Где родилась фаина раневская в каком городе. Некролог фаине раневской

1. Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда

2. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт»

3. Пионеры, идите в жопу (когда её окружила толпа детей с радостными возгласами: «Муля! Муля!»)

4. Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты

5. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

6. В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

7. Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят

8. Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище

9. На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может

10. Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко

11. Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов

12. Жизнь моя… Прожила около, всё не удавалось. Как рыжий у ковра

13. Была сегодня у врача "ухо-горло-жопа"

14. Красивые люди тоже срут

15. Если не пить и не курить - в яйцах черви заведутся

17. У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара

18. Пи-пи в трамвае - всё, что он сделал в искусстве!

19. Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно

20. Сложно быть гением среди козявок

21. Напора красоты не может сдержать ничто! (глядя на прореху в своей юбке)

22. Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье

23. Я себя чувствую, но плохо

24. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны

25. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

26. Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи

27. Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу

28. Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки

29. Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила...

30. Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар

31. Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия

32. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду

33. Перпетум кобеле (о режиссере З.)

34. Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"

35. Он умрет от расширения фантазии

36. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй

37. Спутник славы - одиночество

38. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья

39. Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами

40. Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: "Потому что белый цвет полнит"

41. Ребёнка с первого класса школы надо учить науке одиночества

42. Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было… Лучше бы память навсегда убить

43. Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства

44. Понятна мысль моя неглубокая?

45. Обсуждая только что умершую подругу-актрису: «Хотелось бы мне иметь её ноги - у неё были прелестные ноги! Жалко - теперь пропадут»

46. Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности (о Ленине)

47. Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили

48. "Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха". - "Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?"

49. Если женщина идет с опущенной головой - у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у неё есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

50. В Москве можно выйти на улицу одетой как Бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» - ибо в бедность никто не верит

51. Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт

52. Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб

53. На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" — она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу"

54. Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются бoльшим успехом, чем умные? " Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди"

55. Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?” Не задумываясь она ответила: “Седые!”

56. Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее "жертва ХераСимы"

57. Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса. "Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем"

58. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть

59. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной

60. Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: "Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!" "То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!" — парировала Раневская

61. Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
— В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает

62. Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: "Это растление молодежи, это преступление"
— Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой, — вздохнула Раневская

63. Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, — не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
— В общем, нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила:
— Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!

64. Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:
— Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!

65. — Сколько раз краснеет в жизни женщина?
— Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги.
— А мужчина?
— Два раза: первый раз когда не может второй, второй - когда не может первый

66. Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Георгиевна.
— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская, — дело в том, что на пианино я оставила все билеты

67. — Звонок не работает, как придёте, стучите ногами.
— Почему ногами?
— Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!

68. - Вам никогда не говорили, что вы похожи на Брижит Бардо?
- Нет, никогда.
- И правильно, что не говорили

69. - Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
- Как вы это определили?
- Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, - объяснила Фаина Георгиевна

70. - Вы по-прежнему молоды и прекрасно выглядите.
- Я не могу ответить вам таким же комплиментом!
- А вы бы, как и я, соврали!

71. - Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа…
- Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!

72. - Я обожаю природу.
- И это после того, что она с тобой сделала?

73. - Фаина Георгиевна, как ваши дела?
- Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло

74. - Как ваша жизнь, Фаина Георгиевна?
- Я вам ещё в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик

75. - Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?
- Увы! Но благодарю за комплимент!

76. - Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта?
- Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных

77. Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: "Умерла от отвращения"

78. — Почему вы не пишете мемуаров?
— Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.

79. Раневская на вопрос, как она себя сегодня чувствует, ответила:
— Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула...

80. Раневская с негодованием заявляет:
— Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности

81. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго

82. — Старость, — говорила Раневская, — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы

83. Воспоминания — это богатства старости

84. Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо...

85. У меня хватило ума прожить жизнь глупо

86. Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность

87. Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное скорбление! В театр вхожу как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие. Ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!

88. Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире

89. Я была вчера в театре, актеры играли так плохо, особенно Дездемона, что когда Отелло душил ее, то публика очень долго аплодировала

90. Завадскому дают награды не по заслугам, а по потребностям. У него нет только звания "Мать-героиня"

91. Завадскому снится, что он похоронен на Красной площади

92. Завадский родился не в рубашке, а в енотовой шубе

93. Поклонница просит домашний телефон Раневской. Она:
— Дорогая, откуда я его знаю? Я же сама себе никогда не звоню

94. Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!

95. — Вы слышали, как не повезло писателю N.? — спросили у Раневской.
— Нет, а что с ним случилось?
— Он упал и сломал правую ногу.
— Действительно, не повезло. Чем же он теперь будет писать? — посочувствовала Фаина Георгиевна

96. Журналист спрашивает у Раневской:
— Как вы считаете, в чем разница между умным человеком и дураком?
— Дело в том, молодой человек, что умный знает, в чем эта разница, но никогда об этом не спрашивает

97. — Кем была ваша мать до замужества? — спросил у Раневской настырный интервьюер.
— У меня не было матери до ее замужества, — пресекла Фаина Георгиевна дальнейшие вопросы

98. У Раневской спросили, любит ли она Рихарда Штрауса, и услышали в ответ:
— Как Рихарда я люблю Вагнера, а как Штрауса — Иоганна

100. В театре:
— Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер! — Что? То-то мне показалось, что снизу дует

101. Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашенно замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:
— Вас не шокирует, что я курю?

