Как научить считать примеры. Как ребенку научиться быстро считать числа в уме

Цифры и математические подсчеты - это не обязательно скучно и безрадостно. Почему-то многие, возводя математику в ранг «царицы всех наук», наделяют ее именно такими характеристиками.

Однако мир цифр может быть очень увлекательным - просто нужно найти к нему правильный подход. И если вы до сих пор его не нашли, то с появлением необходимости обучить математическим основам и счету своего ребенка, вам придется искать с удвоенной силой.

В самом начале пути от вас зависит очень многое, поэтому не стоит пускать процесс на самотек или обучать ребенка непоследовательно. На самом деле, малыши любят считать, главное - подобрать подходящую вам методику обучения и постараться донести информацию до ребенка в максимально простой и интересной, а лучше и игровой форме.

Особенности детского восприятия таковы, что ребенок просто не воспринимает и не запоминает вещи, которые ему не интересны. Вы можете сколько угодно заставлять его учить цифры, но пока он сам не захочет заниматься математикой, из ваших занятий ничего не выйдет.

Одной из распространенных ошибок родителей является спешка. Часто взрослые спешат похвастаться успехами своего малыша перед знакомыми или друзьями, родителями других деток-сверстников, которые, по их уверениям, уже вовсю умеют считать и даже делают это в уме.

Погоня за эфемерным результатом для уравнения способностей собственного ребенка с чьими-то детьми не только не поможет вам в обучении, но даже принесет вред. Наиболее оптимальный вариант - начинать заниматься с малышом, когда он будет к этому готов.

Как научить ребенка Считать до 10?

Научиться считать до десяти вполне легко ребенок может в возрасте двух-трех лет, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и общего развития.

Многие мамы занимаются математикой с детками, даже не подозревая об этом. К примеру, когда вы показываете ребенку различные игровые упражнения на счет, как «Сорока-ворона», «Ладушки» или «Вышли пальчики гулять» - как правило, знакомство с такими потешками происходит раньше, чем крохе исполняется полгода.

Конечно, он еще не учит цифры, как таковые, но зато вы помогаете ему развивать память, восприятие наличия объектов и их количества, способствуйте формированию образного мышления, работаете над улучшением мелкой моторики рук и пальчиков.

После года или к полутора годам на примере игрушек - тех же матрешек либо любых других предметов ребенок может познакомиться с понятиями «один-много».

Параллельно пробуйте показывать ему цифры, так в игровой форме легче научить счету. Для этих целей подойдут и различные кубики, и магниты на доске, и красочные плакаты, и многие другие приспособления, с помощью которых можно преподать математику весело и интересно.

Если вы будете практиковаться в счете постоянно, постепенно увеличивая количество знакомых цифр, то к трем годам ребенок совершенно легко будет считать до десяти без подсказок и ошибок.

Из данного видео можно узнать, как обучить ребенка считать до десяти, сколько времени рекомендуется отводить для занятий, какие средства можно использовать.

Двузначные числа: Счет до 100

В четыре года малыш, с которым регулярно занимались, сможет различить, какое число больше, а какое меньше, а также будет знать такие понятия, как «равно» и ноль.

Будьте готовы к тому, что малыш сразу может не понять. Не стоит спешить - значит, пока отложите эту информацию и повторите ее через какое-то время. Хорошо, если вы выучите пока счет от десяти до двадцати.

Есть детки, которые быстрее схватывают и проявляют более выраженные способности к математике - такие смогут освоить счет десятками до ста и в четыре-пять лет. Если же ваш ребенок выраженный гуманитарий, то к нему эта способность придет просто немножко позже.

Некоторые педагоги советуют все же сначала показать малышу процессы вычитания и сложения с теми цифрами, которыми он хорошо оперирует, то есть, от ноля до десяти или до двадцати. Это существенно поможет в закреплении материала и в понимании предмета, как такового, и только потом можно будет переходить к освоению десятков и счета до ста.

Быстрый счет

  • хорошо запомнит цифры - именно запомнит, а не просто зазубрит, то есть, будет знать их прямую и обратную последовательность, сможет узнать цифру по написанию, найти недостающую или пропущенную цифру, сопоставить написанную цифру с таким же количеством предметов и т. д.;
  • усвоит основы счета и состав чисел;
  • будет четко разделять понятия «больше-меньше-равно», «один-много»;
  • сможет хорошо и правильно посчитать предметы, совершать элементарные математические операции с палочками, карточками или другими пособиями.

Как правило, быстрый счет дети осваивают приблизительно в пять или после пяти лет.

Счет в уме

Одновременно с этим стоит постепенно отучать ребенка от использования при счете различных вспомогательных средств, как палочки, к примеру. Также в возрасте пяти-шести лет дошкольнику уже стоит переставать считать по пальцам, а переходить на счет в уме.

Этот процесс может потребовать немало времени, но ваша задача - терпение и постоянные регулярные занятия для развития памяти, пока ребенок не доведет операции сначала с первым десятком цифр до автоматизма.

Усвоив простые механизмы подсчета в уме, он гораздо легче и быстрее будет запоминать все дальше и вскоре сможет решать и усложненные примеры.

