Кто со скольки лет работает. Со скольки лет можно заключать трудовой договор или нормативная база приема на работу. Со скольки лет можно работать, а главное – как

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Манипулятивные приемы работают. Это вдвойне прискорбно в цифровой век, в котором люди общаются намного больше, чем раньше. Человека легко одурачить при разговоре вживую, в виду отсутствия времени на обдумывание, но когда то же происходит в интернете, где есть время размышлять, то у него есть возможность серьезно задуматься и все проанализировать.

Манипуляции в дискуссиях очень часто имеют в своей структуре логическую ошибку. Это крайне важно понимать, так как в таких случаях человек сознательно или нет, допускает логическую ошибку и отстаивает свою мысль, а значит этот аргумент не может быть правильным. В других манипуляциях оппонент использует эмоциональные приемы, призванные вызвать в собеседнике, например, чувство вины. В третьем случае это уловки, которые манипулятор расставил для того, чтобы добиться победы в дискуссии и убедить всех в своей правоте. К манипуляции относится и откровенная и частичная .

Имеет ли значение, умышленно ли оппонент использует нечестные приемы или же даже не подозревает о своих логических ошибках? Пожалуй, что имеет. Как минимум, после распознавания манипуляции вы можете ответить жестко (если человек понимает, что манипулирует) или мягко (если не понимает).

Итак, какие же приемы использует манипулятор в ходе дискуссии или спора:

