День любви и влюбленных. Как казахстанцы относятся ко дню святого валентина

14 февраля во многих странах мира отмечается День святого Валентина (Valentine"s Day) или День всех влюбленных. Однако в Казахстане этот праздник вызывает массу противоречий. Если одни сегодня поздравляют своих возлюбленных, то другие активно выступают против этого праздника любви, передает Zakon.kz .

Считается, что День святого Валентина существует уже более 16 веков. У праздника есть и конкретный «виновник» - христианский священник Валентин.

Эта история датируется примерно 269 годом, в то время Римской Империей правил император Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его «наполеоновских» планов - браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как прокормить семью. И, дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться.

Но влюбляться-то солдаты от этого не стали меньше. И к их счастью нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни (Valentine of Terni).

Видимо, он был настоящим романтиком, так как его любимыми развлечениями было мирить поссорившихся, помогать писать любовные письма и дарить по просьбе легионеров цветы предметам их страсти. Ясное дело, как только об этом узнал император, он решил его «преступную деятельность» прекратить. Валентина приговорили к казни. Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили.

Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский Папа Геласиус (Pope Gelasius I) объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С 1969 года в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Впрочем, и до 1969 года церковь не одобряла и не поддерживала традиций празднования этого дня.

Так ли это было или иначе, но, по всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки - «валентинки». А еще в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви.

В Западной Европе День святого Валентина стал широко отмечаться с 13 века, в США - с 1777 года. Традиция дарить в этот день подарки крепла с каждым годом и для некоторых стала достаточно успешным бизнесом.

Но есть в мире некоторые страны, которые особенно отличились в праздновании Дня святого Валентина. В первую очередь это Саудовская Аравия, которая является единственной в мире страной, где этот праздник официально запрещен, причем, под страхом больших штрафов.

День влюбленных в Казахстане

В Казахстане 15 апреля отмечают свой национальный День влюбленных - День великой любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Это герои поэмы казахского эпоса 13-14 веков, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.

В январе 2011 года городское управление культуры по вопросам молодежной политики и пресс-служба акимата Алматы утвердили план мероприятий на год, куда включили и новый праздник. Управление также разослало письма к руководству школ столицы Казахстана, в которых рекомендовало перенести празднование Дня влюбленных на 15 апреля.

Устроители праздника утверждали, что новый День влюбленных - не просто перенос события с одной даты на другую. Сам праздник должен стать другим. Он связан с народным эпосом, призван показать чистоту и красоту влюбленности. Это пропаганда целомудрия, образов казахстанских женщин и национальных героев.

К тому же такой праздник будет проходить не зимой, а весной - в самое романтичное время года.

Национальный День влюбленных в Казахстане стараются сделать максимально насыщенным. Проходят конкурсы молодых пар в чтении поэм о любви, танцевальные турниры, тематические классные часы в школах, конкурсы на лучшую стенгазету и стихотворение собственного сочинения.

Портал Zakon.kz провел среди своих подписчиков в соцсети опрос, какой праздник предпочитают отмечать казахстанцы - День святого Валентина или День великой любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу.

В опросе приняли участие 543 человека. 51.7% опрошенных отметили, что вообще не отмечают этот праздник. 23% высказались за День Великой любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу и 22.1% за День святого Валентина.

Скриншот с видео

День влюбленных - «Ұлттық ғашықтар күніне орай» празднуется в Казахстане с 2011 года и считается национальным праздником. В качестве альтернативы международному празднику организаторы предложили свою дату - 15 апреля. Праздник посвящен Козы Корпеш и Баян-Сулу, героям казахского эпоса.

Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу рассказывает о том, как друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей и обручили их, когда те еще не родились и о своей судьбе не ведали. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Обрученные до рождения Козы и Баян встречаются и влюбляются друг в друга. Но на пути молодых встает отец Баян, который передумал и решил выдать дочь за другого, более перспективного жениха - палуана Кодара. Козы от невесты так просто отказываться не собирался, в результате чего и погиб от руки Кодара. Баян не спустила это с рук мерзавцу и решила отомстить.Она пообещала выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принялся за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Когда яма была достаточна глубока, Баян отрезала свои косы и оставила Кодара умирать в недостроенном колодце. Потом пошла на могилу к любимому, где и заколола себя кинжалом.

Не самая светлая история любви, без хэппи энда, поэтому мне не очень понятно, почему День любви посвящен именно этим героям. Не самые позитивные персонажи, на мой взгляд, которые, например, полюбили друг друга в детстве, выросли, поженились, прожили всю жизнь без измен и предательств, нарожали кучу детей, вырастили еще больше внуков и умерли в один день, с которых можно брать пример и с гордостью рассказывать о них своим детям.

Вокруг казахстанского Дня влюбленных много споров. Одни считают, что праздник в стране не приживется, что и одного всемирного дня, посвященного светлому чувству, вполне достаточно. Другие, наоборот, отвергают День Святого Валентина и буквально силой навязывают казахстанцам новую дату.

