Ребенок стесняется других детей. Что делать, если ребенок очень стеснительный

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Если ваш ребенок проявляет излишнюю застенчивость, вам следует помочь ему преодолеть робость. Дети, которые не чувствуют в себе должной уверенности, не получают необходимого социального опыта, что приводит к тяжелым кризисам подросткового возраста и неполноценной взрослой жизни. Сегодня мы поговорим о том, почему ребенок стесняется и о различных проявлениях этой черты поведения.

Ребенок стесняется говорить

Часто встречаются случаи, когда ребенок стесняется говорить. Нежелание поддерживать общение вызвано заниженной самооценкой, страхом того, что окружающие не поймут или осудят, зародившимися комплексами. Любая неосторожная критическая фраза родителей и педагогов способна развить в детях неуверенность в себе и боязнь любого самовыражения. Ребенок стесняется из-за неудовлетворенных завышенных ожиданий мамы и папы.

Они формируют в детях чувство вины, ощущение, что если один раз не получилось, уже никогда не получится. Например, если вы ожидали, что ваш сын или дочь лучше всех расскажет стихотворение на празднике, а ребенок ошибся, и вы обвинили его в этом, ребенок не захочет больше говорить публично, чтобы снова не разочаровать вас. С другой стороны, заниженные ожидания родителей не позволяют раскрыть ребенку свой потенциал в полную силу, ваш сын или дочь не будет верить в себя, ведь для вас он или она малозначителен.

Ребенок стесняется других детей

Некоторые семьи сталкиваются с ситуацией, когда ребенок стесняется других детей. Такое поведение характерно для младшего возраста из-за отсутствия у малыша социального опыта и страха перед незнакомыми ему сверстниками. Дети старшего возраста могут бояться, что их обидят, а это опять же проявление неуверенности в себе. Некоторым детям свойственны опасения оказаться в проигрыше во время соревновательных игр, дети боятся быть менее успешными на фоне других, поэтому могут избегать общения. Если ребенка сравнивали с его ровесниками не в его пользу, он будет стараться не подвергаться сравнению в будущем и оставаться в одиночестве.

Малыш стесняется взрослых

Причины, по которым ребенок стесняется взрослых, все те же: страх, недоверие, негативный опыт. Маленький ребенок стесняется потому, что не знает, как поведет себя с ним новый для него человек, поэтому не поддерживает контакта. Если в семье мальчик или девочка получают только осуждение и упреки со стороны родителей и родственников, они будут ожидать такого же поведения и от других взрослых.

Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала не заставляйте его что-то делать публично, давайте положительную оценку его действий при других, особенно близких людях. Не сравнивайте его со сверстниками или братьями и сестрами. Вы должны наполнить ребенка уверенностью в себе, исключить сомнения в своих умениях.

Как научить ребенка не стесняться?

Детская скованность пропадает, когда возрастает самостоятельность и вера в себя. Когда ребенок младшего возраста начнет сам выбирать себе одежду и убирать ее, раскладывать и собирать игрушки, выполнять уборку и гигиенические процедуры, а те, кто постарше, станут планировать свой день и помогать в хозяйстве, в них начнет развиваться чувство ответственности, умение делать выбор и принимать решения. Поощряйте, но не балуйте вашего сына или дочь, когда совершенный поступок действительно достоин похвалы.

Найдите вместе с вашим ребенком увлекательное занятие, например, спортивную или творческую секцию, в которой дети общаются по интересам, открывают новые знания, учатся работать в команде и помогать друг другу, полноценно реализуют свои способности. Помните, что дети всегда ожидают вашей поддержки и положительной оценки.

Одна из базовых человеческих нужд - это потребность в общении и признании. У стеснительного человека необходимость общаться вызывает определённые трудности. То, что для других естественно, для него становится проблемой. Ему неудобно просить о помощи, устанавливать контакты с новыми людьми, он может ощущать сильную скованность и смущение, находясь в обществе. Чрезмерно стеснительными бывают и взрослые, и у малыша в некоторых случаях переходит в устойчивую черту характера.