Основные правила и нюансы обучения

Чтобы занятия были в радость и вам, и ребенку, стоит соблюдать несколько правил и рекомендаций специалистов.

  • Терпение и спокойствие. Именно такое состояние должно стать вашим девизом в процессе обучения. Даже если вам кажется, что информация элементарна для понимания, трехлетний ребенок может думать совершенно иначе.
  • Не принуждайте малыша, не кричите на него и не осуждайте его за ошибки - атмосфера на занятиях должна быть спокойной и комфортной.
  • Существенную помощь в обучении вам окажет окружающий мир - просто считайте с ребенком все вокруг: пуговицы на кофточке, посуду, которую вы ставите на стол для ужина, покупаемые продукты, игрушки, машины, животных и птиц на прогулке, ступеньки по дороге домой и т. д.
  • Для проведения занятия совсем необязательно садиться за стол, как на уроке - знакомство ребенка с математикой должно быть веселым, увлекательным и интересным, а иначе он заскучает, станет рассеянным и не воспримет информацию, которую вы хотите донести.
  • Для маленького ребенка занятия могут длиться не более десяти минут. С дошкольниками можно позаниматься уже и до получаса, однако важно, чтобы ребенок не уставал.
  • Существует мнение, что занятиям необходимо уделять время каждый день, постоянно повторяя ранее пройденный материал. Если ребенок ходит в детский сад или на развивающие занятия, то это вполне реально, но дома у родителей может просто не найтись времени для регулярных занятий.
  • Повторение и регулярность, конечно, важны, но и у ребенка есть собственные естественные ритмы обучения, к примеру, в какой-то период он будет увлеченно заниматься счетом и с удовольствием учить цифры, а потом вдруг его интерес к этой теме спадет и он переключится на что-либо другое. Тогда лучше немного обождать или преподнести информацию в иной форме.

Обязательно учитывайте все эти моменты и занимайтесь с ребенком не потому, что так нужно, а будьте, прежде всего, заинтересованы и увлечены сами - тогда и малышу ваши уроки станут в радость, а от занятий вы оба сможете получать не только знания, но и позитивные эмоции.

Учимся играя

Обратите внимание на существующие игровые методики, помогающие быстрее познакомиться с миром математики:

  • вы можете использовать карточки с цифрами или картинки, на которых, кроме самой цифры еще будут нарисованы различные предметы в определенном количестве;
  • наглядный материал бывает и в форме плакатов или таблиц;
  • также хорошо работают кубики и цифры на магнитах;
  • можно найти обучающие лото или домино на тему счета;
  • полезным будет и различный счетный материал - палочки Кюизинера или специализированные наборы с фруктами, геометрическими формами или другими предметами.

Как это работает? На самом деле, все зависит от вашей фантазии, ведь обучающие игры вы можете придумывать и самостоятельно, опираясь или взяв за основу уже существующие методические разработки.

  • Наглядные пособия помогают ребенку визуализировать числа. Покажите ему цифры на плакате или на карточках, пусть он подумает, на что похожа каждая цифра или придумает для нее особенный образ, к примеру, двойка очень похожа на плывущего лебедя, а восьмерка - на два бублика, которых поставили один на другой и т. д.
  • Купите или сделайте самостоятельно «кубики знаний» с карточками. Сначала ребенок может выставлять кубики в коробочку, подсчитывая их и выбирая соответствующую карточку с нужным числом.
  • Очень полезны в этом отношении таблицы и кубики Зайцева, так как с их помощью можно показывать малышу разницу между большими и маленькими числами, цветные кубики хорошо подходит для обучения счету в столбик - выкладывая примеры, ребенок будет видеть, что единицы обозначаются одним цветом, а десятки - другим.

Домино для обучения счета можно сделать из пластилина или быстро затвердевающей пластики. Просто слепите небольшие прямоугольники и проделайте в них углубления с расположением, как точки у домино. Потом изготовьте маленькие шарики разных цветов.

Формы могут играть роль домиков, машинок, кораблей, ковра-самолета или любого другого предмета, в котором будут жить, играть или передвигаться шарики-персонажи в разных количествах:

  • пусть ребенок разложит шарики и посчитает, сколько помещается на каждом прямоугольнике, после этого надо найти и положить рядом карточку с нужной цифрой;
  • закрывайте любые из прямоугольников листом бумаги и предлагайте ребенку вспомнить, какое количество шариков там было;
  • можно играть, как в настоящее домино - тогда вам понадобится сделать много фишек, а дополнительными игроками могут быть игрушки, за которых вы тоже будете выполнять ходы;
  • раскладывайте по порядку все цифры от одного до десяти и наполняйте прямоугольники шариками, потом пусть ребенок отвернется, а кто-то вредный, к примеру, баба Яга прилетит и перепутает все, а малышу будет поставлена задача все исправить;
  • с помощью разноцветных костяшек и шариков можно учиться разделять их на группы по цвету и количеству точек;
  • показывайте ребенку, чем отличается большее число от меньшего, пусть он находит костяшки и с одинаковым количеством точек.

Как не пропустить момент, когда можно начинать обучение математике, чтобы счет уложился у ребенка в голове, рассказывает педагог.