  1. Избыточное информирование . Манипулятор пытается привести массу аргументов с тем, чтобы сбить с толку оппонента. Мало того, что сопоставить эти аргументы в ответ просто невозможно, так еще и информационные каналы собеседника не выдерживают такой нагрузки. Когда у тебя всего один, но реальный аргумент, а у манипулятора их десятки, психика может не выдержать, да и окружающие люди тоже рассматривают это как победу манипулятора. Оппонент может запросто потерять основную мысль, когда свидетели дискуссии переходят на сторону манипулятора.
  2. Психологические уловки . Сюда входит абсолютно любая манипуляция эмоциональным состоянием собеседника: использование чувства вины, лести, игре на самолюбии, раздражения оппонента, унижении личных качеств и других индивидуально-психологических особенностях человека.
  3. Раздражение оппонента. Ее можно вынести в отдельный параграф, потому что здесь имеется целая россыпь приемов: косвенные намеки, насмешки, ирония, сарказм, несправедливые обвинения. Все это имеет целью вывести собеседника из равновесия с тем, чтобы выбить у него из-под ног логическую почву и переходить на личности в ответ.
  4. Использование непонятных для оппонента слов и терминов . Этот прием действует эффективно, потому что оппонент в ответ постесняется переспрашивать значения терминов, так как этим покажет превосходство манипулятора. Вследствие того, что оппонент переспрашивать боится, то как бы и спорить не о чем - манипулятор побеждает.
  5. Подмазывание аргументов . «Ты, как человек образованный и эрудированный наверняка согласишься с тем, что…» — подобная фраза ставит перед манипулируемым дилемму, принять аргумент и лесть в свою сторону в одном флаконе, либо же отвергнуть аргумент и свою образованность.
  6. Уход от обсуждения . Демонстративное использование : «С вами невозможно обсуждать серьезные вопросы», «Ваше поведение делает невозможным продолжение дискуссии». Часто используется, когда аргументы у манипулятора закончились. Такое провоцирование конфликта как бы выносит поиск правды за скобки. В самом деле, разве важна правда сейчас, когда вас обидели?
  7. Чтение в сердцах. Манипулятор не комментирует ваши доводы, он апеллирует к тому, зачем вы их приводите, как бы пытаясь разобраться в причинах ваших аргументов, а не в сути сказанного. Например: «Вы это говорите только потому что вам стыдно». И неважно, прав оппонент или нет, важно вынести на обсуждение мотивы его слов.
  8. Изменение акцентов в высказываниях . Если оппонент приводит частный пример, высказывается опровержение, что это не может быть общей картиной. И наоборот, общая картина не всегда является частной. При этом логическая ошибка в аргументе манипулятора в том, что его примеры могут быть исключениями или нетипичными примерами.
  9. Неполное опровержение. Зачем разбивать все стальные доводы оппонента, если можно найти самый уязвимый и тем самым доказать, что все остальные такие же?
  10. Требование однозначного ответа. Объекту манипуляций предлагается дать точный и четкий ответ при помощи таких фраз как: «не увиливайте», «скажите прямо», «скажите четко при всех». Несмотря на то, что этот прием кажется честным, принципиальным и признаком решительности, на самом деле манипулятор хочет получить четкое «да» или «нет» на вопрос, который требует развернутого ответа. Не на все вопросы в мире можно ответить однозначно «да», даже если вы по большей части склоняетесь именно к признанию аргумента.
  11. Навешивание ярлыков . Оскорбительные метафоры, эпитеты, сравнения. Ярлыки подбираются такими, которые вызывают эмоциональное негативное отношение окружающих, что позволяет одержать психологическую победу. Во избежание драки, манипулятор может вешать ярлыки не на оппонента, а на верования, позицию и идеи. «Абсолютно дурацкая идея» это ведь не то же самое, что и «Ты дурак», а значит и повода для физической угрозы нет.
  12. Опора на прошлое заявление. Блестящий образец манипулятивного искусства. Манипулятор приводит прошлое заявление оппонента в несколько измененной трактовке и требует объяснений. Это имеет воздействие не только на окружающую публику, но и на самого оппонента - вроде как приводятся его слова, но настолько перекрученно, что надо понять где состоялась подмена - а в то время манипулятор требует объяснений. Если время для спора достаточно, можно спокойно обнаружить подмену и обличить манипуляцию, но если время ограничено, оппонент терпит поражение и показывает себя лжецом.
  13. Кажущаяся невнимательность . Не замечать то, что может навредить. Спор длинный, аргументов много, самое время сделать вид, что «забыл» самый важный аргумент оппонента.
  14. Растущие требования . Манипулятор так требует признать совершенную мелочь, что оппонент уступает в виду неважности аргумента. Но затем ставки повышаются и манипулятор требует признания других требований. А мы знаем, что стоит уступить в чем-то малом, то далее обрушится снежная лавина требований.
  15. Обвинение в теоретизировании. Никто не любит теоретиков. Поэтому когда окружающие спорщиков люди слышат «Ну, это все только теория, все это на бумаге», они склонны принимать точку зрения манипулятора, забывая, что некоторые вещи просто невозможно воплотить без тщательной подготовки на бумаге и теории.
  16. Перетягивание на свою сторону окружающих. Этот прием обобщает все, о чем шла речь. Если манипулятору удается вызвать симпатии окружающих, оппоненту становится невероятно тяжело спорить, он чувствует невероятное давление и осуждение. Этот прием является манипулятивным по той причине, что нет разницы, сколько человек поддержали твою точку зрения - это еще ни о чем не говорит. Может, конечно, сказать, но далеко не всегда.

Это далеко не все приемы, которые придуманы человеком, а в дальнейшем будут придуманы и еще. Запомните эти 16 способов и вы будете предупреждены о моральном облике оппонента, а также его методах спора.

Помните, что лучший способ победить в споре - не ввязываться в него. утверждал, что невозможно победить в нем, потому что даже если вы победите, вы заденете оппонента и приобретете врага. Все манипулятивные примеры, о которых вы прочли выше, применимы в уже начавшемся споре, а не как повод для него. Конечно есть в жизни моменты, когда спор или дискуссия просто необходимы. Поэтому изучайте методы манипулирования и цитируйте обличительные их черты прямо в лицо манипулятору, это его обезоружит, потому что против этого не существует ни одного манипулятивного приема. Например: «Сейчас вы делаете вид, что забыли мой самый сильный аргумент. Либо у вас с памятью проблемы, либо вы делаете это нарочно». Эта фраза обличит манипулятора. В идеале можно записать высказывание такого человека и анализировать каждую его логическую ошибку.