102. — Почему Бог создал женщин такими красивыми и такими глупыми? — спросили как-то Раневскую.
— Красивыми — чтобы их могли любить мужчины, а глупыми — чтобы они могли любить мужчин

103. — А вы куда хотели бы попасть, Фаина Георгиевна, — в рай или ад? — спросили у Раневской.
— Конечно, рай предпочтительнее из-за климата, но веселее мне было бы в аду — из-за компании, — рассудила Фаина Георгиевна

104. У Раневской спросили:
— Чем может утешиться человек, с которым случилось несчастье?
— Умный человек утешится, когда осознает неминуемость того, что случилось. Дурак же утешается тем, что и с другими случится то же

105. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным

106. — А как вы считаете, кто умнее — мужчины или женщины? — спросили у Раневской.
— Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

107. Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают

108. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи

109. — Фаина Георгиевна, как вы считаете, сидеть в сортире - это умственная работа или физическая?
— Конечно, умственная. Если бы это была физическая работа, я бы наняла человека

110. Раневская объясняет внуку, чем отличается сказка от были:
— Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот

111. Удивительно... Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать

112. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет

113. — Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы буду просто сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться...

114. Моя любимая болезнь - чесотка: почесался и еще хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать

115. — Фаина, - спрашивала ее старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?
— А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать

116. Природа весьма тщательно продумала устройство нашего организма. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне тела, что и глаза

8

Позитивная психология 19.03.2017

Ирина 19.03.2017 Фаина Раневская, великая и ранимая


Ко второй категории относится Фаина Раневская — биография ее и стала предметом моей сегодняшней статьи. Ей был дарован счастливый шанс на бессмертие и вечную признательность поклонников ее таланта. Я считаю эту артистку одной из гениальнейших представительниц советской актерской школы. А главное: все ее роли одухотворены глубоким внутренним содержанием. Ей было что выразить, что сказать всем нам, и она блестяще воспользовалась этой возможностью. И в ролях, и напрямую, в своих знаменитых фразеологизмах.

Ее остроты часто цитируют на разных уровнях. Цепкие, порой, весьма недипломатичные, «соленые» и бьющие прицельно. Как они рождались, что было благодатной почвой для этих блестящих экспромтов, мне и хочется вам сейчас рассказать.


Детство золотое, но сиротливое

Личная биография Фаины Раневской начиналась на рубеже 19-го и 20-го веков: родилась она 27 августа 1896 года. По меркам родного Таганрога семья была довольно состоятельная: ее отец, Гирши Хаймович Фельдман, был владельцем небольшой фабрики, производившей сухие краски. Семья также владела магазином и пароходом, у них было несколько домов. А летом на отдых уезжали в Швейцарию.

Детей было пятеро, правда, один из младших братьев Фаи умер в раннем детстве. Остались еще два братика и старшая сестра. Фаина росла девочкой замкнутой. Возможно, из-за небольшого заикания или недовольства своей внешностью, со сверстниками практически не общалась.

Учеба ее не увлекала. Пошла в женскую гимназию, но затем уговорила родителей, и те ее забрали из учебного заведении. Дома продолжила обучение пению и музыке, овладевала иностранными языками, но все «постольку, поскольку». А вот читать любила.

Рано увлеклась кино и театром. А после того, как в 1913-м девушка побывала в Московском Художественном театре на чеховском спектакле «Вишневый сад», в сцену влюбилась окончательно и бесповоротно.

У нее появилась цель, и учеба из скучного времяпрепровождения превратилась в ступеньку достижения заветного горизонта. Она сдала экзамены за курс гимназии экстерном, начала занятия в частной театральной студии. Вскоре объявила родне, что собирается стать актрисой. Новость родители встретили в штыки, случился скандал, ей пришлось порвать и без того непрочные семейные узы.


Мы – бродячие артисты…

Фаина Раневская родилась в 1915 году. 19-летняя провинциалка мчится в Москву. Вот только ни одна из известных театральных школ ее порыва не оценила, зерна таланта не разглядела. Фаина устроилась в частную школу, но денег хватило ненадолго, пришлось и оттуда уходить.

Каким-то чудом, по счастливому стечению обстоятельств, ее заметила одна из ведущих балерин того времени Екатерина Гельцер. С ее подачи Фаина вышла на сцену Малаховского летнего театра под Москвой, пока даже не в роли, а в бессловесной массовке.

В 1916 году – очередной поворот в судьбе, договор с антрепризой в Керченском театре, правда, роли «героинь-кокет» так ей и не дались.

Очень скоро стало ясно, что она - характерная актриса, и тут ее диапазон безграничен: от глубочайшей трагедии до гротесковой сатиры.

Между тем грянул революционный шторм 1917 года. Сразу после «первого звонка» Февральского переворота семейство Фельдман предусмотрительно уплыло в Европу на собственном корабле “Святой Николай”. В мятежной России осталась одна бунтарка Фаина. Ей была близка революционная романтика, по крайней мере, поначалу, до того, как эта “героическая пьеса” не переросла в кровавую драму. Потом, десятилетия спустя, она уверяла, что лично видела Ленина на Финляндском вокзале, и когда “увидела лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности”.

