Какой праздник церковный 22 сентября года

24/09/2017 - 07:25

Сегодня, 24 сентября 2017 года, православная церковь отмечает Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Кроме того, это День памяти преподобного Силуана Афонского. Также этот день в народе известен как «Федорины вечерки». Верующие вспоминают преподобную Феодору Александрийскую младшую.

Феодора Александрийская жила в V веке. Однажды в не влюбился местный богач и захотел, чтобы Феодора стала его любовницей. Однако она была замужем и отказала горожанину. Богач подкупил сводню, которая убедила Феодору, что если это будет совершенно ночью, то нет в этом никакого греха. Осознав весь ужас того, что она натворила, Феодора начала истязать свое тело. Позже она ушла в монастырь, не предупредив супруга. Понимая, что муж может найти ее, она назвалась Федором и облачилась в мужскую одежду. После того, как она умерла, муж, впечатленный ее историей, тоже стал монахом в том же монастыре.

В народе праздник называется Федорины вечеринки. Этим событием заканчивалась уборка урожая и начиналась подготовка к зиме.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, двух святых, которые основали Валаамский монастырь, произошло из Великого Новгорода обратно в построенную ими обитель. Построенный ими монастырь явился светочем православия в этом крае.

Преподобный Силуан Афонский родился в 1866 году в Тамбовской области. Приехал на Афон в 1892 году. Долго молился Богу, умоляя о прощении. Однажды увидел его в видении и больше никогда не мог забыть этот кроткий и любящий взгляд. Канонизирован в 1988 году.

Тропарь пророка Самуила, глас 2

Дар многоче́стен дан бысть непло́дней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Перевод: Дар особо почитаемый был дан неплодной утробе и принесен в , как всесожжение благоприятное, Господу твоему. Ты послужил Ему свято и праведно, потому почитаем тебя, Божий Самуил, как молитвенника о душах наших.

Ин тропарь пророка Самуила, глас 5

От ма́тере умоле́нный, тезоимени́те да́ния Бо́жия,/ от Бо́га зва́ния во младе́нчестве сподо́бися,/ честны́й проро́че Саму́иле,/ до́бре пасы́й непокори́выя лю́ди/ и царе́м яви́выйся устрои́тель,/ и о нас, ве́рно чту́щих тя, моли́ И́стиннаго Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Ты появился по молитвам матери, носящий имя «услышал Бог», ты во младенчестве удостоился призвания Господом, почитаемый пророк Самуил, ты хорошо пас непокорный народ и стал основателем царства (Израильского), и о нас, с верой почитающих тебя, моли Истинного Бога, да спасет души наши.

Ин тропарь пророка Самуила, глас 2

Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».

Кондак пророка Самуила, глас 8

Я́ко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу,/ и из мла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.

Перевод: Как особо почитаемый дар, прежде зачатия ты был посвящен Богу, и с младых лет Ему, как Ангел, послужил ты, всеблаженный и удостоился пророчествовать о будущем. Потому взываем к тебе: «Радуйся, пророк Божий Самуил, великий архиерей».

Ин кондак пророка Самуила, глас 8

Пома́зателю ца́рский,/ па́че же свята́го богови́дца Дави́да,/ вели́кий Саму́иле,/ потщи́ся умоли́ти о нас,/ да пома́жемся Свята́го Ду́ха ма́стию/ и бу́дем стра́нни неприя́зни,// я́коже Дави́д нечи́стому ду́ху Сау́лову.

Перевод: на царство святого Боговидца , великий Самуил, поспеши умолить о нас, чтобы мы были помазаны и были чужды злу, как Давид нечистому духу Саула.

Священномученику Гермогену, епископу Тобольскому

Тропарь священномученику Гермогену, епископу Тобольскому, глас 7

Во святи́телех ди́вен показа́лся еси́,/ ре́вностию по Бо́зе окрыля́ем, священному́чениче Гермогене./ И па́стве Сиби́рстей путево́ждь во страда́ниях явля́яся,/ с Державнствующим у́зы и заключе́ния разделя́я/ и страда́льчески пу́ть сконча́вши,/ на небесе́х мзду́ трудо́в твои́х восприя́л еси́,// моли́ся за наро́д на́ш ко Го́споду.