Обучаем счету быстро и легко

Маленького кроху можно знакомить с цифрами, совершая обычные повседневные дела:

  • вот вы умываете оба глаза и один носик, вот моете две руки и ноги;
  • вот обуваете два ботинка, но надеваете одну кофточку;
  • затем можно считать пальчики - сначала на одной ручку, а потом и на двух, сопровождая счет стишками и потешками;
  • попробуйте считать ребенку персонажей сказки, которую вы читаете на ночь, к примеру, всех жителей теремка или всех, кто вытягивал репку и т. д.;
  • хорошо познакомить малыша с цифрами могут специальные развивающие мультфильмы и презентации;
  • цифры можно рисовать или раскрашивать, играть с магнитами на доске;
  • используйте в обучении матрешек, кольца пирамидки, лабиринты и прочие игрушки, которые могут быть интересны ребенку и полезны.

Учимся считать до десяти

Многие методики советуют начинать обучение счету с действий с предметами, а не с цифрами. То есть, сначала вы оперируете только, например, игрушками: у ребенка на столике стоит одна машинка, если к ней приедет еще одна, то их станет две, а потом к ним может присоединиться третья, четвертая и т. д.

Практиковаться, как уже говорилось, можно всегда и везде, пересчитывая и птиц на ветке, и деревья по дороге, и ступеньки в лестнице.

Потом начнется знакомство и с самими цифрами. Помните, что ребенку будет легче, если визуализировать их образы, а сделать это можно с помощью различных наглядных пособий.

Наиболее традиционным и простым способом обучения всегда был счет на пальцах, однако учитывайте, что так вы совершенно не даете ему задействовать механизм памяти, а позже вам придется отучивать малыша от использования пальцев и учить его считать в уме, а это достаточно непросто.

Еще один способ для механического запоминания цифр и их порядка - обучение счету «по линеечке». Однако многие педагоги полагают, что с ним вы рискуете отучить ребенка запоминать и думать, ведь такой примитивный метод не только тренирует, но и тормозит память и умственное развитие.

Его суть состоит в том, чтобы для получения, к примеру, цифры пять, вы должны найти на линейке цифру два и отсчитать от нее три деления по сантиметру вправо.

Можете поиграть с ребенком в цифровой паровозик. Для этого выстройте его любимые игрушки или машинки в большой поезд, добавляя по одному вагончику. Пусть малыш сам называет: мишка - это один или первый вагон, к нему присоединяется зайчик - это два или второй вагон и т. д. Потом поезд необходимо расформировать и посчитать цифры в обратном порядке.

Учимся считать до ста

Сначала нужно хорошо закрепить цифры и счет до десяти. Учите с ребенком различные несложные и веселые стишки на запоминание чисел, загадки, песенки и считалки. Задействуйте обучающие игры с наглядными пособиями, ищите знакомые цифры на номерах домов и встречающихся машин.

На каждом занятии расширяйте диапазон знакомых цифр. Сначала вы должны объяснить ребенку, как считать от десяти от двадцати, а потом показать ему принцип счета десятками до ста.

Конечно, сразу он все не усвоит и не запомнит, но это не страшно. Двигайтесь постепенно, периодически вспоминая то, что уже было выучено и закрепляя материал, возвращайтесь к прежним темам в контексте уже новых, более сложных задач.

Среди упражнений, которые могут быть полезны на этом этапе, стоит отметить:

  • поиск «соседей» какого-либо числа, к примеру, ребенок должен назвать или найти, какие цифры стоят до и после пятерки;
  • поиск пропущенных или пропавших цифр в цепочке;
  • упорядочивание перепутанного ряда чисел;
  • счет в обоих направлениях в пределах каждого десятка;
  • знакомство с часами и принципом определения времени, различные игры на эту тему;
  • знакомство с термометром для измерения воздуха и принципом его работы - ребенок может ежедневно записывать показания температуры и сравнивать их и т. д.

Учим ребенка запоминать примеры и состав чисел

Если ребенок выучит и сможет перечислить цифры, то это еще не значит, что он умеет считать, ведь для этого ему необходимо научиться определять состав числа и владеть различными простыми математическими операциями, как вычитание, сложение, умножение и деление.

Знакомить малыша с вычитанием и сложением можно после того, как он уверенно освоит счет до десяти. Есть способ, который считается элементарным, но не слишком полезным для дальнейшего обучения.

Его суть состоит в том, чтобы показать ребенку, как складывать и вычитать по единичке, к примеру, для получения цифры пять вы добавляете к тройке единицу, а потом еще одну, либо и вовсе слагаете пять единиц. Многие специалисты не советуют останавливаться на этом методе, а считают, что лучше сразу показывать ребенку полноценный счет.

Тем не менее, в играх его вполне можно поначалу использовать. Возьмите хотя бы классики с нарисованными цифрами в квадратах. Пусть ребенок прыгает с ведерком или корзинкой, в которой будут небольшие игрушки, возможно, пластмассовые фрукты:

  • перепрыгивая с клетки на клетку по порядку малыш должен считать пока вслух - один плюс один будет два, два плюс один - получится три и т. д.;
  • когда он просчитает все без ошибок от одного до десяти, пробуйте прыгать и считать в обратную сторону, уже вычитая;
  • также можно раскладывать игрушки, прыгая по клеткам и считая их, определять, какая цифра больше, а какая меньше, когда получается ноль.