Всегда и во всем обращайте внимание не на слова во время спора, а на структуру, на которой они основаны. Ищите логические ошибки в аргументе человека особенно в том случае, если чувствуете манипулирование. И конечно практикуйтесь в поиске манипулятивных приемов у политиков.

А какие приемы манипуляции знаете лично вы? Оставляйте свои комментарии.

Правильный способ доказать свое мнение означает не стремление привести оппонента в замешательство и не демонстрацию ему его некомпетентности в каком-либо вопросе, а решение важного делового вопроса.

Выступая против мнения оппонента важно:

· знать, когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою точку зрения;

· знать, какие вопросы можно обсуждать, а какие – нет;

· знать, как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не быть неприятным при этом для оппонента.

Если вы считаете, что необходимо возразить своему собеседнику, постарайтесь сделать это тактично, избегая при этом конфронтации и враждебной реакции.

Характер противоречий в споре нередко зависит от обсуждаемого вопроса, эмоционального фона при его обсуждении, психологической межличностной совместимости двух спорящих и от опыта профессиональных отношений. Если спор проигран, следует принять это как факт, не теряя своего «Я». Демонстрация неудовлетворенности результатами обсуждения может привести к разрыву отношений и отчужденности со стороны оппонента. Если спор выигран, не следует ликовать по этому поводу. Лучше высказать признательность за понимание и принятие вашей позиции.

Правила отстаивания своей точки зрения:

1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.

2. Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру:

· открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав;

· продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты партнером;

· сначала ответьте на аргументы партнера, а потом только приводите свои собственные;

· в любой ситуации сохраняйте вежливость.

3. Учитывайте личностные особенности партнера:

· нацеливайте аргументацию на цели и мотивы партнера;

· старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите преимущества;

· используйте терминологию, понятную партнеру;

· соизмеряйте темп и насыщенность своей аргументации с особенностями восприятия партнера.

4. Старайтесь, как можно нагляднее изложить свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом стратегии и модальности партнера.

5. Помните о том, что излишне подробная аргументация, «разжевывание» идеи, может вызвать резкое неприятие со стороны партнера, пара ярких доводов, порой достигает большего эффекта.

6. Используйте специальные приемы аргументации.

7. Своевременно делайте обобщения и выводы по результатам проведенной дискуссии.

Варианты протекания дискуссии-спора:

Эвристический подход

Юмор, ирония и сарказм – обязательные психологические элементы публичного спора. Они усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогая разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов.



Нечестные приемы:

Особого внимания заслуживают многочисленные психологические уловки в споре, основанные на знании свойств души человека и его слабостей. Поскольку в состоянии волнения, растерянности, внутреннего напряжения мы соображаем и спорим хуже, основная часть психологических уловок предназначена для того, чтобы вывести человека из равновесия, спровоцировать его на необдуманные действия и слова. Для этого пускаются в ход грубости и оскорбления, издевки, несправедливые обвинения, насмешки и т. д. Особенно часто применяются следующие психологические приемы:

· «Не дать опомниться». Человека ошарашивают чем-либо, гово-

рят быстро, запутанно, бестолково и затем, не дав опомниться, победоносно выходят из спора (прекрасно иллюстрирует этот приемчик рассказ В. Шукшина «Срезал!»).

· Отвлекающий маневр. Главную мысль камуфлируют второстен-

ными темами и отвлекают тем самым от нее внимание в надежде, что удастся ее незаметно протащить (уловки «Ложный след», «Приманка» особенно популярны).

· Ставка на ложный стыд . Под «соусом» «это общеизвестный

факт, неужели вы не знаете?!» преподносится ложный или недоказательный довод. Если человек побоится признаться, что ему это неизвестно, – он в ловушке.

· Спекуляция на нравственных ценностях. Это та же игра на чело-

веческой слабости – желании казаться лучше. Ставка делается на то, что человек согласится с доводами из боязни показаться консерватором, малокультурным и т. д.



· «Подмазывание аргумента». Уловка, лестью смягчающая душу

оппонента: «Вы как человек умный, не станете отрицать…» или «Конечно, этот довод поймет не каждый, но вы, с вашим умом и образованием…» Этот прием действует почти безотказно.