Перевод: Ты явился удивительным среди святых, окрыляем по Богу, священномученик Гермоген. И Сибирской путеводителем в мученичестве являясь, разделяя узы и заключение с императором и мученически окончив путь, на небесах ты получил награду за свои труды, молись за народ наш ко Господу.

Кондак священномученику Гермогену, епископу Тобольскому, глас 4

По́двиг святи́тельский до́бре свершившаго/ и тече́ние му́ченическое му́жественно сконча́вшаго/ прославля́ем тя́, священному́чениче Гермогене,/ я́ко предста́теля пред Го́сподем// за страну́ Росси́йскую.

Перевод: Подвиг святительский отлично совершившего и мученически жизненный путь мужественно закончившего, прославляем тебя, священномученик Гермоген, как ходатая перед Господом о стране Российской.

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» () ; отдай всякому свое. Отсюда закон: не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав: «отдавай кесарево кесарю» , Господь показал, что такое действование угодно Ему.

Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими - все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так, как хочет от тебя Бог , - спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что, что ни шаг, то дело, угодное Богу, и, следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

Православные праздники - это важная и неотъемлемая часть жизни верующих. Да и люди невоцерковленные с не меньшим уважением относятся к религиозным событиям, почитая их как давнюю историческую традицию, которая сформировалась за тысячелетний период христианства на Руси.

Согласно церковному календарю, ближайшие православные праздники в сентябре следующие:

За возникновением каждого из этих праздников стоит значительное религиозное событие, так или иначе связанное с Евангелием или одной из библейских заповедей. О них мы и расскажем далее.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

Великий христианский праздник. Его полное название, так как оно обозначено в церковных книгах - «Усекнове́ние честны́я главы́ честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна». Здесь не случайно дважды повторяется слово «честный»: именно это свойство характера Святого Иоанна привело его к трагическому концу.

Праздник установлен в память о безумном злодеянии: жестокой казни Иоанна Крестителя царем Галилеи Иродом Антипой. 11 сентября (или 29 августа по старому стилю) все христиане горько скорбят о насильственной, безвинной смерти великого Пророка. В этот день все верующие обязательно посещают богослужение и соблюдают строгий пост.

Почему же день всеобщей Скорби назвали праздником? Понятно, что речь не идет о праздновании как таковом и не подразумевает радости и веселья в этот день. «Праздник» в данном случае -производное от слова «праздный», «ничего не делающий». А что можно делать в день, когда сердце переполняет горечь, страдание и боль утраты?

Трагедия произошла в 32 г. н. э., когда, исполняя каприз своей сожительницы, злобной и мстительной Иродиады, царь Ирод повелел палачам отрубить голову достойнейшему человеку, мудрому и честному Христову Крестителю Иоанну и принести ее на блюде в зал, где он предавался утехам вместе со своими гостями. Жуткое убийство стало расплатой за правду.

Суть конфликта Иродиады и Иоанна Предтечи заключалась в том, что великий Пророк в процессе своего служения открыто обличал грехи, называя вещи своими именами и призывая людей к покаянию и исправлению. Не обошел он вниманием и распутную жизнь царя Ирода, который, будучи женатым человеком, вступил в связь с замужней женщиной, к тому же - женой своего родного брата Филиппа. Для верующего человека такие греховные отношения являются нарушением седьмой библейской заповеди: «не прелюбодействуй». Разумеется, царю не понравилась смелость, с которой обличают его поведение. Смельчака упекли в темницу.

Жители Иудеи относились к Иоанну Крестителю с большим почтением и уважением, поэтому царь не осмелился пойти против воли народа и казнить обличителя. Но тут все решил случай. Во время пира дочь Иродиады поразила царя Ирода своим красивым танцем, за что он пообещал исполнить любое ее желание.