Потом была кочевая актерская жизнь. Ее бросало то по театрам юга России (Ростов-на Дону, Кисловодск, Феодосия), то она искала себя в старорусском Смоленске, то в поморском Архангельске, а оттуда бежала снова на юг, в Баку. Пока шла Гражданская война, ей часто давала приют актриса Павла Вульф, с которой они даже подружились. Поэт и драматург Макс Волошин тоже оказывал покровительство юной скиталице.

Немного задержалась в труппе «Театра актера», его главным режиссером тогда был Павел Рудин. В тот период в ее биографии появились роли в постановках «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Живой труп», «На всякого мудреца…», «Ревизор», «На дне» и ряд других. 20-е годы принесли ей и новую встречу с «Вишневым садом». Она сыграла роль Шарлотты, а мечтала всегда об образе Раневской, потому и взяла такой сценический псевдоним.


Период московской «оседлости»

В 1931-м странница вернулась в Москву, в биографии жизни Фаины Раневской наступил период относительной стабильности, хотя бы - территориальной. Ее приняли в Камерный театр к Александру Таирову, ввели в спектакль «Патетическая соната».

Сейчас это Театр имени Пушкина, а «наше всё» будущая звезда сцены искренне обожала. Бродила по Тверскому бульвару, где, кажется, совсем недавно прогуливался и Александр Сергеевич. Он ей снился. Великая насмешница в своих оценках не щадила и себя, вот и эти сны порой пересказывала коллегам в такой интерпретации:

«Он идет с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он остановился, посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня, старая б… Как ты надоела мне со своей любовью».

С 1935 года начинается ее «театральный роман» с Юрием Завадским. Сначала в Центральном театре Красной Армии, потом в Театре Моссовета, где она прослужила почти до конца жизни. Правда, в начале войны на два года эвакуировалась в Ташкент, да на несколько лет уходила в театр Пушкина (1955-63), но без Таирова это был совсем другой коллектив.

«Я не терплю мессы в борделе, - сокрушалась она по поводу манеры выступлений главрежа перед труппой. - Знаете, что снится Завадскому? Что он умер и похоронен в Кремлевской стене!»

Подобных метких, колких реплик в адрес своего босса у Раневской было немало. Эта еще одна из самых невинных. Завадский, говорят, коллекционировал характеристики безжалостно остроумной актрисы, выспрашивал у коллег, не появились ли новые афоризмы на его счет. Раневской же приписывают фразу, что Завадский родился в енотовой шубе. Он и впрямь был сибарит, красавец, знавший себе цену, любимец женщин. При этом умудрялся оставаться неплохим режиссером и приличным человеком.

У него Фаина Георгиевна она воплотила довольно заметные образы в пьесах «Чужой ребенок», «Последняя жертва», «Гибель эскадры», а в «Вассе Железновой» ей доверили главную роль.


Кино-карьера

Кино в биографии Фаины Раневской возникло в 1934 году в образе госпожи Луазо в фильме «Пышка». Фильм показали во Франции, где игру нашей героини высоко оценил Ромен Роллан.

В 1940-м она снялась в социально-психологической драме «Мечта». Роль хозяйки меблированных комнат мадам Скороход впечатлила самого Рузвельта, назвавшего Раневскую актрисой века.

Чарли Чаплин, которого было почти невозможно удивить, снял котелок перед ее талантом.

До этого и после были другие фильмы, где роли Фаины Георгиевны, что называется, второго плана, зато очень узнаваемые, яркие. Мамаша в «Свадьбе» (1943), мачеха в «Золушке» (1947), Маргарита Львовна в «Весне» (1947) – эти ленты навсегда остались в истории нашего и мирового кино. И во многом, благодаря неподражаемой «атмосферной» игре Раневской.

Автор сценария «Золушки», легендарный Евгений Шварц, позволял актрисе импровизировать, оставил в фильме ее авторские словечки. А реплика: «Муля, не нервируй меня!» из комедии «Подкидыш» позже стала предметом спора Раневской со сценаристом Агнией Барто и соавтором Риной Зеленой. Каждая из троицы уверяла окружающих, что крылатую фразу придумала именно она.

Были в послужном списке и телеспектакли, и озвучивание мультфильмов. Ее голосом говорит Бабариха в «Сказке о царе Салтане» и милашка домомучительница Фрекенбок в продолжении «Карлсона».

Цирк, да и только!

Последняя работа Фаины Георгиевны в кино пришлась на 1966 год. Потом ее почему-то перестали снимать. В картине «Сегодня новый аттракцион» ей предложили сыграть директора цирка.

Актриса долго колебалась, выдвинула режиссеру Надежде Кошеверовой ряд условий. Главное: никакого контакта с цирковыми животными. Официальная версия для съемочной группы - аллергия. Немногочисленным более близким коллегам она это объясняла тем, что очень любит животных и всегда страдает от того, что в цирке они в неволе, да еще и в тяжелых условиях.

Она действительно любила детей природы, хотя и по-своему: «А вы знаете, я цветы не люблю. Деревья - мыслители, а цветы – кокотки», - уверяла окружающих.

Но к животным действительно питала светлые чувства. Подбирала бродячих котов и собак, выхаживала. Пес Мальчик был последним ее питомцем, они испытывали друг к другу глубокую взаимную привязанность.

