Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна. Пословицы, народные приметы и традиции праздников на руси День козьмы и демьяна

На июль припадают самые жаркие дни. Но в полях кипит работа. Ведь один летний день зимнюю неделю кормит. Кроме трудовых будней насыщен июль и народными праздниками, предусматривающими веселые гулянья и богатые застолья.

Следом за и в народном календаре 14 июля новый, не такой знаменитый, но не менее почитаемый праздник День Космы и Дамиана.

Святые бессребреники Косма и Дамиан: история праздника

В простонародье праздник получил название Летние Кузьминки. Церковь в этот вспоминает древних чудотворцев, которых звали Косма и Дамиан. Удостоились братья такой чести за свои деяния. Будучи лекарями, они беззаветно служили людям и Господу.

Дар исцеления позволил мужчинам вылечить много нуждающихся и богатых, скромных и корыстных, знатных и безвестных пациентов. Но за свою помощь людям врачи денег и вознаграждений не брали. За что и были прозваны в народе бессребрениками.

Своим пациентам Косма и Дамиан рассказывали о чудесах веры и призывали прийти к Господу, приняв христианство.

За свою веру братья и пострадали, как большинство гонимых христиан в те времена. Ведь удостоилось им жить в тяжелые, в религиозном понятии, времена – в 3-4 веке в Великом Риме.

За открытые проводи братьев арестовали и предали суду, где главным обвинением было занятие мужчин чародейством. И, наварное, нелегко было мужчинам доказать свою непричастность к колдовству, но волей случая или Всевышнего во время процесса случилось чудо.

У Карина, правившего в тот час императора так свело шею, что процесс пришлось прекратить. А правитель вынужден был прибегнуть к помощи целителей, которых буквально пару минут назад сам предавал суду.

Дар братьев был неоспорим, и император вынужден был признать подсудимых невиновными и отпустить.

Пережив и суд неверующих, и гнев правителя, Косма и Дамиан погибли от руки своего же наставника. Не выдержал врач славы и известности своих учеников – зависть изъела его душу.

Заманив хитростью братьев в горы с ложной целью сбора целебных трав, старик убил святых целителей-чудотворцев. Тела братьев безжалостно скинул в воды горной стремительной реки.

Праздник Летние кузьминки: обряды и традиции

В молитвах христиане на Косму и Дамиана просят святых помочь избавится от недугов и хворей. Братья издревле считались покровителями всех лекарей.

Поэтому в этот день люди, чья жизнь связана с медициной, хоть с традиционной, хоть с народной или альтернативной, ставят свечи древним целителям. А в молитвах просят сил на врачевание и божьей защиты.

На Летние кузьминки народные целители брались лечить болезни нервного характера, а также заговаривали навязчивые мысли.

На Кузьминки в самом разгаре был летний покос. А в некоторых районах только начинались работы по сенокосу.

Козьма и Дамиан пришли – все на покос пошли.

Косма-Демьян рано встают – баб да мужиков на покос ведут.

Огородники также в этот день были заняты нелегкой работой. Прежде всего, 14 июля старались выполоть все грядки. Считалось, что сорняки, выполотые на Кузьминки, долго не будут расти в огороде.

Также начинали сбор урожая. Первыми убирались ранние корнеплоды, которые берегли для своего стола и готовили на продажу.

В это день продолжали сбор ягодных культур, а именно крыжовника и малины. Из них варили джемы, варенья, конфитюры, закатывали ягодные компоты.

Считалось, что варенье, сваренное на Кузьминки, было особенно вкусным.

Применяли ягоды и в приготовлении различных блюд. Пекли пироги, делали соусы и добавляли во вторые блюда. Например, с крыжовником тушили или запекали цыплят.

Кузьминки считаются женским праздником. И хоть день и был посвящен работе в поле или огороде, а также в хлопотах по дому, к вечеру все барышни собирались гурьбой, чтобы отпраздновать «Женские братчины».

Поэтому день носил еще и названия « Бабьи посиделки» или « Бабий праздник».

Пир устраивался вскладчину.

Готовилась, прежде всего, каша, которая называлась сборной кашей или кашей-сыпчиной.

В общий котел клали все, что принесли бабы и девки к столу.

И получалось необычное блюдо из круп да муки, молока да яиц. А к ней подавались яства из овощей да фрукты.

А вот блюда из продуктов скоромных на столы не выставлялись. Обязательно дополняли угощение пивом да домашней наливкой.

Хоть посиделки и считались женскими, еды готовили впрок, чтобы и на долю нищих, бедных соседок хватило. Праздник сопровождался задушевными разговорами и народными песнями.

До захода солнца на Летние кузьминки было положено попросить прощения у близких и друзей. И неважно было, виновен человек в чем-либо – прощение попросить нужно было обязательно и искренне.

А вот в Белоруссии на Полесье на Кузьминке было запрещено работать как в поле, так и в огороде. День носил название Кузьма-сякач.

