основные навыки плавания.
Полноценный уход за нежным тельцем также включает:
- обеспечение чистоты ушек, носика и глазок;
- подстригание ногтей;
- подмывания;
- купание;
- увлажнение.
Утренние процедуры начинайте с умывания личика и подмывания после снятия памперса или туалета. Для этих мероприятий достаточно струи теплой воды. Мыло для подмывания используйте не более одного раза в день.
Купать малыша следует перед ночным сном. Теплая вода помогает расслабить все группы мышц, она дарит порцию наслаждения, хорошо успокаивает и обеспечивает крепкий сон. Мыло, гель или пенку для купания используйте только раз-два в неделю. Ушки и носик чистите по необходимости. В конце процедуры обмойте ребенка чистой водой на градус ниже температуры жидкости в ванночке.
Кожа в эти месяцы остаётся такой же чувствительной, склонной к опрелостям, раздражениям и высыпаниям. Для профилактики таких проблем давайте коже дышать - делайте воздушные ванночки и увлажняйте тельце малыша после купания.
Помните, что все гигиенические средства должны быть строго детскими. Так как взрослые, в силу различных добавок и отдушек, могут вызвать раздражение и аллергию.
Прогулки на свежем воздухе
Бывать на свежем воздухе с маленьким ребенком нужно каждый день. Длительность прогулок (в зависимости от погодных условий) должна составлять от 40 минут до нескольких часов.
В холодную или ветреную погоду сократите время пребывания на улице, обеспечив тепло и комфорт малышу в коляске. В теплые летние дни гуляйте как можно чаще и дольше.
Оптимальными являются прогулки дважды в день. Для здоровья ребенка они полезны во время сна. Также малышу очень понравится проводить время на улице, когда вокруг столько интересного: люди, машины, природа, животные, птицы.
Чем занять ребенка во время бодрствования
Ребенок в 5 месяцев бодрствует на полчаса или час больше прежнего. В это время ему нужно уделить максимум внимания. Дети, которые лишены этого, развиваются медленнее и могут иметь психические расстройства.
За несколько часов бодрствования вы можете погулять с малышом, позаниматься физической активностью, развлекательными и развивающими играми, послушать музыку, потанцевать, спеть песенки, почитать книжки, рассказать стишки и многое другое.
Детский массаж
Режим дня детей в 5 месяцев и старше предусматривает обязательное проведение массажа с расширением комплекса гимнастических упражнений. Благодаря регулярным занятиям ваш малыш будет быстрее развиваться, становиться более активным и энергичным. Массаж улучшает кровообращение, обменные процессы. Гимнастические упражнения, направленные на моторное развитие ребенка 5-6 месяцев, отлично развивают пластику, навыки ползания, сидения, хождения.
Сеансы проводите перед кормлением или спустя полтора-два часа после него. Для этой процедуры главное:
- хорошее настроение мамы и малыша;
- теплая комната;
- приятная музыка, хорошо подойдёт классика;
- пелёнка и детское масло.
Выполняйте простые массажные и гимнастические движения, которые включают поглаживания, разминания, вибрацию и похлопывания.
Начинать нужно с рук малыша, затем переходить на ножки, живот и спину. Большее внимание в этом возрасте уделяйте массажу живота. Он успокаивает ребенка и улучшает пищеварительный процесс.
Физическое развитие
Физиологические изменения в развитии 5-месячного ребенка оценивают по следующим критериям, определенным ВОЗ.
- Рост (от 62,1 до 63,9 см). За этот месяц ребенок вырастает в среднем на 2 см.
- Вес (от 6,4 до 7 кг). В течение пятого месяца малыш набирает около 700 г.
- Окружность головы (от 40,6 до 41,6 см).
- Окружность грудной клетки (от 42,3 до 42,9 см).
Здесь приведены средние показатели физического развития. Нижний предел - среднее значение для девочек, а верхний - для мальчиков. Как видно, у мужской половины вес в 5 месяцев немного больше, чем у женской.
Темпы как и психомоторного, индивидуальны для каждого ребенка и зависят как от показателей при рождении, так и от ухода за малышом.
Психомоторное развитие
Это формирование двигательных навыков, соответствующих уровню психического становления ребенка.
Развиваться дети могут как плавно, так и скачкообразно. Не нужно расстраиваться и гнаться за подругой, у которой ребенок делает то, чего ещё не может выполнять ваш малыш 5 месяцев. Развитие всегда индивидуально. Спустя неделю-две ваш малыш сможет догнать и перегнать умения «соперника».
В пятимесячном возрасте дети умеют:
- Различать лица, узнавать себя в отражении, приятно реагировать на голос мамы.
- Тянуться и хватать понравившуюся вещь, отнимать игрушку.
- Греметь погремушкой, нажимать на музыкальные инструменты, играть с пищалкой, ощупывать предметы, изучать их форму и поверхность. У ребенка улучшаются слух и зрение.
- Тянуть в рот окружающие предметы, свои ручки и ножки.