Но в этот раз случился конфуз. Раневскую хоть и уговорили сниматься, но она пребывала во «взъерошенном» состоянии духа. Съемочная группа ее ждала со страхом. В Ленинград народная артистка прибыла лишь на один день, но этого хватило всей киностудии, включая зверей.

Кое-как актрису убедили, что надо хотя бы разок пройти мимо клеток с животными. Иначе образ будет неполным. Но к тому времени общая нервозность передалась и хищникам. Когда их тезка, «Лев Маргаритыч» только начала приближаться к клетке, один из львов… мощно обгадился.

«Хозяйка цирка» пулей вылетела из павильона, грохнулась на спину, задрыгала ногами и закричала, что все это провокация против «любимой народом актрисы». Ее долго отпаивали львиными долями успокоительного, пока все, наконец, несколько пришли в себя. Дубль с грехом пополам удалось снять. Цирк, что тут скажешь! И на Раневскую бывает «проруха».


Без личной жизни

В том, что касается личной биографии Фаины Раневской, все было довольно печально. Она в минуты откровенности признавалась: «Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я - не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!»

Замужем не была, детей не имела. Одно время жила вместе с сестрой, которая приехала к ней из-за границы. Белла после ухода из жизни супруга перебралась из Франции в Турцию, а потом вернулась на родину. Правда, вскоре тяжело заболела, и Фаина за ней ухаживала, обращалась к лучшим врачам. Но спасти сестру наши врачи не смогли, в 1964-м Беллы не стало.

А единственный роман у актрисы случился еще в юности, но окончился полным фиаско. Эффектный коллега, к которому Фая была неравнодушна, напросился в гости. Но пришел не один, а с любовницей, да еще и предложил хозяйке квартиры часок погулять, пока он пообщается с дамой.

После этого высказывания Раневской о мужчинах, равно как и о хорошеньких женщинах, приобрели ярко-ядовитый оттенок. Наверняка впечатлительная творческая натура не раз влюблялась, но научилась прятать чувства под маской грубоватого юмора и самоиронии.

Муля и генсеки

Есть у Фаины Раневской в биографии и эпизоды общения с вождями. Сталинскую премию аристократке по рождению вручали трижды.

Иосиф Виссарионович о ней говаривал довольно емко и точно: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях - везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная».

В 1976 году очередной орден ей вручал Леонид Брежнев. И пошутил, процитировав: «Муля, не нервируй меня!» Народная артистка СССР в ответ отчитала генсека: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются хулиганы и домработницы». И действительно, эта фраза преследовала ее повсюду, доставляя немало неудобств. А тогда, ошарашенный глава государства, не нашел ничего лучше, чем оправдаться: «Простите, но я вас очень люблю».

Портрет Брежнева висел над кроватью артистки, и это был совсем не прикол. На недоумение гостей она всерьез поясняла: «Он добрый. Вам будет хуже, когда он умрет». Раневская пережила генсека на год. Ее пророчество для многих оказалось верным.

Над хлебом и зрелищами

В биографии Фаины Раневской личная жизнь – это коллеги, многочисленные гости, которых лишь с натяжкой можно назвать друзьями. Довольно долго она жила в небольшой квартирке знаменитой высотки на Котельнической набережной. Напротив ее окна красовались входы в кинотеатр «Иллюзион» и булочную, расположившиеся рядом. По этому поводу она шутила: «Я живу над хлебом и зрелищами». Двор от соседства с продмагом был грязный и шумный, с постоянным грохотом ящиков.

Дружить с ней было модно и даже выгодно. Она стеснялась своих больших гонораров, большую часть их и премий раздавала. Любила делать подарки, угощать, а сама ела мало. Была убежденной вегетарианкой. Аргументировала: «Как я могу есть птицу, у которой есть детишки?»

В ее квартире гостили Ахматова и Высоцкий, которого она очень ценила за цельность личности. А с Ахматовой была знакома еще с эвакуации и дружила. Ехать за премией в Италию поэтессе было не в чем, и наряд собирали тут на квартире Раневской, «с миру по нитке». Дали ей приятельницы кто что мог: сумку, кофту, платок.

Когда коллеги рассказывают эпизоды из биографии Раневской Фаины Георгиевны, многие отмечают эту ее щедрость и гостеприимство, то, как она великолепно пела цыганские песни и частушки.

Имя: Фаина Раневская (Faina Ranevskaya)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Таганрог

Место смерти: Москва

Деятельность: Советская актриса театра и кино

Семейное положение: не была замужем

Фаина Раневская - биография

В ее судьбе, творческой биографии так и не случилось главной роли, а в личной жизни - большой взаимной любви. «За талант нужно платить», - любила повторять Фаина Раневская. Сама она заплатила за него своим одиночеством...

Гастроли столичной труппы в провинциальном Таганроге - большое событие. Показывали «Вишневый сад» Чехова. После положенных долгих аплодисментов зрители лениво поднялись со своих кресел и двинулись к выходу. И только девочка лет четырнадцати, не шелохнувшись, сидела на своем месте, словно приклеенная. На ее вдохновленном лице застыло выражение безграничного счастья.

«Фаня, Фаня, где ты?!» -недовольно позвала мать. Словно вернувшись из небытия, Фаня медленно, как ей казалось, грациозно поднялась с кресла и поплыла на зов матери. Так, как еще несколько минут назад двигалась по сцене главная героиня пьесы Раневская. Фаня чувствовала, что ее жизнь уже не будет прежней: в ней появилось то настоящее, ради чего стоит дышать. Отныне она будет служить Театру. В память об этом душевном потрясении через много лет девочка возьмет псевдоним - Фаина Раневская.