Чтобы ребенку было легче усвоить сложение и вычитание, решайте с ним простые задачки с использованием наглядных примеров:

  • разложите на двух тарелках разное количество конфет или печенья, пусть он сосчитает их и сравнит, где больше, а где меньше, затем предложите ему сделать так, чтобы стало поровну, потом возьмите несколько штук - надо посчитать, сколько осталось;
  • учить состав чисел тоже лучше наглядно, а помочь вам в этом сможет самодельное домино, о котором мы уже говорили - детки гораздо быстрее воспринимают яркие визуальные образы, поэтому, если вы покажете на двух костяшках, что пятерка состоит или из двух и трех шариков, или из одного и четырех (они должны быть разноцветными), то он сразу это запомнит;
  • обязательно покажите ребенку самое элементарное математическое правило - от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это можно сделать с помощью тех же обычных предметов, к примеру, положив на стол сначала две груши, а потом два яблока, а затем наоборот - малыш должен сказать, что получается одна и та же цифра четыре;
  • представляйте большую цифру, как дом, в котором живут цифры поменьше, придумывайте различные рифмы для лучшего запоминания, предлагайте ребенку экспериментировать и играть в сочетания чисел, самостоятельно формировать условия простых задачек.

Обучаем счету в уме

Когда ребенок уверенно справляется с цифрами и быстро считает, не используя пальцы или вспомогательные средства счета, то его можно уже обучать счету в уме.

В этом процессе присутствуют два обязательных элемента.:

  1. Речевой.

Сначала ваш малыш может громко комментировать свои действия и те математические операции, которые он совершает. Потом он начнет делать это шепотом, пока не придет к счету в уме без проговаривания вслух.

  1. Двигательный.

Нередко детям поначалу необходимо совершать определенные действия с предметами, чтобы их сосчитать - переставлять, передвигать, убирать. Следующим шагом станет просто указание пальцем на подсчитываемые предметы, а затем малыш научится вести подсчет просто глазами.

Очень помогают обучению счета в уме дидактические игры, также детям нравится играть в магазин. Можно приобрести пособие под названием «Касса цифр», оперировать игрушечными или условными деньгами и фантиками или же приобщать ребенка к настоящим покупкам в магазине.

Если ребенок проявляет способности к математике, знакомьте его с умножением и делением, понятием четных и нечетных чисел, некоторыми формулами.

Учимся считать в столбик

Когда малыш научится писать цифры, его можно потихоньку подготовить к счету в столбик. Для этого просто нужно показать, как располагаются и записываются числа при таком способе подсчета.

Ключевой принцип записи чисел в столбик - расположение друг под другом с разной разрядностью, то есть, единицы пишем под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями. Объясните ребенку, что так и происходит сложение - от единиц или справа налево.

Для развития знаний необходима постоянная практика. Не стремитесь, чтобы ребенок зазубривал информацию. Переходите к следующей операции счета только тогда, когда малыш запомнит предыдущую, то есть, не начинайте учить его вычитать в столбик, пока он еще не умеет хорошо таким способом складывать.

На помощь вам тоже придут наглядные примеры в виде дидактических игр, схем, карточек-цифр, разноцветных кубиков.

Заключение

Математика - достаточно непростая наука, однако и она может быть увлекательной и интересной, если вы откроете ее своим детям именно с такой стороны.

Будьте последовательны и терпеливы, превращайте процесс обучения в занимательную игру, не предъявляйте ребенку завышенные требования - тогда все пойдет гораздо легче и быстрее, и уже очень скоро малыш порадует вас своими новыми достижениями и математическими способностями.

Королева наук, математика — это основа, на которой держится весь окружающий мир. Освоить ее азы непросто, но обойтись без них невозможно. Это прекрасно понимают мамы маленьких детей, стараясь с ранних лет привить им любовь к математике.

Однако выучить цифры, научиться решать примеры и считать в уме получается не у каждого малыша - по крайней мере, не сразу. Потому родители будущих гениев как могут пытаются помочь им освоить непростую науку счета.

Когда начинать?

Ответ на этот щекотливый и животрепещущий вопрос дают дипломированные психологи и учителя.

2-3 года

В 2-3 года малыши начинают чувствовать в себе не только силы, но и желание получать новую информацию. Как губка, они стараются впитывать все, что происходит вокруг, и тянутся навстречу неизведанному. Однако в этот период малыши могут научиться считать только от 1 до 10 — и не более того.

3-4 года

В 3 года ребенок считает довольно осознанно, с удовольствием отнимая конфеты у родных и используя для их дележки нехитрые приемы подсчета.

4-5 лет

Три кита или основы обучения математике

Очень часто родители слепо верят в то, что подготовка к школе ребенка заканчивается на освоении счета, но это - их большая ошибка.