· Внешняя убедительность. Это – убедительный тон и манера дер-

жаться, представительная внешность, непоколебимая твердость и убежденность в своей правоте. Все это обладает огромной внушающей силой и в споре – одна из самых сильных уловок.

· Работа «на публику». В основе – эксплуатация предыдущего

· Ярлыки на аргументы. Насмешка над словами и доводами про-

тивника легко «заглатывается» слушателями.

ность аргументов прямо зависит от статуса того, кто их поддерживает.

· «Вдалбливание». Одна и та же мысль подается в различной форме

и под разными «соусами». О действенности такой уловки внушения легко можно судить по опыту рекламы.

· Аргумент «к личности». Обсуждение личных особенностей оп-

понента, его достоинств и недостатков вместо доказательства тезиса.

· Аргументы к невежеству. Эксплуатируется неосведомленность

оппонента, за счет чего идет искажение фактов, «интерпретация» информации и событий.

· Аргументы «к состраданию». Прием рассчитан на возбуждение

чувства сострадания, сопереживания.

· Аргумент к выгоде. Вместо логического обоснования решения

агитируют руководствоваться сиюминутной выгодой, не заботясь о последствиях.

· Аргумент «к здравому смыслу». Часто используется как аппеля-

ция к обыденному сознанию вместо реального обоснования.

· Аргумент к верности. Вместо логики аргументации напирают на

чувства уважения, привязанности к данной организации, лицам и т. д.

· Аргумент к публике. Выражается в расхожих выражениях типа

«народ нас не поймет» и «по многочисленным пожеланиям трудящихся и т. д.».

Очень часто мы видим рекламу, где забавная кроха рекламирует подгузники. Малыш, сам того не зная, уже работает и получает за свою деятельность гонорар. Не стоит забывать и о фильмах с участием детей, и о других детских проектах. Деньги за эту деятельность перечисляются на специальный счет, а вопрос о работе решается родителями. Со временем ребенок взрослеет, хочет почувствовать себя независимым от родителей, получать собственный доход. Но сразу возникает вопрос - со скольки лет можно работать согласно трудовому законодательству?

Работа для подростка

В 12-14 лет подросток осознанно начинает искать оплачиваемую деятельность на время лета или вечером после занятий, но не каждый работодатель согласен взять на себя ответственность за ребенка. В Трудовом Кодексе РФ четко прописано, со скольки лет можно работать и получать за это материальное вознаграждение. Если внимательно изучить статью 20 ТК РФ, то можно узнать, что на работу принимаются подростки, которым уже исполнилось более 16 лет. Не запрещается работать и в более раннем возрасте, но с поправкой на ряд пунктов, прописанных в законе. В 14 лет законом не запрещается заключать трудовые договора, но при этом должно быть соблюдено несколько правил:

  • работа не должна наносить вред здоровью ребенка;
  • работа не должна препятствовать процессу обучения и изучению школьной программы;
  • на работу подростку согласие должен дать один из родителей, желательно в письменной форме;
  • работодателю необходимо представить документ о медицинском осмотре ребенка.

Со скольки лет можно работать? Работа для детей младше 14 лет

Законом не запрещается трудиться детям и до 14 лет, но работа не должна вредить физическому и нравственному развитию ребенка. Предполагается, что с детьми такого возраста будут заключать договор кинематографические, концертные и театральные организации. Подросток до 14 лет не имеет права принимать решение самостоятельно и подписывать необходимые документы, поэтому за него это будут делать официальные представители, иными словами, родители или опекуны. Также без согласия родителей несовершеннолетний не имеет права самостоятельно подписать договор и, предположим, сниматься в фильме или рекламе. Одно дело - знать, со скольки лет можно работать, и совсем другое - получить на эту работу согласие своих родителей.