Фаина Раневская - детство, семья

Будущая легендарность - Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) была рождена в богатой еврейской семье 27 августа 1896 года.

Ее родителей, Гирша Хаимовича и Милку Рафаиловну Фельдман, в Таганроге знали и уважали. На их дом на Николаевской улице показывали пальцем: «Вот так хоромы!» Через два года после рождения Фанечки отец выкупил особняк у купца и заново его отстроил, благо средства позволяли. Кроме фабрики красок, мельницы и магазина стройматериалов, в собственности Фельдманов числился пароход «Святой Николай».


Отец был серьезным и очень занятым человеком, мать - отличной хозяйкой. Вот только на детей времени у нее почти не было: четверо сыновей и обе дочери были на попечении гувернанток. Впечатлительной с детства Фанечке не хватало материнской ласки. Страдала она и оттого, что считалась в семье гадким утенком: девочка родилась на редкость некрасивой. Особенно это бросалось в глаза на фоне сестры - красавицы Беллы. Позже, играя в спектакле по пьесе Ибсена, над фразой «Мама, дай мне солнца!» Фаина Раневская неожиданно даже для себя разрыдается. Это был девиз ее сытого, но лишенного любви детства.

Фаина Раневская - учеба и театр

Фаина получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам в биографии Раневской заставила 19-летнюю Фаню впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, она бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Фаня купила билет на поезд - в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.

Фаина Раневская в Москве

Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр. Сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: , Макс Волошин, Владимир Маяковский.

Фаня поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования...

Мать тайком от отца посылала ей деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

Фаина Раневская: "Я переспала со многими театрами..."

Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается... Как выжить в такой обстановке? Фаина смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: "Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет..." Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Фаня долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

В быту Раневской существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью актрисы были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги...»

За всю свою жизнь Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры - порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет она годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем Раневская прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Так, однажды на репетиции Завадский заметил:

Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!

То-то у меня чувство, как будто дерьма наелась! - донеслось до Завадского бурчание Раневской.

Вон из театра! - воскликнул разъяренный режиссер. На что актриса парировала:

Вон из искусства!

Фаина Раневская - личная жизнь: "С мужчинами лучше просто дружить!"

Фаина часто влюблялась - иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым ее увлечением стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника».

Уже живя в Москве, Фаня стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре. Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фанечка, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся...»

Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. Биография их знакомства была таковой:

Москва, Столешников переулок. Юная Фаня бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его - своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Фанечка хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро - момент может быть упущен. И Раневская не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги - в прямом смысле этого слова.

Фаина переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаня снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.

Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки - это ненадолго, а дружба - навсегда. В своем дневнике она напишет: «В своей жизни-биографии я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню...»


В личной жизни женского счастья актриса Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти. Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал ей записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «...и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, актриса шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»

О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.

Фаина Раневская: - "Так меня называют только хулиганы!"

Дебют Фаины Раневской в кино состоялся поздно: в 38 лет. Она сыграла госпожу Луазо в немом фильме Михаила Ромма «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. На съемках экономили на всем, в том числе отоплении: в промерзших павильонах актеры еле двигались от холода. После такого дебюта Раневская дала себе слово, что больше никогда не будет сниматься. К счастью для нас, она его не сдержала. Ее фильмография удивительно коротка: меньше трех десятков фильмов. Но зрителю запоминается каждый эпизод с участием актрисы.

Однажды уже пожилая Раневская прогуливалась по бульвару со знакомым молодым человеком. Остановилась, чтобы закурить папиросу. Рядом оказалась тумба с афишей нового фильма. Юноша спросил:

Фаина Георгиевна, вас все любят и уважают. Вы снялись в популярных фильмах. Почему же на афише никогда не печатают ваше имя?

Отчего же, дорогуша? На каждой афише упоминается обо мне. Вот, видите, написано: «и другие».

В чувстве юмора, порой переходившем в самоиронию, а иногда - в злословие, актрисе отказать было сложно. Многие ее фразы переродились в цитаты и анекдоты и до сих пор живут своей, отдельной жизнью. Знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш» придумала Раневская. Но сама злилась, если ее называли Мулей. Когда Брежнев, вручая ей очередную награду, произнес это имя, Раневская прямо на сцене Кремля погрозила ему пальцем: «Так меня называют только хулиганы!»

Раневская стала лауреатом Сталинских премий, обладала множеством других орденов и наград. Ах, если бы они могли согреть холодными ночами или поддержать разговор бесконечным вечером!.. «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», - писала она о своей биографии. Судьба отмерила Фаине Георгиевне долгую жизнь: целых 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества.

Фаина Раневская - Самый любимый

«Мальчик! Мальчик!» - пожилая женщина, ковыляя на больных ногах, пыталась бежать по скользкому тротуару. Никто не узнал в ней ни Ляли из «Подкидыша», ни экономки из «Весны», ни мачехи из «Золушки». Она обращалась к старому псу, сорвавшемуся с поводка. Точно так же, много лет назад, Раневская кричала: «Мальчик мой!» - вслед уезжающей карете Станиславского. Она так разволновалась, что забыла его имя, хотела сказать, как восхищается его работой. Но режиссер принял ее за сумасшедшую и велел кучеру поскорее трогать.