Республиканское движение «Болашак» организовало акцию против Дня святого Валентина. «Болашаковцы» выступили за то, чтобы празднование 14 февраля было запрещено в учебных заведениях страны, а также демонстративно уничтожали в школах символы Дня влюбленных - валентинки и ящики для сбора этих маленьких и робких признаний в теплых чувствах.

Символов национального праздника «Ұлттық ғашықтар күніне орай» пока нет. Маленькие сердечки-«валентинки» - это все не наше и от лукавого - значит, не подходят. А как еще выразить свои чувства при помощи одного только символа, не придумали. Может быть, у нас это будет баурсак особой формы?
Жители Алматы традиционно запускают в этот день в небо китайские фонарики. Зрелище, действительно, красивое и вполне символичное.

Как жители Актау празднуют этот день и что представляют себе в качестве символа праздника, мы спросили у горожан. Большинство наших респондентов о празднике не знают, а в качестве символа любви вместо валентинки предложили преподносить своим половинкам башбармак, казы, голубей, шарики или поцелуи.

Мы поздравляем жителей Мангистау с казахстанским Днем любви и желаем, чтобы влюбленные не ждали какой-то особенной даты, чтобы признаться в своих чувствах или сделать приятное любимым. Пусть каждый день в вашей жизни будет Днем Любви. И не нужно искать каких-то особых символов, чтобы преподнести их своим половинкам. Ведь главный символ любви - это забота, порядочность и теплота по отношению друг к другу!


Сегодня, 15 апреля, в Казахстане День влюбленных. Влюбленные парочки в этот день дарят любимым цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики, признаются в любви.
С 2011 года в Казахстане в качестве альтернативы международному февральскому празднику отмечают свой национальный День влюбленных — «Улттык гашыктар кунине орай» — посвященный Козы Корпеш и Баян-Сулу. Это герои лирико-эпической поэмы казахского эпоса XIII-XIV веков, записаной в середине XIX века, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.


Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: некие друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых ещё до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, ещё не видевшие друг друга, но связаннные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом извечном треугольнике любви первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для неё колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, все углубляясь, держась за длинные косы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар оставленный в колодце умирает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом... Старики рассказывают, что захоронение проросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы... Цветы, однако, не долго радовали глаз путника. Они поникли, почернели, и засохли... Но красота и сила чувства влюбленных преодолели мрак смерти. Имена джигита Козы-Корпеша и красавицы Баян неразделимы уже много веков! Свет любви, оставленный двумя сердцами, вдохновлял акынов, драматургов, этнографов и историков всех времен и многих народов.

Поэма была известна в устных вариантах в исполнении акынов Сыбанбая, Бекбау, Жанака, Шоже. Из около 20 вариантов наиболее известен вариант Жанака. В письменном варианте наиболее распространены версии, записанные собирателями фольклора Саблуковым (1831 год), Г. Дербисалиным (1834 год), А. Фроловым (1841 год), Ч. Валихановым (1856 год). На русском языке поэма была издана М. Путинцевым в 1865 году, затем была включена в третий том сборника В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён» 1870 годов.


Кстати, поэма «Козы Корпеш — Баян сулу» заинтересовала самого А. С. Пушкина во время его приезда в Оренбург с целью сбора информации о крестьянском восстании под руководством Е. И. Пугачёва для «Истории пугачёвского бунта» и повести «Капитанская дочка». Впоследствии в его архивах обнаружили поэму, её текст был опубликован в 1837 году в «Вестнике Пушкинской комиссии». Запись на пяти листах сделана рукой неизвестного человека. Пушкинская запись немного расходится с общераспространённым вариантом. Краевед из Уральска Николай Чесноков утверждает, что поэму записал яицкий казак, владевший казахским языком. Однако вероятнее всего, что великому русскому поэту казахскую поэму записали люди из Бокеевской ставки хана Младшего жуза, которые хорошо владели русским языком. Есть предположение, что на основе «Козы Корпеш — Баян Сулу» Пушкин намеревался написать собственную поэму, но ему помешала ранняя смерть.


Поэма получила высокую оценку С. А. Кастанье, Н. А. Абрамова и других учёных. В прозаическом изложении на русском языке поэму издавали фольклористы Н. Н. Пантусов, Р. Ш. Абдурахманов, Е. З. Баранов. Первым её переводом на русский язык, которые были изданы в 1928, 1941 и 1949 годах, занимался русский поэт Г. Н. Тверитин. В советский период М. О. Ауэзов издал вариант Жанака вначале в 1925 году в Москве, затем в 1936 году в Алма-Ате. Историческое значение поэмы изучали М. Габдуллин, И. Дуйсенбаев, А. Коныратбаев. Согласно их мнению конкретные названия местности, рек (Аягуз, Уржар, Лепсы, Калба) свидетельствуют о реальных исторических условиях формирования эпоса.