Геометрия в помощь

Малыш должен овладеть умением распознавать фигуры и размеры предметов, научиться выяснять, какой предмет короче, а какой длиннее, и определять, где он находится: справа или слева. Уметь делать это ребенок должен (желательно) уже к 3 годам.

Для этого нужно ежедневно повторять с ним названия фигур, вырезанных из картона, объяснять направление, в котором ребенок идет (к примеру, на прогулке), и показывать, какой из домов выше, а какой — ниже.

Чтобы грызть гранит науки было не в тягость, мама должна проводить уроки в игровой форме: легко и интересно. На помощь родителям приходят такие математически игры, как домино или лото, и картинки с изображением цифр.

Наглядность и простота — залог успеха

Начинать нужно с простейших уроков: на наглядном примере прибавлять к одному один. Любой малыш поймет, что если к трем грушам добавить еще одну, будет уже не три, а четыре груши. При этом сложные термины «плюс» и «минус» стоит вводить чуть позже - как только ребенок поймет суть процесса.

Важные правила счета

Дозирование подачи информации

Проводите по 3 урока в день, отводя на каждое занятие по 10 минут. Так малыш не устанет от обилия информации и не потеряет интереса к учебе.

Отсутствие ежедневного повторения

Мать учения — это повторение, но если говорить о нем в контексте математики, то повторять пройденный материал ежедневно не стоит. Возвращайтесь к изученному только тогда, когда оно понадобится вам для решения более трудных задачек.

Посильная сложность

Не кричите и не ругайте малыша, если процесс обучения проходит трудно. Может быть, какой-то пример для него и правда труден? Вспомните себя в детстве и просто подберите для ребенка более легкое задание.

Закрепление материала в обычной жизни

Не для всех малышей математика становится частью жизни — даже при ежедневных занятиях. Чтобы закрепить достигнутые результаты, считайте с вашим ребенком все, что «попадается» под руку: машины, листья на асфальте, яблоки в тарелке, котов на крыше, трамваи на улице.

Соблюдение этапов

Психологи говорят, что во время обучения материала ребенок проходит сразу три этапа:

  • привыкание (например, к терминам);
  • понимание сути изучаемого;
  • запоминание информации.

Не торопите его в процессе! Разговаривайте с малышом, сравнивайте предметы, упоминайте числа в разговоре, помогайте запоминать цифры.

Например, накрывая обеденный стол, проговаривайте, сколько тарелок на него ставите. Вы увидите, что уже через пару недель ребенок с видом профессионального счетовода будет рассказывать о том, сколько всего приборов стоит на столе.

Учим малыша считать до 10

Когда первая «пятерка» будет освоена, можно будет увеличить диапазон счета до 10.

Способы ускорить учебный процесс

Чтобы освоить счет намного быстрее и успешнее, можно воспользоваться некоторыми подсказками и игровыми способами обучения.

В том числе можно разнообразить процесс:

  • используя пальцы рук;
  • включая развивающие передачи;
  • применяя обучающие игрушки и счеты;
  • рассказывая ребенку стишки;
  • считая с малышом все подряд и ежедневно.

Приобщение ребенка к домашним обязанностям

Попросите чадо вымыть две-три чашки и пусть он сосчитает их. Можно также предложить ребенку запоминать по 5 позиций в списке продуктов, который вы составляете перед каждым походом в магазин.

Включение в работу карточек

Занятия с карточками очень полезны в период изучения цифр. Показывайте их малышу сначала последовательно, потом чередуя, чтобы малыш научился считать предметы на картинках, а не просто автоматически запомнил их.

Хорошие игры - отличная традиция

На пути освоения счета вам поможет игровая форма занятий: сами игры, непосредственно, веселые стихи и считалочки.

«Считай со мной!»

«Я считаю до пяти,

Не могу до десяти,

Раз, два, три, четыре, пять -

Я иду искать!

Кто не спрятался, я не виноват!»

Игра в магазин

Одна из любимых игр детей — магазин, поможет вам быстро и правильно научить малыша считать. Разложите на столе «товары»: книжки, игрушки, фрукты и гели для душа, и назначьте за каждый из них определенную цену.

Пусть в этом магазине ваше чадо будет кассиром, а вы станете приходить к нему в гости качестве покупателя. Деловито спрашивайте, сколько и что стоит, не обращая внимания на ценники (для удобства ребенка их лучше будет прикрепить к каждому «лоту»).

«Угадай-ка!»

Возьмите пластиковые цифры на магнитиках и, показывая их ребенку, просите называть их числовые значения. Поощряйте каждый правильный ответ либо конфеткой, либо просмотром мультика.

Лепим из пластилина

Можете включить в работу пластилин: делая фигурки зверей, просите ребенка, чтобы он слепил два уха зайцу или сделал 4 лапы для мишки.

Обучаем написанию цифр

Как только 10-цифровой рубеж будет преодолен, начинайте учить малыша написанию цифр, посвящая каждой из них отдельно взятый день.

Делать это можно так:

  • изобразить цифру на листе и закрепить на видном месте;
  • слепить ее из пластилина;
  • включить программу, рассказывающую о цифре;
  • приводить наглядные примеры: «1-го числа состоится поход в цирк!»;
  • использовать циферблат на часах: «Сколько сейчас времени? Час дня!».