В память об этом эпизоде в ее биографии Фаина Георгиевна назвала Мальчиком облезлую, с перебитой лапой дворнягу, которую подобрала у подъезда, вылечила и откормила. Наконец-то она могла о ком-то заботиться! Мальчик быстро освоился и обнаглел. Ему доставались лучшие куски, он спал на хозяйском диване, портил редкие книги из библиотеки. На все эти безобразия Фаина Георгиевна смотрела с умилением: «Не нарадуюсь, как он спит, как ему хорошо у меня...»

При всем своем ужасном характере Мальчик любил хозяйку беззаветно - единственный во всем мире. После смерти Раневской от инфаркта в 1984 году Мальчика забрала к себе соседка. Все шесть лет, до самой своей смерти, верный пес приходил к бывшей квартире актрисы и подолгу смотрел на закрывшуюся навсегда дверь.

Народная артистка СССР (1961)
Лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951 - за театральную работу; 1951 - за участие в фильме У них есть Родина)
Включена в десятку выдающихся актрис 20 века (1992, Who is who, Лондон)

Детство

Фаина Раневская родилась 27 августа (15 - по старому стилю) 1896 года в г. Таганроге в в состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода Святой Николай. Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых источников – Валова)). В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.

Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве... Почему же, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.

Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег… - признавалась впоследствии Фаина Георгиевна.

В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Раневская

Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Свое первое впечатление от увиденного она описывала так: Обомлела. Фильм был в красках, возможно, Ромео и Джульетта. Я в экстазе, хорошо помню мое волнение…

Чуть позже началось увлечение девочки театром. Первые посещения городского театра оставили в ее душе неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле Вишневый сад А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним Раневская именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: Как красиво они летят!. Ее спутник тогда заметил: Вы совсем как Раневская. Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.

Решение стать актрисой

Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.

Провинциальная актриса

Надеждам Фаины не было суждено исполниться. Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу. Но и ее вскоре пришлось оставить, поскольку у Раневской просто не было средств оплачивать обучение.

Зато повезло в другом. К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов. Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой.

Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли героинь-кокет и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь. В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помогал им выжить знаменитый драматург Макс Волошин.

Тогда же Раневская была принята в труппу Театра актера, главным режиссером которого был Павел Анатольевич Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в Романе, а затем играла в спектаклях: Живой труп, Последняя жертва, Без вины виноватые, На всякого мудреца…, Гроза, На дне, Ревизор, Женитьба и других. Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в Вишневом саде.

В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступают в передвижной Театр Московского отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, и актрисы вновь возвращаются в провинцию. Вновь начинаются из скитания - Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров, Бакинский рабочий театр. Затем были Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и вновь Баку…

Снова в Москве

Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет письмо главному режиссеру московского Камерного театра Александру Таирову с просьбой принять ее. Первоначально следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого театра. Дебютирует в Москве Раневская ролью в спектакле «Патетическая соната». Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара…

Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе Чужой ребенок, сваху в пьесе Островского Последняя жертва, Оксану в пьесе Корнейчука Гибель эскадры и главную роль в пьесе Горького Васса Железнова.

В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Выступать на сцене, где играла великая Ермолова! Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы…

Дебют в кино

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм , увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме Пышка по знаменитой мопассановской новелле.

Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха…

Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник мопассановского рассказа и затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.

Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе Пышку продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

Муля, не нервируй меня!

После Пышки, несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться – слишком это все мучительно. Тем не менее, спустя три года она приняла предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме Дума про казака Голоту. К этому времени актриса как раз осталась без работы в театре, и кино захватило ее.

В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах. В фильме Человек в футляре режиссера Анненского она сыграла роль жены инспектора, в картине Ошибка инженера Кочина режиссера Мачерета - роль жены портного Гуревича – Иды. Но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич Подкидыш.

В Подкидыше Раневская сыграла самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них - Муля, не нервируй меня – стала по-настоящему крылатой. Эта фраза впоследствии преследовала ее всю жизнь. При виде актрисы мальчишки на улице начинали кричать: Муля, не нервируй меня!.

Все это необычайно раздражало Раневскую, со временем она стала просто ненавидеть роль, давшую ей популярность. Как-то она даже призналась в этом Анне Ахматовой. Сжала руки под темной вуалью – это тоже мои Мули, - ответила она.

Много, много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться - скорчил рожу и пропищал: Муля, не нервируй меня!. Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки! Брежнев страшно смутился и тихо ответил: Извините, просто я вас очень люблю. На чем инцидент и исчерпался.

Мечта

В 1940 году Михаил Ромм пригласил Фаину Раневскую сниматься в социально-психологической драме Мечта. Актриса рассказывала: За всю долгую жизнь я не испытывала такой радости ни в театре, ни в кино, как в пору нашей второй встречи с Михаилом Ильичем. Такого отношения к актеру – не побоюсь слова нежного, - такого доброжелательного режиссера-педагога я не знала, не встречала. Его советы, подсказки были точны, необходимы. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за помощь, которую он оказал мне в работе над ролью пани Скороход в Мечте, и за радость, когда я увидела этот прекрасный фильм на экране.