Существовало поверье, что святой рассердится, если работать в праздник и посечет посадки градом.

Народные поверья приметы на 14 июля – День Кузьмы и Демьяна

Летние кузьминки считались днем откровений и открытия тайн. Поэтому старались быть осторожными как в поступках, так и в словах.

На Кузьминки тайное скрыть не получится.

А любящим людям советовали не бросать пустых слов и обещаний.

Ссоры, начатые на Кузьминки, оборачивались непримиримыми скандалами и ухудшением отношений.

Не начинали на Кузьму и Демьяна никаких новых дел и начинаний. Время будет потрачено бездарно, и довести начатое до конца не получится.

Особое внимание придавалось сновидениям. Если во сне на Кузьминки увидеть ключ, а также книгу или письмо, ждать скорых перемен.

Что приснится на Кузьминки – то скоро исполнится.

Наблюдали за погодой и примечали признаки будущих перемен.

Если серп луны на ночном небе будет иметь красный оттенок – ждать сильного ветра. А наличие на месяце затупленных краев обещало скорые ливни.

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия . Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

Кузьминки осенние (День Кузьмы и Демьяна) 14 ноября 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы, традиции, история. Ежегодно 14 ноября о тмечается народный праздник Кузьминки осенние.

Православная церковь в этот день вспоминает чудотворцев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) и их мать преподобную Феодотию.

История праздника гласит, что Кузьма и Демьян были родными братьями. Мать их Феодотия воспитала сыновей в христианстве. В юношеском возрасте Кузьма и Демьян были отданы обучаться врачеванию. Однако удивлению людей не было предела, когда братья начали исцелять смертельно больных. Стоит отметить, что платы за свой труд они не брали.


Однажды имел место случай, когда чудотворцы исцелили женщину, которая в знак благодарности принесла им три яйца. Как обычно, братья не хотели брать подарок. Однако женщина умоляла господом Богом взять Кузьму у нее яйца в знак великой благодарности. Кузьма не смог отказать мольбам женщины и принял дар. На что его брат Демьян очень обиделся. Он сказал, что Кузьма нарушил их обет, потому он запрещает хоронить их рядом.

После смерти братьев христиане вспомнили о запрете Демьяна хоронить его рядом с Кузьмой. Они долго ломали головы, как поступить. И в этот момент появился верблюд, заговоривший человеческим голосом. Тот верблюд велел христианам захоронить братьев вместе, так как дары женщины Кузьма тогда принял вовсе не из корысти. И братьев похоронили вместе.

Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года – это народный праздник. А потому он имеет свои традиции , обычаи, приметы. В этот день принято обмениваться особыми подарками – курицами. Этих кур никогда не рубили, кормили ячменем и овсом. Считалось, что яйца, снесенные такой курицей, обладают целительными свойствами.

Молодые девушки на Кузьминки 14 ноября устраивают посиделки. Они всегда хлопотали заранее – приносили продукты, готовились к застолью. Приходили на праздник и парни, там они могли выбрать себе невесту. Когда угощения заканчивались, молодежь могла пойти воровать кур в деревне. На Кузьминки 14 ноября такие кражи считались допустимыми и не карались.


На Кузьминки осенние 14 ноября обычно гуляли последние свадьбы в текущем году. Считалось, что на этом дне свадебный сезон завершается.

Женщины начинали прясть. А вот кузнецы в этот день не работали. Ведь 14 ноября также называют Днем кузнеца . Поэтому работать в праздник людям этого ремесла считалось грехом.


Приметы на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года связаны в основном с погодой. Считается, если 14 ноября тепло, то и зима будет теплой.


Если на Кузьминки осенние листва все еще не облетела с деревьев, то зима будет суровой, а урожай плохой.
Если на Кузьминки осенние 14 ноября 2017 года пойдет снег, то весной разольется река.

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

  • Кузьминики осенние;
  • День Кузьмы и Демьяна;
  • Куретники.

В течении календарного года в народе празднуются два праздника под названием Кузьминки. Сегодня 14 ноября православные отмечают Осенние Кузьминки.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Праздник Кузьминки приметы и пословицы: девичий праздник

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Приметы 14 ноября День Кузьмы и Демьяна.

  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Номинация

Сценарий внеклассного мероприятия

для параллели 5-х классов

«Кузьминки – об осени поминки».

Подготовила и провела:

Учитель истории МБОУ СОШ№6

Бичурова Светлана Александровна.

Г.Камышин

2015 год

1-й ведущий - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас. А собрались мы здесь на просто так, а ради праздника!

А какой же сегодня праздник, кто знает?

2-й ведущий – 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян – рукомесленники, курятники». По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители кузнецов и женщин – рукодельниц.

3-й ведущий - и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.

4-й ведущий Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили кашу и лапшу. «Кузьма – Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».