Желание Саломии подсказала ее мать: принести в зал отрубленную голову Иоанна на блюде. Ирод не посмел спорить с любовницей и послал к Иоанну палача. Позже голову предавали земле несколько раз, сейчас она покоится на священной горе Афон в Греции (тело Иоанна Предтечи похоронили его ученики).

В подлинности истории нет никаких сомнений, так как о ней упоминается в трёх Евангелиях их четырех. Описанное событие послужило поводом для объявления 11 сентября днём Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

История возникновения праздника восходит к VI-VII вв. нашей эры. Рождество Пресвятой Богородицы (полное название - «Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии») в православии относится к числу важнейших церковных праздников: двунадесятых.

Его появление связывают с греческой церковью, откуда он распространился и в другие страны. Теперь невозможно представить себе православный календарь без этого великого праздника: кажется, что он был всегда. Начиная с XIII века, Рождество Пресвятой Богородицы сопровождается торжественной службой и литургией.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в год, когда казалось, что мир стоит на краю гибели. Человечество дошло до крайней степени нравственного упадка, и спасти его могло только чудо. Для того чтобы восстановить правильные жизненные ценности в умах людей, нужно было, чтобы Бог сошел на Землю в облике человека. Но для его рождения нужна была достойная мать - чистая, непорочная, почти святая женщина. Такой не нашлось, и тогда Господь послал в мир девочку, которая и должна была стать Великой Матерью. Родилась она более 2000 лет тому назад в Палестине, в городе Назарете.

Галилейская семейная пара Анна и Иоаким (оба из знатных родов) были выбраны её родителями. Прожив вместе много лет, они не могли зачать ребенка и, достигнув преклонного возраста, почти потеряли всякую надежду воспитать собственное чадо, хотя не переставали молиться об этом.

Супруги были известны своим благочестивым образом жизни, добротой и милосердием к людям. Большую часть своих доходов они раздавали беднякам и жертвовали Иерусалимскому храму. По этим причинам пара была избрана для рождения Матери Спасителя мира.

Незадолго до этого события Иоакима сильно обидел священник храма, отказавшись принять у него традиционные праздничные дары Господу. В то время бездетность считалась грехом, о чем священник принародно заявил несчастному старцу.

Покинув храм, Иоаким отправился в пустыню, где, укрывшись в пещере, оплакивал свое горе и молился Всевышнему. Через сорок дней к нему явился Ангел и сообщил о том, что Господь услышал его молитвы и готов ниспослать в его семью дочь, которая станет отрадой всему миру.

Появился Ангел и в доме Анны, которая все это время горько оплакивала свою женскую судьбу и внезапное исчезновение супруга. Ангел утешил страдалицу, сообщив ей, что скоро у нее чудесным образом родится дочь, которую назовут Марией.

Обоих супругов Ангел направил к Золотым воротам храма в Иерусалиме, где они встретились после долгих дней разлуки. Этой же осенью в семье появилась девочка, которой впоследствии суждено было стать Матерью Спасителя человеческого рода.

Так появился праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а сама она, так же, как и , Серафим Саровский и некоторые другие богочестивые люди, была причислена к лику святых и стала самой главной заступницей для верующих, которые молятся перед ее иконами и просят о помощи.

С именем Божией Матери связаны и другие православные праздники в сентябре 2017 года. В частности, празднования в честь ее икон: «Неопалимая Купина» (17.09.), Каплуновской (24.09. и 25.09.), Леснинской и Новокитской (27.09.), «Призри на смирение» (29.09.)

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Удивительна история установления этого религиозного праздника. Его официальное церковное название - «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В православный календарь он был внесен в честь обретения святой Еленой в 326 году н. э. Животворящего Креста.

Ее сын император Константин вел многочисленные войны. Будучи язычником, он призывал на помощь своих богов. Но победа в сражениях часто была на стороне противника. Тогда он вспомнил, что его отец был православным и верил в Бога всех христиан.

Константин обратился с просьбой к Господу оказать ему помощь в битве над Максентием, как вдруг увидел в небе яркое изображение креста и надпись на нем «сим победиши». Затем Спаситель пришел к Константину во сне и сообщил, что нужно начертить кресты на всех щитах и шлемах его воинов.