Эту картину Михаил Ромм стал снимать после того, как побывал в Западной Украине, присоединенной к нашей стране в конце 30-х. Впечатления от увиденного и легли в основу фильма. Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат - мадам Розу Скороход. Эта работа открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской. В ее героине парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий… Выдающийся драматург Теодор Драйзер высоко оценил игру актрисы.

Свадьба

После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне - театр имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в фильме Свадьба.

Режиссер Исидор Анненский собрал великолепный актерский ансамбль. Помимо Фаины Раневской, в Свадьбе снялись: Эраст Гарин , Зоя Федорова , Алексей Грибов , Осип Абдулов , Михаил Яншин , Сергей Мартинсон , Вера Марецкая , Николай Плотников , Михаил Пуговкин и многие другие. Фаина Раневская позже высказывалась о картине и о самом режиссере весьма отрицательно, считая, что Анненский, во-первых, полностью извратил чеховскую прозу, а во-вторых, не использовал в полной мере талантливых актеров.

Права или нет Фаина Георгиевна, но комедия Свадьба на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сколько фраз из фильма стали крылатыми. Вспомните коронное выражение Осипа Абдулова В Греции все есть, или фразу Фаины Раневской Хочут свою образованность показать. К тому же, представляя собой неиссякаемый кладезь российского остроумия, Свадьба беспристрастно описывает человеческие пороки и заблуждения. Пошлейшая история свадебных разборок в семье мещан Жигаловых, пытающихся во что бы то ни стало заполучить в женихи капризного чиновника Апломбова, превращается в подлинную энциклопедию национальных характеров.

Сама Раневская, создавая образ, пользовалась наблюдениями из реальной жизни. Похожести гримом тут не добьешься. Я ведь напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать - это уже потом, - признавалась она.

Весна

После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова Весна с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.

Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, характерную, водевильную стихию. Помните разговор по телефону: Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович. В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

Золушка

В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке Золушка режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью. Г. Скороходов в книге Разговоры с Раневской говорил: В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные средневековые одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный. Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях…

Одна из самых замечательных сцен в фильме с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками внимания короля и принца на балу. Возвращаемся к книге Скороходова: В ней все смешно: и то, чем занимается милое семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт.

Автор сценария Евгений Львович Шварц, как никто другой, болезненно бережно относившийся к каждой фразе, каждому слову в сценарии, Раневской с удовольствием позволял отсебятину. Раневская вспоминала: Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: С Богом!.

Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!

Другие работы послевоенных лет

Среди других работ Фаины Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме Слон и веревочка, где актриса впервые снялась с Наташей Защипиной – тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой.

Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме У них есть Родина, поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фильм рассказывал о том как советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии оказавшийся под присмотром английской разведки сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину...

Фаина Раневская так отзывалась о своей роли и о фильме: Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст – по-немецки колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки и под губы тоже чего-то напихала. Не рожа, а жопа. Но когда я говорю о михалковском дерьме, то имею в виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то тридцать сребреников не жгли руки?

50-е годы. Работа в театре

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле Рассвет над Москвой. Ее героиня по сценарию представляла этакую матерь-совесть, режущую правду-матку. Великая актриса от скуки и раздражения превратила свою роль в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене сопровождалось аплодисментами.

Как-то Раневской достался эпизод в пьесе Шторм. На первую же репетицию актриса принесла огромный талмуд. Все знали: Раневская переписывает роль от руки. Но тут было что-то другое. Она принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли не каждой реплики своей роли. Она почти полностью переписала текст, Завадский замер. Фаина... но драматург, что он скажет? Драматург прочитал, побагровел и стал так хохотать, что все испугались. Здесь ничего нельзя менять, - сказал он, - все оставить... как у Раневской. На следующий день актриса принесла еще несколько вариантов. Оставьте ее, - сказал драматург, - пусть играет как хочет и что хочет. Все равно лучше, чем она, эту роль сделать невозможно.

Раневская так великолепно играла свой эпизод в Шторме, что затмевала всех остальных актеров, включая и исполнителей главных ролей. Завадский не хотел мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.

Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она покинула театр. Она перешла в театр Пушкина - бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Однако от старого Таировского театра ничего не осталось. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла и отсюда…

Одиночество

За всю свою жизнь Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя, - сказал он. С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы! - признавалась Фаина Георгиевна.

Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева.

Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней – уже безнадежной – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла…

Кино. 50-60-е годы

Все это время Раневская практически не снималась в кино. Да и о тех редких работах актриса отзывалась так: …Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого достоинства, а впереди – провал, срам, если картина вылезет на экран.

Фильм Осторожно бабушка! (1960) Надежды Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Раневская восприняла это как личной оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой.

Тем не менее, спустя пять лет Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину. Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме Сегодня новый аттракцион. Роль была неплохой, и актриса после долгих уговоров согласилась. Правда при этом она выдвинула рад условий. Во-первых, двойная оплата. Во-вторых, актриса заявила, что приедет на студию только один раз, - значит, декорации выстраиваются под нее. Кроме того, ехать она должна в отдельном купе – не над колесами, а в середине вагона. Жить – в Европейской, причем непременно с видом на Русский музей – в том крыле, где поселяют иностранцев. Любой контракт с животными исключался напрочь (по сценарию директор испытывает к ним патологическую страсть), официально это объяснялось острейшей астматической реакцией. В настоящее время ведущие актеры требуют еще и не это, но в то время такие требования были просто невероятными. И все же режиссер согласилась, хотя на практике условия были выполнены едва ли наполовину.