Учимся считать до 20

Обязательным условием для обучения должен стать факт того, что малыш знает все цифры от 1 до 9, а также число 10.

Понятие десятков и единиц

Объясните ребенку, что любое число, идущее после 10, состоит из двух цифр, первая из которых - это десятки, а вторая - единицы. Чтобы он это понял, возьмите две коробки и положите в одну из них десять кубиков, а в другую - десять шариков.

Последовательность цифр в числах

Малыш должен запомнить, что двузначные числа имеют определенную последовательность и идут одна за другой — 11, потом 12, потом 13. Как только малыш это усвоит, попросите его положить в пустующую коробку 16 кубиков и пусть при складывании он пересчитывает их вслух.

Учимся считать до 100

В 4-5 лет ребенок, считающий от 1 до 20-ти, знакомится с новым рубежом: числами до 100. Процесс длительный, трудоемкий, требующий терпения как от вас, так и от малыша.

Расширяем количество десятков

Объясните ребенку, что подобных десятков (в ряде до ста) существует целых 9 и назовите эти числа. Предупредите, что между ними есть единицы и числа не идут один за другим. Покажите ему примеры в пределах 20: книги на полке, деревья в саду, машины на парковке.

Новый день - новые числа!

Учите с малышом по 10-ть новых чисел каждый день. Пусть он рассказывает вам, что именно запомнил. Когда малыш изучит хотя бы три десятка, затейте игру: пропустите в ряде до ста одно число и пусть он самостоятельно отыщет нужный «элемент».

Учим ребенка считать примеры

Сложение и вычитание — это базовые навыки, которые пригодятся малышу как в школе, так и до начала занятий в ней.

«Ненаглядное» пособие

Помочь учебе сможет наглядное пособие: яблоки, кубики или конфеты. В общем, все то, что и разглядывать, и кушать, и считать интересно.

Начинайте с простого

Начните разбор «полетов» с простого: например, с числа три. Как его можно получить? Сложив вместе 1 и 2 конфеты.

Соблюдайте очередность

Продолжайте складывать до тех пор, пока малыш не уяснит принцип действия сложения, и только потом плавно переходите к вычитанию.

Говорите вслух

Проговаривайте все, что делаете: «Я возьму у тебя две груши, теперь останется одна». Любой малыш хорошо запомнит, как именно его обделили одним фруктом.

Используйте обучающие пособия

Возьмите в помощь тетради, книжки и другие пособия, содержащие в себе примеры сложения и вычитания, благо их в продаже сегодня существует великое множество.

Никакой скуки!

Если придумываете примеры, не делайте их скучными. Пусть предложенная задача будет смешной, чтобы малыш заинтересовался ее решением.

Изучите состав числа

Ребенок должен запомнить состав числа. Объясните малышу, что число 10-ть может состоять из 6 и 4, 5 и 5, 7 и 3 и так далее.

Как научить малыша считать в уме?

Счет в уме благотворно сказывается на умственных способностях малыша. Но, думая о том, как научить ребенка считать в уме, нужно понять, что приступать к подобным занятиям не стоит раньше 4 лет, иначе у вас ничего не получится.

Чем больше, тем лучше

Помните: чем больше малыш считает в уме, тем лучше для него.

Больше-меньше

Помогите малышу усвоить такое понятие, как «больше и меньше». Читая книжки, спрашивайте у ребенка, какого цвета здесь присутствует больше, а какого меньше.

Что такое поровну?

Малыш должен знать, что такое «поровну». Задайте ему вопрос: «Вот тут лежат 3 огурца, а здесь 3. Где больше огурцов?».

От перемены мест слагаемых

Объясните малышу, что при смене мест слагаемых сумма не меняется. Это основа основ математики, которую не помнит только ленивый.

Обучающие игры

В помощь вам могут придти таблицы с числами или обучающие кубики. Используйте их для запоминания счета.

Счет всего подряд

Подводя итоги

Как научить ребенка быстро считать? Довольно непросто, особенно, чтобы он делал это легко и не задумываясь. Только каждодневная практика и личный опыт, только увлекательные занятия и ваше упорство помогут вашему чаду освоить такую непростую науку, как математика.

И если вы сомневаетесь в своих силах и не чувствуете в себе «суровых» педагогических наклонностей, просто попросите помощи у сотрудников детского сада или бабушек. Они помогут вам научить ребенка считать в уме и вслух, чтобы в будущем из него вырос самый настоящий гений!

Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.

Если подавать арифметику как сухое скучное занятие, ребенка будет сложно заинтересовать им

Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету

Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.

Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.

Основные правила обучения счету

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:

  1. Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
  2. Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
  3. Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
  4. Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
  5. Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.

Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.


Учить ребенка счету можно и на прогулке, где попадаются примечательные интересные предметы

Методики обучения малыша

Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:

  1. Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
  2. Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
  3. Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: ). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.

Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Учимся считать до 20

Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.

Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?

Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.

Обучение устному счету

Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.

После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.

Учимся считать в 1 классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни - он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения - это может не лучшим образом сказаться на ребенке.