Почему ребёнок стеснительный?

В некоторые периоды роста и развития застенчивыми бывают все ребятишки, хотя степень проявления этого свойства у них разная. Например, девочки чаще бывают стеснительными, чем мальчики. Это связано с их половой принадлежностью и особенностями воспитания. Иногда дети перерастают «стеснительный» возраст, а характер остаётся таким же. Дошкольник боится поднять глаза на взрослого или попросить что-нибудь для себя. Школьник стесняется поднять руку на уроке, подросток не решается познакомиться со сверстником противоположного пола, опасаясь отказа. Родителям и близким необходимо знать, почему ребёнок очень стеснительный и как ему помочь.

Возрастные особенности

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу - это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка - стресс. Как попросить о помощи, заявить о своих нуждах, если воспитатель один (или два), а ребятишек много?

Недавний кроха пошёл в школу? Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.

Волнующие вопросы

Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них.

«Сами такие...»

Формирование внутренней уверенности зависит от множества факторов. Скромность и стыдливость могут быть проявлением врождённого темперамента или определяться влиянием семейной среды, в которой живёт маленький человек. Робкие родители мечтают о бойком и озорном сыне, а у них растёт стеснительный ребёнок. Причины стеснительности очевидны, откуда же крохе набраться решительности, если его родители боязливы и не умеют постоять за себя?

Контроль или вседозволенность

Контролирующие родители часто транслируют излишнюю строгость и авторитарный подход к воспитанию. Ребёнок окружён навязчивым вниманием и опекой, каждый его шаг проверяется. Родители такого типа самолюбивы и ориентированы на внешнюю оценку. Их ребёнок должен быть лучше всех, его настоящий внутренний мир взрослых не интересует. Вместо сопереживания - критика и оценка. Вместо искренней заинтересованности - указания на успехи и способности других детей.

Противоположная сторона контроля, это чрезмерное потакание. Отсутствие чётких границ и недостаток эмоциональной поддержки - его основные признаки. Итог такого «воспитания» чрезвычайно похож на результат муштры с преобладающим контролем. Малыш воспринимает себя слабым и незначительным, страдает от Контролирующих родителей и взрослых с потворствующим стилем воспитания может волновать вопрос, почему ребёнок стеснительный, но, к сожалению, они редко понимают, что причина заключается в них самих.

«А вот они, условия…»

Отдельно следует выделить влияние Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери.

Нужно поменять подход к малышу. Помогут близкие и Стоит научиться использовать в разговоре и «Я-высказываний». Не надо восторгаться ребёнком по любому поводу, но за реальные, пусть и небольшие достижения надо хвалить. Полезно поручать ответственные дела и благодарить за их выполнение. Разговаривать нужно с уважением, даже если перед взрослым находится малыш. Нельзя повышать голос на ребёнка и сравнивать его с другими детьми. Пусть он убедится, что важен сам по себе, такой как есть, тогда его самооценка начнёт укрепляться.

Отцы часто даже больше чем матери переживают, что у них растёт стеснительный ребёнок. «Что делать?», - спрашивают они, особенно если речь идёт о мальчике. Папам сыновей нужно понять, что смелость и решительность не появятся по желанию или по воле взрослого. Для формирования подобных свойств нужна родительская поддержка. Отец всегда должен быть на стороне своего малыша, не ругать его за трусость, а защищать, быть опорой. Тогда ребёнок постепенно преодолеет свою робость и в будущем станет мужественным и смелым, как папа.

Личность каждого человека уникальна. Дети не исключение. Родители ошибаются, расходуя энергию и время на «переделывание» маленького человека. Он никогда не будет в точности соответствовать ожиданиям, потому что у него свой путь. Мудрые родители не лелеют мечты об идеальном карапузе, они внимательны к своим реальным детям, знают их потребности и приходят на помощь когда это необходимо. Они знают, почему ребёнок стеснительный или слишком активный, так как отзывчивы к любым его особенностям. В атмосфере доверия и дружбы раскрываются даже цветы, поэтому главный совет взрослым - относитесь к детям серьёзно и уважительно. И не забывайте что их счастье и благополучие в ваших руках.