Роль в картине Сегодня новый аттракцион была последней работой в кино Фаины Георгиевны.

Великая актриса

В середине 60-х Раневская возвращается в театр к Завадскому. В театре Моссовета она работала до конца своих дней.

Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста, - говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. Лондонский ежегодник Кто есть кто включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно. Кто-то из крупных режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: Она может все! Актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до счастья. И если она видела равнодушие, работу в полсилы, то была беспощадна, как бывают беспощадны дети.

От непростого характера Раневской страдали окружающие. Так постоянными придирками она довела до слез Ию Саввину. Но потом звонила с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею.

За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. Старость, - сказала она, - вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!

Выдающаяся актриса 20-века Фаина Георгиевна Раневская, по свидетельствам современников, кроме своего непревзойдённого актёрского таланта обладала ещё и потрясающей мудростью и остроумием.

1. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

2. Фаина Георгиевна, как ваши дела?
- Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью - повидло.
-Как жизнь, Фаина Георгиевна?

Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.

3. Жизнь -- это затяжной прыжок из п...зды в могилу


4. На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.

5. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

6. Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

7. Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

8. Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин

9. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

10. Глядя на прореху в своей юбке: Напора красоты не может сдержать ничто!

11. На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".

12. "Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй"

13. Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

14. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

15. Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стомит подумать, что тебе важнее: все или семья.

16. Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия

17. Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"

18. Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.

19. Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

20. Обсуждая только что умершую подругу-актрису: - Хотелось бы мне иметь ее ноги - у нее были прелестные ноги! Жалко - теперь пропадут...

21. В доме отдыха на прогулке приятельница проникновенно заявляет:

Я обожаю природу.

Раневская останавливается, внимательно осматривает ее и говорит:

И это после того, что она с тобой сделала?

22. Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова "жопа", она ответила - странно, слова нет, а жопа есть...


23. Как-то раз группа детишек из соседней школы пришла навестить Фаину Георгиевну. А у неё, бедняжки, разыгралась мигрень (кто хоть раз испытал - поймет). Звонок. С трудом добравшись до двери ФГР открывает ее, видит сияющие лица школьников, которые задорно сразу верещят какие-то "речевки" и понимает, что надо сказать что-то детям в ответ... но, голова так раскалывается, что перебрав несколько вариантов Раневская останавливается на самом коротком и произносит: "Пионэры!... Идите в жопу!"... и захлопывает дверь...

24. Как-то, после спектакля, уже обнажившаяся для переодевания в гримерной, Раневская курила... Вошел режисер или... ну вообщем мужчина.... Раневская, после очередной затяжки: Вас не смущает, что я курю?!...

25. В свое время именно Эйзенштейн дал застенчивой, заикающейся дебютантке,только появившейся на "Мосфильме", совет, который оказал значительное влияние на ее жизнь.

Фаина, - сказал Эйзенштейн, - ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, заставлять людей подчиняться твоей воле. Ты погибнешь, и актриса из тебя не получится!

Вскоре Раневская продемонстрировала наставнику, что кое-чему научилась.

Узнав, что ее не утвердили на роль в "Иване Грозном", она пришла в негодование и на чей-то вопрос о съемках этого фильма крикнула:

Лучше я буду продовать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна!

26. Встречаются Раневская и Марлен Дитрих.

Скажите, - спрашивает Раневская, - вот почему вы все такие худенькие да стройненькие, а мы - большие и толстые?

Просто диета у нас особенная: утром - кекс, вечером - секс.

Ну, а если не помогает?

Тогда мучное исключить.


27. Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, - требует капризная молодая актриса.

Все будет настоящим, - успокаивает ее Раневская. - Все: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.


28. Раневская постоянно опаздывала на репетиции. Завадскому это надоело, и он попросил актеров о том, чтобы, если Раневская еще раз опоздает, просто ее не замечать.

Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Георгиевна:

Здравствуйте!

Все молчат.

Здравствуйте!

Никто не обращает внимания. Она в третий раз:

Здравствуйте!

Опять та же реакция.

Ах, нет никого?! Тогда пойду поссу.

29. Журналист спрашивает у Раневской:

Как вы считаете, в чем разница между умным человеком и дураком?

Дело в том, молодой человек, что умный знает, в чем эта разница, но никогда об этом не спрашивает.


30. Рина Зеленая рассказывала:

В санатории Раневская сидела за столом с каким-то занудой, который все время хаял еду. И суп холодный, и котлеты не соленые, и компот не сладкий. (Может, и вправду.) За завтраком он брезгливо говорил: "Ну что это за яйца? Смех один. Вот в детстве у моей мамочки, я помню, были яйца!"

А вы не путаете ее с папочкой? - осведомилась Раневская.

31. Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:

Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

32. Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу -- потому еще, что у меня его
никогда не было, -- заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
- Так что же, -- не отстает журналист, - значит у вас совсем нет никаких недостатков?
- В общем, нет, - скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
- Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю...

33. А вы куда хотели бы попасть, Фаина Георгиевна, - в рай или ад? - спросили у Раневской.

Конечно, рай предпочтительнее из-за климата, но веселее мне было бы в аду -- из-за компании, - рассудила Фаина Георгиевна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.