Методика Домана может применяться и для раннего возраста, но во время подготовки к школе она особенно эффективна

Учимся считать во 2 классе

Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.

В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.

Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:

  1. Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
  2. Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
  3. Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
  4. Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.

Устный счет будет легче освоить ребенку-фантазеру, который заменит скучные числа животными или игрушками

Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
  • Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
  • Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
  • Регулярно повторяйте уже изученный материал.
  • Хвалите малыша за каждое достижение.

Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: ). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.

С возраста трех, а то и двух лет родители начинают задумываться – как правильно научить ребенка читать и считать? Дело в том, что именно в этот период малыши становятся наиболее любознательны и позитивно воспринимают желание взрослых научить их чему-либо, новые знания ложатся на благодатную почву – у детей быстро усваивается новая информация и они начинают активно использовать ее в своих играх и общении с окружающим миром. Однако, объяснить ребенку принципы счета, базовые принципы геометрии и ориентации в пространстве не так просто. Ребенок может пропустить некоторые числа, или поменять их местами не понимая логики счета. Это происходит потому, что память маленького человечка устроена таким образом, что они запоминают только то, что их заинтересовало, испугало или обрадовало.

В психологии выделяют определенные возрастные периоды, когда правильно осваивать с ребенком некоторые принципы счета:

  • в возрасте двух лет ребенок в состоянии осуществлять порядковый счет, т.е считать предметы по очереди от одного до десяти;
  • в три-четыре года дети научаются считать осознанно, группировать предметы, делить и т.п.;
  • когда возраст достигает четырех-пяти лет, формируется умение считать в уме и дети становятся способны к пониманию абстрактных понятий.

Если родители будут придерживаться возрастных особенностей, то научить считать будет гораздо проще.

Задача родителей сделать процесс обучения максимально интересным для детей, именно в таком случае освоение принципов математики пройдет легко и незаметно.

Принципы обучения счету в уме

В младшем дошкольном возрасте, родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка считать в уме? Психологи и педагоги разработали несколько правил и упражнений, использование которых позволит быстро научить детей счету в уме.

База, на которой должно строится освоение новых знаний – это готовность ребенка к упражнениям с математическим уклоном, увлекательность занятий, их периодичность . Просто научить ребенка считать в уме возможно поэтапно, сохраняя последовательность упражнений:

  1. Прежде чем приступить к обучению, необходимо разъяснить малышу понятия «больше» и «меньше». К примеру, читая книги обращайте его внимание на рисунки – каких предметов изображено больше, каких цветов меньше и т.п.
  2. Используйте в играх понятие «поровну». Просите малыша разделить предметы между членами семьи или сверстниками в равных долях.
  3. На этом этапе правильно начинать изучение сложения и вычитания. Используйте при этом хорошо знакомые предметы: фрукты, игрушки, палочки. В 3-4 года малыш должен понимать, что при сложении предметов получается больше, а при вычитании – меньше.
  4. Так же с помощью известных предметов покажите, что если поменять их местами – общее количество не изменится.
  5. Переходите к подсчетам до 10. Покажите различные виды сложения и вычитания в пределах этого числа. Двузначные числа пойдут позже – когда ребенок легко ориентируется в однозначных.
  6. Линейка – поможет научить считать в уме. Пальцами откладывайте на ней шаги и показывайте ребенку. Впоследствии, линейка станет незаменимым помощником в школе.
  7. Учите в формате игры – зазубривание не даст должного эффекта, а спровоцирует через некоторое время негативное отношение к обучению.
  8. На этом этапе малыш должен понимать принципы порядка счета, т.е. сколько было вначале, сколько затем прибавили или отняли и сколько в итоге получилось. Пробуйте отучить от сложения и вычитания на счетах, или использование предметов в качестве наглядности и стремится научить проводить эти операции в уме.

Обучение счету может осуществляться родителями в любой ситуации: в процессе игры, прогулки, или когда взрослый занимается домашними делами.

Можно не использовать цифры – считайте все, что видите, например: сколько деревьев ты видишь? Или, после ужина задать вопрос: сколько тарелок ты видишь на столе?

Упражнения для обучения счету

  1. Учимся считать в пределах 10

Дома можно проводить с ребенком такие игры:

  • Учите основам счета на пальцах, знакомя ребенка с числами до пяти. Однако, помните, что научить этому просто, а отучить обратно гораздо сложнее. Многие дети до 5 класса считают с использованием пальцев, что негативно сказывается на их дальнейшем развитии. Чтобы впоследствии отучить малыша от этого простейшего метода счета, используйте специальные разработанные психологами и педагогами методики.
  • Нарисуйте или найдите картинки, с изображенными на них предметами в количестве от одного до пяти штук, цифры пока не показывайте малышу – это может его запутать. Освоение новых знаний с использованием картинки считается самым эффективным методом, когда возраст детей до трех лет .
  • Смотрите вместе развивающие мультфильмы и передачи – есть специализированная программа и видео в интернете, в которых используются различные приемы и методики для освоения счета.
  • Можно учить сложению и вычитанию на счетах – в магазинах игрушек встречаются красочные и интересные для детей варианты.
  • Читайте стишки для маленьких, в которых встречается счет и другие математические приемы.
  • Ну и не забывайте в любое свободное время и в любой момент использовать возможность посчитать окружающие вас предметы вместе с малышом.