Заработок для несовершеннолетнего в… «Макдональдсе»

Очень часто подростки сетуют: «Почему в законодательстве указано, со скольки лет можно работать детям, а на самом деле никто из работодателей их брать не хочет?» Действительно, встречаются разовые предложения, например, разносить воду на игре, расклеивать объявления, разносить газеты, но за это очень мало платят, и иногда работодатели могут предложить такой вид деятельности один раз за все лето.

Наличием свободных мест для школьников уже давно прославился «Макдональдс». Бытует мнение, что там работают даже подростки в возрасте 14 лет. Однако это возможно только при согласии родителей и в том случае, если рабочий график не будет мешать учебе в школе. У многих возникает вопрос - со скольки лет можно работать в «Макдональдсе» без разрешения родителей и опекунов? С 16 лет подросток уже может сам принять решение, подписать трудовой договор и начинать зарабатывать себе на карманные расходы, но при этом работодатель не имеет права задерживать несовершеннолетнего на рабочем месте более 4 часов.

Когда ребенок начинает быть полноправным гражданином общества

Во всех цивилизованных странах мира считается незаконным, если ребенок привлечен к регулярной работе. В том, что подросток заработает себе на карманные расходы каким-либо разовым занятием или работой в летнее время, нет ничего плохого. Постоянным детский труд может быть в том случае, когда ребенок снимается в каком-нибудь кино или передаче. Хорошо известно, со скольки лет можно работать по Трудовому кодексу, и 99 процентов нанимателей стараются придерживаться установленных правил. Сегодня наниматели не испытывают нехватки желающих подработать в свободное для них время, и детей брать не очень-то и хотят. Хотя существует ряд предприятий, в которых сложно встретить человека старше 30-летнего возраста. К примеру, тот же самый «Макдональдс» предназначен для молодежи, и, по мнению руководства компании, обслуживанием должны заниматься лица не старше 30 лет. Несложно догадаться, со скольки лет можно работать в «Макдональдсе», если все его посетители - это дети и подростки. В нашей стране ребенок - это человек до 18 лет. По закону и груднички, и дошкольники, и школьники для государства - дети. Старшие дети имеют право выбора, но им они овладевают после 16 лет, поэтому и на работу рационально устраиваться, только перешагнув эту дату.

Школьник и работа

Очень много школьников мечтают работать. Эту мечту нельзя назвать заоблачной или неестественной - она вполне осуществима, и если у подростка получается совмещать работу с учебой и оставлять время на отдых, то почему бы и не попробовать. Ни один работодатель, если школьник будет оформлен официально, не заставит его работать более 4 часов в сутки. Трудовой кодекс отвечает на вопрос, со скольки можно работать детям, конкретными цифрами, но большинство работодателей пока не готово возложить на себя груз ответственности за детей. Даже если ребенку через пару месяцев будет 18 лет, и он станет вполне самостоятельной личностью, к сожалению, мало кто рискнет.

Детский труд всегда был волнующим вопросом. Раньше никаким законодательством не регулировалось, со скольки лет можно работать детям. Этот возраст определяли только работодатель и семья. Чем хуже была экономическая ситуация в стране и финансовое положение у отдельно взятого семейства, тем раньше дети начинали свою трудовую деятельность. В годы войн и потрясений они трудились даже на промышленных предприятиях с действительно тяжёлыми условиями труда. Говорить что-то о сохранении здоровья сложно, но свой вклад в развитие общества они внесли.

Законодательное урегулирование вопроса.

Сегодня детский труд регулируется трудовым кодексом, который был составлен и одобрен ещё в 2001 году. За прошедшие четырнадцать лет документ не претерпел особых изменений. Касательно вопросов трудовой деятельности лиц, не достигших совершеннолетия, он указывает нам на три основные планки :

  1. 14 лет.
  2. 16 лет.
  3. 18 лет.

Условия труда, график рабочего дня, сумма оплаты и многое другое зависят от возраста, в котором ребёнок был принят. Многие конторы стараются избегать найма несовершеннолетних, ведь прав у них несколько больше, чем у обычных работников. А спроса с них меньше, полная уголовная и материальная ответственность вступают в силу только в 18 лет.

Со скольки лет можно работать в макдональдсе?