- Следить за понравившимся предметом, поворачивать голову во все стороны.
- Переворачиваться со спины на бок, затем на животик и назад на спину.
- Лежать на животе, опираться на колени и голову, пытаясь поднять туловище и таз.
- Проявлять первые попытки к сидению.
- Хватать и крепко держать мамины пальчики, чтоб приподняться и занять вертикальное положение.
Чем больше времени вы будете уделять ребенку, разговаривая и играя с ним, тем быстрее он будет развиваться.
Становление речи
И общение с мамой - главные составляющие для раннего развития речи. Сейчас малыш лепечет, аукает, произносит различные звуки: а-а-а, э-э-э, у-у-у. Девочка 5 месяцев немного раньше мальчика начинает издавать новые гласные (ы, а) и согласные (б, п, м), смеётся, рычит, визжит, пищит во время игр.
Все эти навыки являются большим достижением в развитии ребенка пяти месяцев. Продолжайте заниматься с малышом, больше разговаривайте, при этом произносите слова четко и правильно. Читайте стишки, рассказывайте потешки, давайте трогать предметы разной формы.
Развивающие игрушки
Малышам в этом возрасте будут интересны яркие, цветные игрушки с различными звуковыми эффектами, а именно:
- мягкие игрушки со вставками фольги, пищалок, твердых предметов;
- разноцветные погремушки, барабан;
- матрешки;
- пальчиковый кукольный театр;
- музыкальные животные, рассказывающие сказки и поющие песенки;
- ксилофон и прочие музыкальные инструменты.
Также воспользуйтесь домашними предметами (кастрюлями, ложками), рассматривайте фотографии, книжные картинки. Разминайте пальчики малыша под любимые потешки, играйте в прятки, накрыв лицо платочком. Дайте малышу попрыгать на ваших коленях, полетать самолётиком. Целуйте во все части тела, называя каждую из них, обнимайте. Дарите свою любовь, в которой так нуждается малыш 5 месяцев.
Развитие и воспитание ребенка
С каждым днем ребенок активнее познает окружающую среду. Он начинает понимать запреты и просьбы, такие как «нельзя», «дай», «на», «иди ко мне» и прочие. Умеет различать интонацию. Когда обращаешься ласково - улыбается, если ругаешь - плачет.
Именно сейчас малыша нужно правильно воспитывать.
Развитие ребенка 5-6 месяцев нужно проводить по таким направлениям.
- Познание. Изучайте окружающий мир при помощи игрушек и безопасных предметов обихода. Выкладывайте разные по цвету и форме игрушки на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он пытался дотянуться к ним, подползти.
- Социум. Учите контактировать с людьми. В игровой форме имитируйте голоса и ласково обращайтесь к ребенку.
- Развитие речи. Здесь помогут чтение и игры с мелкими предметами.
- Двигательная активность. Выполняйте гимнастические упражнения, завлекайте к движению в игровой форме.
в 5 месяцев
Пока ребенок не научится говорить, все его просьбы к удовлетворению его потребностей будут выражаться в слезах.
Здесь важно распознать вид рыданий и устранить причину. Плач может быть как физиологическим — голод, повышенная усталость, недостаток внимания и общения, так и патологическим - колики, прорезывание зубов, прочие патологии и заболевания.
Никогда не игнорируйте расстройства ребенка, будьте терпеливы, ласковы, старайтесь сохранять спокойствие. Даже если кроха требует повышенного внимания, уделите его. Ведь любовь и забота никогда не бывают чрезмерными.
Если же малыш постоянно плачет, и вы не можете его успокоить, идите к невропатологу.
Правильно выстроенный режим дня детей в 5 месяцев является лучшей профилактикой заболеваний, дисциплинирует малыша и позволяет ему хорошо развиваться.
Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.
Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.
С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.
Этому способствуют несколько факторов развития:
- комплекс оживления ребенка в активной фазе;
- усиливается двигательная активность;
- гуление плавно перетекает в лепетание;
- уменьшается количество времени дневного сна;
- совершенствование психомоторного развития.
Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей , различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.
Физическое развитие
Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:
- Вес, кг – 5,4-7,7;
- Рост, см – 59,6-66,2;
- Окружность головы, см – 40-43;
- Окружность груди, см – 42-45.
Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно . Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.
Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.
Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть . Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.
Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.
Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.
Психическое развитие
Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова , например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.
Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.
Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком . Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.
Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.
Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.
Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.
Способен долгое время изучать предметы . Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.
Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.
Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.
5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.
Физическое развитие
Показатели роста и веса
Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.
Умения ребенка в 5 месяцев
- В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
- Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
- Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
- Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
- Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
- Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
- Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
- С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
- В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.
Психическое развитие
- Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
- Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
- Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
- Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
- Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
- Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
- Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.
Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.
Помощь в развитии ребенка
Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.
Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.
- Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
- Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
- В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
- Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
- Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.
Во что поиграть с малышом
Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:
- Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
- Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
- Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
- На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
- Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.
Сон и питание
Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.
- Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
- Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
- У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
- Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.
Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.