Мазар Козы Корпеш — Баян сулу
В Восточно-Казахстанской области в Аягузском районе возле аула Тансык есть памятник, который называют могилой Козы и Баян. Один из самых интересных исторических памятников, расположенный на берегу реки Аягуз, – Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу. (X–XI вв.), символ вечной любви между юношей и девушкой, казахских Ромео и Джульетты. По легенде Козы Корпеш и Баян сулу на стройтельство мавзолея младший брат Сарыбая-Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих рук, на берегу реки Тобол был устроен той, конные состязания. На прочном надгробии были высечены облики двух влюбленных. Особенно четко показана красота Баян. По воспеванию акына Жанака Айбас с 50 тысячами человек построил каменный купол. По народной легенде на построение купола были доставлены камни из близлежащих гор. Между горой и Аягузом были выставлены люди цепью и они передавали камни из рук в руки. В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним были зарисованы Чоканом Валихановым. В 1858 году мавзолей был обследован Николаем Абрамовым, в 1898 году — Николаем Пантусовым. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана. В 1982 году мазар Козы Корпеш и Баян сулу был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Существует около 20 вариантов этой поэмы. В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Кузы Курпеш мэнен Маян hылу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш».


На основе поэмы были созданы пьеса «Козы Корпеш — Баян сулу» Г. М. Мусрепова, фильм «Поэма о любви» в 1954 году по сценарию Мусрепова. В 1992 году известный казахский режиссёр и актёр Асанали Ашимов снял кинофильм «Козы Корпеш — Баян сулу».

Хотя День святого Валентина прижился повсеместно, особенно в молодежной среде, многие продолжают скептически к нему относиться. Поэтому казахи предложили своей молодежи праздник с национальным колоритом. В январе 2011 года городское управление культуры по вопросам молодежной политики и пресс-служба акимата Алматы утвердили план мероприятий на год, куда включили и новый праздник. Управление также разослало письма к руководству школ столицы Казахстана, в которых рекомендовало перенести празднование Дня влюбленных на 15 апреля.


А участники молодежного крыла движения «Болашак» организовали акцию против празднования Дня святого Валентина. Они разослали ста школам письма с поддержкой запрета на проведение в школах любых праздничных мероприятий 14 февраля, а также устроили показательное уничтожение символов этого праздника — «валентинок» (открыток в форме сердечек). Стоит отметить, что руководство большинства школ оказалось солидарно с управлением образования и организаторами акции.


Устроители праздника утверждают, что новый День влюбленных — не просто перенос события с одной даты на другую. Сам праздник должен стать другим. Он связан с народным эпосом, призван показать чистоту и красоту влюбленности. Это пропаганда целомудрия, образов казахстанских женщин и национальных героев. К тому же такой праздник будет проходить не зимой, а весной — в самое романтичное время года. Национальный День влюбленных в Казахстане стараются сделать максимально насыщенным. Проходит конкурс молодых пар, которые соревнуются в чтении поэм о любви, и танцевальный турнир.

В школах проводят тематические классные часы, конкурсы на лучшую стенгазету «С Днем влюбленных Казахстана!», на лучшее стихотворение собственного сочинения. Кроме того, в этот день выбирают самую обаятельную пару.

Своеобразную акцию провела в День влюбленных группа студентов. Они предложили запустить в ночное небо Алматы бумажные фонарики. На эту инициативу откликнулись более 3 тысяч человек. Это событие стало самым крупным флешмобом в Казахстане.


Кстати, есть даже что подарить к этому празднику - конфеты костанайской конфетной фабрики "Баян Сулу" (я, правда, не знаю каковы они на вкус, поэтому рекомендовать их не могу).

Однако, не только в Казахстане сегодня празднуют День влюбленных... в Грузии, например, День любви. Это светский праздник, который отмечается в Республике Грузия ежегодно 15 апреля. «День любви» не является нерабочим днём, если, в зависимости от года, не попадает на выходной. Инициатива проведения этого праздника в Грузии принадлежит одному из деятелей национального шоу-бизнеса Бесику Чубинидзе. В «День любви» в Грузии влюблённые, уже традиционно, дарят друг другу подарки, букеты цветов, конфеты, парфюмерию, делают друг другу всевозможные приятные сюрпризы и, нередко, открывают друг перед другом свои чувства или делают предложения создать семью. К радости цветоводов и торговцев, 15 апреля в Грузии продаётся значительно больше цветов и сувениров, чем в обычные, не «амурные» дни. Помимо «Дня любви» посвященному любви, как светлому чувству между мужчиной и женщиной, православные христиане в Грузии, по инициативе Грузинской православной церкви, отмечают 16 июля Гергетоба - «День духовной любви». Этот древнейший христианский праздник возродил грузинский патриарх Святейший Илия II.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.