Макдональдс готов заключит трудовой договор с физическими лицами, которые достигли 16-летнего возраста. Но здесь накладывается ряд ограничений :

  1. Нельзя задерживать на рабочем месте позже 10 вечера.
  2. Нет смысла ставить на кассу.
  3. Несовершеннолетний сотрудник должен отработать всего три дня, перед увольнением.
  4. Ограничение по количеству рабочих часов.

В 2009 году был принят законопроект, касательно комендантского часа. В ряде регионов местные власти самостоятельно определяют возраст подростков, которым запрещено самостоятельно пребывать на улице в позднее время. Поэтому начальство не может задержать на ночную смену несовершеннолетнего работника, не нарушив законодательство. За кассу нанятого подростка не поставят по той причине, что он не несёт материальной ответственности. Если обнаружится недостача средств, взыскать с ребёнка денежные средства каким-либо образом не получится. Уволиться тоже проще, не надо отрабатывать положенные две недели, достаточно всего двух дней. И не удовлетворить такое заявление гораздо сложнее - последует множество проверок.

Но даже несмотря на такие моменты, Макдональдс позиционирует себя как ресторан быстрого питания, ориентированный на работу с молодёжью.

Раннее начало трудовой деятельности.

Минимальный возраст, в котором ребёнок может начать трудиться, составляет 14 лет. Для приёма на работу необходимо согласие родителей или опекуна, а так же подтверждение того, что подросток будет справляться со всеми своими обязанностями в свободное от учёбы время. Во время каникул можно находиться на рабочем месте до 24 часов в неделю, но во время учёбы этот период сокращается до 12 часов.

Посидев немного с калькулятором и высчитав оплату за один час труда, можно будет примерно определить общий доход в месяц. О работе на каких-либо производствах и речи не идёт. Труд должен быть лёгким, не мешающим ребёнку получать образование и не сказывающемся на его здоровье и формировании. Идеально подойдёт курьерская служба, чтобы приучить несовершеннолетнего к работе, дисциплине, показать, откуда берутся деньги.

Сколько могут работать подростки получающие среднее образование?

Уже в 16 лет можно заключить полноценный договор, согласно трудовому кодексу. ТК различает подростков, которые уже закончили учёбу (или получают заочное\вечернее образование) и тех, кто всё ещё учится в школе. В связи с этим, определяется разный максимальный рабочий день .

Ученики вечерних школ могут работать на протяжении 35 часов в неделю. Это мало чем отличается от стандартного 8-часового рабочего дня. А их коллеги, которые всё ещё посещают школу днём, могут находиться на рабочем месте не более семнадцати с половиной часов в неделю.

Школьники из числа тех, кто решил рано начать копить трудовой стаж, часто по этой причине предпочитают получать образование заочно, на вечерней форме. В отдельных случаях договор может быть заключён и в 15 лет, если ученик уже успел закончить 9 классов.

Молодой работник имеет все перечисленные преимущества - сокращённый рабочий день, ограниченную ответственность, надзор со стороны множества служб, возможность уволиться в сжатые сроки. Удерживать такого сотрудника на работе, в ущерб его здоровью или возможности получать общее образование, не выйдет ни у одного работодателя .

А как обстоят дела с совершеннолетними?

Последний вариант уже касается совершеннолетних. В возрасте 18 лет любой гражданин может заключить трудовой договор на общих основаниях. Ни на кого не накладываются какие-то ограничения, всё в рамках действующего законодательства. Даже если 18-летний сотрудник получает образование в высшем учебном заведении, это не является поводом для сокращённого рабочего дня или каких-то поблажек со стороны руководство. На законодательном уровне это не запрещено, решается всё на усмотрение начальства. Так что выстраивайте хорошие отношения с самого начала.

Как можно была заметить, ответ на вопрос со скольки лет можно работать детям, не столь однозначный. При наличии согласия от опекунов или родителей - с 14 лет. Если речь идёт о творчестве в виде театра, кино, цирка - договор может быть заключён в более юном возрасте. Но оптимальным периодом, для начала трудовой деятельности, законодательство считает 16 лет .