1-й ведущий - Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».
2-й ведущий - Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки. Считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

3-й ведущий - В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку и другие продукты) и готовили угощения, принимали парней. В качестве почетного угощении подавали куриную лапшу.

4-й ведущий - В народе этот день называли просто Кузьминки. Да еще приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий - Немало народных примет было связано с этим днем.

2-й ведущий - В этот день примечали, какой будет погода зимой.

3-й ведущий - Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

4-й ведущий - Если на «Козьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий - В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

«Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье»,

«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,

«Демьян, окамени воды».

« Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.»

2-й ведущий - С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за пряжку и обращаются к святым, просят не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

3-й ведущий - Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим.


4-й ведущий - О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

1-й ведущий - На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.

(грозит) А, ну! Вот придет Кума, так добавит всем ума!

СЦЕНКА 2 кумы (кум дед Матвей, 2 кумы)

1кума

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2кума - Лежит!

1кума

2 кума - Головка!

1кума - Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Плечики!

1кума - Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома.

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Животок!

1кума - Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Дома!

1кума - Что он делает теперь?

2 кума - Лежит.

1кума - Что же у него, Кума, болит?

2 кума - Пяточки!

1кума - Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!

1кума - Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума - Нет его, сбежал!!!

1-я ведущая – После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки:


1 - Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2 - Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, На шее тряпка, на голове шапка – хороша ли моя сказка? Послушайте-ка сначала!

3 - Вокруг пальца ходит журавль да овца. Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

4 - В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос….

6 - Федул! Чего губы надул?

Да кафтан прожег!

Зачинить можно?

Да иглы нет!

А велика дыра-то?

Да один ворот остался!

1-й ведущий -К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

И мы вам предлагаем принять участие в нашем празднике, побывать на посиделках, поиграть в весёлые игры, потешиться.

Слышится стук в дверь, появляются гости (две девушки).

Девочки: Можно, хозяйка?

Хозяйка: Входите, входите!

Девочки: Здравствуйте, хозяюшка! Пустите нас к себе на посиделки?

Хозяйка: Пущу, как не пустить, ведь Кузьминки – девичий праздник.

Девочки: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне не дешево обойдутся: и сор в избе, а огня и тепла сколько пойдет!

Девочки: А что надобно?

Хозяйка: Да совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

девушки : (смеются): Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай знаем, все из дома принесли (дают хозяйке горшочки).

Хозяйка: Вот и ладно, вот и хорошо! Приходите.

Девушки убегают, хозяйка тоже уходит со сцены.

Стихотворение читают ведущие

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы - общались

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Эх, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: ( хором ) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

3-я гостья: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Один из гостей предлагает поиграть в фанты. Каждый отдает ведущему какую-нибудь вещь: заколку, ленту, поясок. Все складывается в корзинку, перемешивается. Один из ведущих отворачивается. Другой ведущий достает один фант и спрашивает: «Что этому фанту делать?». Ведущий придумывает задание, которое должен выполнить хозяин фанта.

В это время один из гостей ходит между девушками, приглядывается к рукоделью.

Парень: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалуйте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Проводит игру с залом на знание зимних женских работ. Правильно назвавшие работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна
(присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. (Обращается к зрителям)
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

( Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня. Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой).

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девушки:

Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!

Парни:
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девушки:
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(начинают петь частушки).

Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.

Уж как наши-то ребята,

издали, что короли

Надеты белые рубахи,

с лакировкой сапоги.


Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

У моего миленка

плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

ее заели комары.


Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

Хозяйка: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

( Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов».)

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Одна из девушек запевает песню, заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, останавливается.. Обнимаются, трижды целуются, кланяются друг другу, и избранный идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д.)

Один из парней: Наших зрителей я тоже приглашаю повеселиться, сыграем в петушиные бои.

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

«Отгадай загадку».

1. Всех наградила, все загубила. (Осень)

2. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

3. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

4. Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (К аша)

5. Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)

6. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький . (Курица)

7. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (П етух)

8. По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

9. Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

10. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)

11. В сенокосе – горька,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)

12. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

13. Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

14. Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)

15. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

16. В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

17. Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)

Одна из девушек: (вбегает с Кузьмой на руках) Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!

(Звучит плач по Кузьме)

1-я подружка : Уж куды, ты, милай, Кузенька собрался?

2-я подружка : Да так красно наряжался!

3-я подружка : Да так бело намывался!

Все: Да на какую дальнюю дороженьку отправился!

1-я подружка : Да на край мы Кузьму понесем

2-я подружка: Мы костер жаркий под Кузьмой зажжем

3-я подружка : Запылал наш милый Кузенька на краю села!

1-я подружка : Чтобы после снежной зимы к нам весна пришла.

Все: Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год.

1-я подружка : Как на праздник на Кузьминки вышла не свадьба, а поминки

Все: По лету красному по осени щедрой

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Я желаю вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться.

До свиданья, до следующих посиделок!

Приглашают всех участников праздника в столовую, отведать куриной лапши.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.