  1. Обучаемся считать до двадцати

Поле того, как малыш освоил счет на пальцах до пяти и цифры до десяти, и не «плавает» в их последовательности, можно приступать к обучению счету до двадцати посредством использования следующей методики:

  • В первую очередь объясните ребенку, что следующие числа после 10 состоят из двух цифр. Расскажите, что первые цифры обозначают десятки, а вторые – единицы.
  • Возьмите две емкости или коробки. В одну положите двузначное число (например, 12 или 13) знакомых ребенку предметов, а в другую несколько единиц или один предмет. Этот прием позволит детям наглядно увидеть разницу.
  • Расскажите, что единицы всегда следуют одна за другой – сначала 11, потом 12, 13 и т.д.
  • После того, как малыш разберется с основами счета до двадцати и хорошо придерживается последовательности цифр, давайте ему задания на укрепление полученного навыка: например, просите подать вам 12 вилок, или собрать 15 ягод.
  1. Обучаемся считать до ста

Когда малыш вступает в старший дошкольный возраст (4-6 лет), можно обучать счету до ста.

  • Сначала расскажите о числах 10, 20, 30, 40 и далее до 100, что десятков всего девять. Объясните, что от 10 до 20, от 20 до 30 и т.д. есть еще единицы, приведите примеры.
  • Каждый день выучивайте по одному десятку. В конце дня – повторяйте, сначала используя любые подручные предметы. Если усвоение идет плохо – возвращайтесь в начало ваших занятий .
  • Не забывайте про развивающие игры – когда большая часть чисел будет освоена, напишите в ряд числа по очереди, пропустив одно. Задача малыша – найти его.
  • Обязательно хвалите! Старайтесь не использовать фраз «ты делаешь это плохо», «ты не способный» и т.п. Делайте все возможное, чтобы сохранить позитивную мотивацию к обучению.

Математика – царица наук

Не стоит забывать, что математика не ограничивается сложением и вычитанием. В третьем, пятом классе детей начинают знакомить с другими правилами математики – умножением и делением, а также с основами геометрии – их учат различать различные геометрические фигуры, выделять более длинные или короткие, которые меньше или больше и т.п. Родители, которые хотят самостоятельно, до поступления ребенка в первый класс, научить его основам математики, должны придерживаться нескольких правил:

  1. Для начала определите время для проведения занятий: во-первых, заниматься необходимо как минимум 30 минут в день, во-вторых, продолжительность одного вашего «урока» должна составлять не более 10-15 минут, чтобы не перетруждать пока еще не готового к активной мозговой деятельности малыша. Это может спровоцировать негативное отношение к предмету, которое возможно проявит себя позже, когда ребенок пойдет в первый класс.
  2. Регулярное повторение пройденного материала в контексте новых упражнений . Это означает, что не стоит просто зазубривать – если 2+2 вы освоили, вернитесь к этому, когда будете проходить длину или ширину отрезков.
  3. В случае, когда вы замечаете, что малыш плохо справляется с заданием, или он не понимает вас – не стоит упорствовать, лучше вернитесь к более простым заданиям и через какое-то время вновь используйте более сложные примеры. Подстраивайтесь к детскому мышлению, оно существенно отличается от мышления взрослого человека. Сначала они привыкают к новому знанию, затем приходит понимание и только потом – информация запоминается.

Считаем столбиком

Осуществлять сложение и вычитание в столбик необходимо, когда эти действия невозможно или трудно произвести в уме.

Начинать учить считать в столбик необходимо с разъяснения, как получаются однозначные и многозначные числа, как их нужно записывать. Затем покажите, что действия с цифрами осуществляются разрядно – единицы с единицами, десятки с десятками и т.п.

При сложении цифр, которые образуют сумму больше 10, у малыша могут возникнуть трудности. Допустим, вам надо сложить 12 и 29. 9+2=11 – объясните ребенку, что записывая одну единицу, вторую нужно оставлять «в уме», чтобы затем прибавить к сумме следующего столбца цифр, т.е 1+2=3 и +1 (которая была «в уме»), итого получается 4 в первом столбце и 1 во втором, т.е сумма 12 и 29 равна 41. Если оставлять «в уме» у малыша получается плохо, можно эти цифры записывать над первым столбцом.

Дорогу осилит идущий!

Если вы задумались, как научить вашего ребенка быстро считать, вас ждет трудная и долгая работа. В классе занятия бывают утомительными, и многие дети плохо усваивают материал и начинают отставать, не справляясь с нагрузкой.

Именно вы можете сформировать тягу к обучению, интерес к математике и заложить основы практического мышления .

Пусть у вас будет программа развития вашего малыша - сделайте из обучения игру, используйте развивающие материалы, создавайте комфортные условия и ваш малыш пойдет в первый класс с позитивной мотивацией и желанием познавать новое.

Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

С чего начать

Алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

По адресу прочтите инструкцию по применению детских капель в нос Виброцил.

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).

  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.