Проснувшись, Константин так и сделал. Крест Господень помог ему не только одержать победу в этой битве, но и в дальнейшем не знать поражений от врагов. В честь своего великого помощника император приказал построить храм и найти утерянный крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Его мать Елена вызвалась помочь в поисках. Она отправилась на Святую Землю - там, в руинах разрушенного языческого храма были обнаружены три креста. Среди них был и тот, который она искала для сына. Чтобы определить, какой их них Крест Господень, к храму привели неизлечимо больную женщину. Прочитав молитву над каждым крестом, его прикладывали ко лбу больной. Третий крест принес ей немедленное исцеление.

Патриарх Макарий, присутствовавший во время этого испытания, поднялся на возвышенное место и показал животворящий Крест собравшемуся народу. С этого дня и появился новый праздник - Воздвижение Креста Господня.

Православные праздники для верующего человека - это важная составляющая его религиозной культуры. Они помогают укрепиться в вере, понять смысл многих богослужений и на всю жизнь обрести прочную связь с Господом.

В первом осеннем месяце в церковном календаре русской православной церкви достаточно много значимых событий. Один великий праздник и связанный с ним однодневный пост, а также два двунадесятых праздника, входящих в число 12 наиболее значимых после Пасхи. Узнаем, какие православные праздники отмечаются в сентябре 2017 года, что примечательного содержит церковный календарь на этот месяц.

Календарь православных праздников на сентябрь 2017 года в России

Начнем с того, что в середине сентября церковь отмечает своеобразный новый год — новолетие. По новому стилю это 14 сентября, а по старому, которым живет церковь и поныне — это 1 сентября, то есть, дата старого, допетровского нового года.

Церковное новолетие сохранилось как начало Нового лета от Сотворения мира, хотя в целом церковь и живет по юлианскому календарю, где год начинается от Рождества Христова.

За три дня до этого, 11 сентября, церковь отмечала день усекновения главы Иоанна Предтечи. Библейский пророк, появившийся как предвестник рождения Спасителя, настолько почитается в христианстве, что два из всего лишь пяти великих праздника церкви посвящены ему — день рождения и день трагической мученической гибели.

Также в сентябре два двунадесятых праздника, то есть, два из двенадцати праздничных дней, посвященных наиболее значимым событиям земного пути Христа и Богородицы. Оба сентябрьских праздника непереходящие, то есть, их даты постоянны год от года:

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы,
  • 27 сентября — Воздвижение креста Господня.

История появления на свет Марии, матери Иисуса Христа, также очень интересна и поучительна. Родители Марии, Иоаким и Анна, дожили до сравнительно преклонного возраста бездетными. При этом они были людьми крайне праведными, многое делали для церкви и других людей. Однажды Иоакима осмеяли за бездетность, причем сделали это не где-то, а в церкви, и не глупые соседи, а лично священник.

Иоаким, которому было и без того тяжело (как потомок царя Давида он знал, что именно в его роду появится Христос, или Спаситель, но даже надежды на то, что это случится именно по линии Иоакима, у него уже почти не оставалось), ушел в пустыню и поклялся не есть, не пить и не возвращаться оттуда, пока у него не появится ребенок.

Иоаким молился в пустыне, а Анна, узнав о поступке мужа, начала неистово молиться дома. Наконец, молитвы были услышаны и обоим супругам одновременно явились ангелы, которые сообщили им о том, что вскоре у тех появится дочь, которую повелели наречь Марией.

Стоит ли говорить о том, что у таких родителей Мария воспитывалась в глубоком почтении к Богу и к церкви.

27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня. Посвящен он событиям четвертого века, когда был найден тот самый крест, на котором был распят за три века до того Христос. Подлинность креста была подтверждена его чудотворными свойствами.

P.S. Все приведенные даты, разумеется, относятся к григорианскому календарю, которым мы привыкли пользоваться в обычной мирской жизни. Понятно, что в юлианском календаре, по которому продолжает жить церковь, в нашем веке даты смещены на 13 дней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.