Ребёнок сначала ведёт себя застенчиво, а со временем взрослые отмечают, что лёгкое смущение постепенно превратилось в устойчивую стеснительность. Маленький ребенок стесняется, старается незаметно проскользнуть мимо посторонних людей, вместо приветствия склоняет голову вниз. Но что происходит на деле?

Настоящим стрессом для юного ученика становится приглашение к доске или необходимость выступления перед большой аудиторией со сцены.

И сразу становится понятно: ребёнком овладела стеснительность. Она распространяется на любого незнакомого человека: взрослого или подростка. Нужно принимать меры. Как научить ребёнка не испытывать стеснительности? Почему ребенок стесняется?

Как приятно наблюдать спокойного мальчика или девочку. Соседский мальчик – большой молодец: с малолетства он не робеет перед незнакомцами, а ведь в дом часто заходят гости. И, что же? Мальчишка сразу бежит за стулом, забирается на него и начинает декламировать стихи всем на радость.

Он не замыкается в себе. На детской площадке — все ребята здороваются, активно общаются.

Бывает, недостаточно подготовился к уроку, но учитель вызывает и ученик выкладывает всё, что знает, не задумываясь о том, что многое выдумал сам.
А здесь – настоящая напасть: дочка любознательная, знает больше всех стишков, симпатичная, как будто рождена для публичных выступлений.

Но любом визите приятелей ребенок стесняется, уходит в глубину комнаты и не отвечает на приветствие. Нерешённая проблема даёт ростки: ребёнок поступает в школу, а стеснительность усиливается.

Самое печальное – не удаётся освободить дитя от этого комплекса. Любые увещевания, ласки, даже строгие предупреждения тщетны.

Сын прячется за мать, отказывается покидать детскую комнату и всё время смотрит в пол. Когда появились первые проявления нездорового смущения?

Это было в 4 года или началось в 1 классе? Возраст не столь принципиален, в детстве

Почему ребенок стесняется? — зрительный вектор в ответе

Авторитетно рассуждать о том почему ребенок стесняется без базовых знаний психологии нельзя. Все желания человека носят врождённый характер: они даются ему природой. Системно-векторная психология предлагает их градацию по векторам.

Один – зрительный. Он характеризуется комплексом желаний, которые реализуются в конкретных чертах, они выдают себя, даже если ребёнок совсем маленький.

Зрительный вектор находит своё проявление, как в стеснительности, так и в эмоциональной свободе.

Зрительных малышей с малолетства отличает открытость, они обращены к миру и не стесняются. Особенность зрительного вектора такова, что он настроен на общение с окружающими, он нуждается в эмоциональном выплеске.

Ответные положительные реакции вызывают наслаждение и радость. Ответная негативная реакция приводит к тому что ребенок начинает стесняться.

Зрительный вектор проявляется не только в эмоциональной в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и не склонности к углубленному самоанализу.

Его вторая натура — страх. Родители таких детей рано замечают, что ребенку страшно засыпать в одиночестве.

Для зрительного малыша характерно ощущение страха. 95% людей, не имеющих зрительного вектора, тоже знакомы с этим чувством – но в случае опасности их силы мобилизуются для спасения.

У «зрительника» эта боязнь выражена сильнее, она преувеличена и эмоционально окрашена. Это заложено природой целенаправленно. Страх «зрительника» не находится в застывшем состоянии: он развивается.

Проявляя эмоциональную открытость, в ответ такой ребёнок получает насмешки и прозвища, его бьют, место эмоционального контакта прочно занимает страх.