Видео о детском труде

Посмотрите видео о том, как в некоторых странах со слабой экономикой и с низким уровнем жизни населения, эксплуатируют детей, привлекая их на вполне взрослые работы:

Рассказываем, со скольки лет можно работать в России, какие требования предъявляет ТК РФ к труду несовершеннолетних, какие изменения произошли в 2017 году.

Популярные профессии подростков

Трудовая деятельность большинства молодых россиян начинается еще до совершеннолетия – с 14 до 18 лет. Популярными у подростков профессиями считаются продавец-консультант, официант, вожатый. Активно привлекает несовершеннолетних работников сетевые рестораны быстрого питания:

  • «Макдональдс»;
  • «Бургер-кинг»;
  • «КФС»;
  • и другие.

Перед тем, как начать свою трудовую деятельность, несовершеннолетние граждане вполне естественно задаются популярным вопросом: со скольки лет можно работать? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 63 ТК РФ, которая в июля 2017 года претерпела изменения.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан – от 14 до 18 лет

Новые правила трудоустройства несовершеннолетних в летний период и во время учебного года были подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 1 июля 2017 года. Речь идет о Федеральном законе № 139-ФЗ, который реформировал положения статьи 63 ТК РФ – в частности, изменились правила трудоустройства и заключения трудовых договоров с подростками 14 и 15 лет.

Итак, со скольки лет можно работать детям?

До 14 лет . Разрешается трудоустройство только на творческие работы – в кино, театр, цирк и т. д., где без маленьких артистов часто невозможно себе представить постановку. Трудовой договор подписывается одним из родителей с разрешения органа опеки, который указывает максимальную продолжительность рабочего времени и условия, которые необходимо соблюсти. Творческая работа не должна наносить вред здоровью ребенка.

С 14 лет . Подростки в возрасте 14 лет могут с согласия родителей и органа опеки заключать трудовой договор на выполнение легкого труда в свободное от учебы время, а после получения общего образования – в любое время. Работа не должна наносить вред здоровью подростков и мешать освоению обр.программы.

С 15 лет . Подросткам в возрасте 15 лет согласие родителей и органа опеки для заключения трудового договора не требуется. Работа, на которую они устраиваются, должна быть легкой и не вредить здоровью. Разрешается также заключать ТД с подростками, которые ушли или были отчислены из образовательных организаций. В предыдущей редакции ст. 63 ТК РФ подросткам разрешалось работать только в свободное от учебы время – в основном летом во время каникул. Это ущемляло права несовершеннолетних, которым приходилось трудоустраиваться неофициально, без предоставления многочисленных гарантий, положенных работникам до 18 лет.

С 16 до 18 лет . Для этой возрастной категории ограничений, связанных с получением образования, не предусмотрено. Они могут свободно заключать трудовые договора и выполнять работу, которая разрешена несовершеннолетним.

Какая работа запрещена для несовершеннолетних?

Для всех работников в возрасте до 18 лет запрещена:

  • экстремальная работа;
  • тяжелый физический труд;
  • работа в ночных увеселительных заведениях, игорных клубах;
  • производство табака и алкоголя, товаров из категории «для взрослых»;
  • охранная деятельность;
  • работа, связанная с допуском к наркотическим веществам;
  • работа в религиозных организациях;
  • вахтовая работа.

Продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников также претерпела изменение с 1 июля 2017 года. Теперь она составляет:

  • с 14 до 15 лет – 4 часа;
  • с 15 до 16 лет – 5 часов;
  • с 16 до 18 лет – 7 часов.

В случае совместительства с получением общего или среднего профессионального образования рабочий день всех вышеперечисленных возрастных категорий сокращается в два раза. Эта норма не действует на период летних каникул.

Со скольки лет можно работать в «Макдональдс»?

Большинство вакансий в ресторане «Макдональдс» предлагаются совершеннолетним гражданам, однако есть и исключения (например, должности «работник ресторана» и «работник бригады подготовки открытия») когда можно устроиться с 16 лет с учетом ограничений, которые установлены для этой категории работников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.