Ребенок развивает не эмпатию, что является благом, а страх. В этом и ответ почему ребенок стесняется — страх явить себя миру, дарить и самому получать любовь.
Такие внутренние переживания превращают «зрительников», способных и приятных детей, в социофобов. Пережив удар, почувствовав страх, он не открывается: происходит противоположный процесс.
Есть мнение, что основная масса детей не стесняется. Просто они не обладают зрительным вектором – нет ни эмоциональной открытости, ни фобии. Их желания проявляются наружу свободно, без давления.

Ребенок стесняется – подавляет естественное самовыражение

Проявление стеснительности у ребёнка в школе или саду свидетельствует о перенесённой травме зрительного вектора – маленький человек начал бояться себя выражать.

Видимо, его эмоциональность была встречена неожиданно: были издевательства и смех. Дети часто бывают жестоки.

Мальчик или девочка могут получить обидные прозвища из-за лишнего веса или неловкого падения.

Зрительный ребёнок нуждается в признании его внешней привлекательности. Напротив, её критика вызывает у него ответный страх.

Взрослые и родители часто сопровождают милые попытки ребенка выразить себя насмешливыми замечаниями, не понимая, что способствуют зарождению у наследника стеснительности.

А потом срабатывает «золотое» правило: чего опасаешься, то и происходит. Ребёнка точит страх. Нужна помощь! Порицание обидчиков – не выход. Надо отталкиваться от зрительного вектора и его врожденных желаний.

Травма зрительного вектора может наступить от человека с оральным вектором.

Это природный фактор. Надо развивать зрительный фактор ребёнка, а не ругать «оральника».

Как помочь стеснительному ребенку?

Зрительный страх подросшего ребёнка претерпевает изменения: дитя становится добрым, тонко чувствующим. Душевная открытость уступает место эмпатии – когда человек тонко ощущает собеседника.

Из развитых зрительных людей получаются блестящие актёры, талантливые писатели и выдающиеся врачи.

Общение с людьми, обмен положительными эмоциями — высшее наслаждение для зрительника: его вектор наполняется.

И когда родители видят стеснительность своего ребенка, они должны понимать — зрительный вектор не находит развития, и может до взросления остаться в страхах. Взрослый «зрительник» будет стесняться. Ему будет трудно идти на контакт с людьми.

Кто, если не родители могут помочь своему чаду прогнать страхи, защитить его эмоциональную открытость. От стеснительности не должно остаться и следа. Как реализовать это на практике?

Излюбленный в народе метод – «клин клином» — здесь не подходит.
Дрожишь от страха, когда учительница вызывает к доске, будешь стоять перед классом на каждом уроке.

Не нравится общаться с одноклассниками, мы будем чаще приглашать их к нам. Результатом таких действие станет усиление мучительных фобий сына или дочери.

Зрительные страхи не подчиняются насильственному преодолению. Так они получат своё развитие, проникают в сердце и душу человека. Следует избрать противоположный путь.

Побороть страх возможно только, вытолкнув его наружу – переведя его из страха за себя в переживания «за других» — в сострадание.

Акцентированием внимания маленького человека на его слабости положительного результата не добиться, не просите его не бояться людей.

Полезнее постепенно приучать ребёнка к тому, что рядом живут люди, которых нужно пожалеть, сострадать им. На самом деле люди обращают на нас внимание гораздо меньше чем мы полагаем. Ведь это действительно так.

Только неопытность и незнание жизни могут привести к тому, что страдающий человек считает свои невзгоды самыми масштабными: проблемы других он попросту не замечает.

Вселенная состоит из взаимно сообщающихся сосудов: оказав поддержку соседу, можно неожиданно получить облегчение самому.

Зрительный вектор должен выдержать все этапы эволюции: от растительных организмов к животным, от них к человеку разумному. Объясните малышу, что другие тоже страдают от боли, и его доброта может помочь им. Зрительный человек не может совмещать в себе оба страха: за постороннего человека и за себя.

Когда ребёнок научится сочувствовать, он больше не будет раскачивать собственный страх. Он, наконец, будет свободен от стеснительности и психосоматических нарушений, излечится от социофобии.

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.