Психология подростка: особенности развития по возрасту. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста

Ольга Студеникина
Психологические особенности мальчиков и девочек

В нашем детском саду прошёл педсовет на тему "Гендерное воспитание дошкольников". Так как я имела опыт работы психологом, мне досталось сообщение "Психологические особенности мальчиков и девочек". В процессе подготовки я нашла очень много интересного и полезного материала. Изучила его и сделала вывод, что мы воспитатели очень многого не знаем, и порой часто допускаем ошибки в своей работе по отношению к детям не учитывая их половой принадлежности. А ведь от этого зависит кого мы воспитаем: маленькую леди или разбойницу; маленького мужчину или инфантильного безинициативного мальчика.

Психологические особенности мальчиков и девочек.

Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребёнок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребёнок к определённому возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному. Этому способствуют ряд физиологических и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Для этого выделим некоторые утверждения, которые бытуют в нашем сознании. И так, чем же отличаются мальчики от девочек?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочки.

2. Мальчики больше хотят отличиться.

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует. У мужчин больше отклонений, чем у женщин.

Из наблюдений: среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки.

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В. Д. Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

5.

Мальчики занимают больше места.

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. У девочек уже генетически заложено – она хранительница очага, создатель уюта в доме. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать.

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страдания, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Наблюдая за детьми мы видим, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, не терпеливы, не сдержаны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребёнка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "ты плохой", - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. При этом нужно учитывать, что мальчики в первую очередь видят целое, а только потом части; а девочки, наоборот, видят части, а потом объединяют их в целое.

8. Мальчики и девочки мыслят по-разному.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, они оттесняют мальчиков физически и «забивают» из в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо их мышление однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Давайте представим себе рисунки детей, т. к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолёты, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, шумит, бежит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Дошкольник оценивается обычно по одному какому-то признаку, обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный, поет, рисует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое - он познает себя как средоточие многих и разных возможностей.

Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом, поступать в соответствии не всегда для него понятными стремлениями более активных «заводил». Такая группа может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными замечаниями. Участники подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, обижают, походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому превосходству».

У младшего школьника уже есть некоторое представление о помощи и сочувствии. Но оно конкретно и опирается не на понимание объективного значения действий, а на положительную эмоциональную зависимость ребенка от одобрения взрослого. Коллективные отношения, только формируются. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, отстает от формального знания, «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность суждения «что такое плохое».

Самооценка младшего школьника

В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки, но необходимо подчеркнуть ведущую роль социально-средовых факторов, в данном случае - школы. Уже в 1-2-м классах у слабоуспевающих и отличников может складываться завышенная самооценка. Помехой для правильного развития личности детей с повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе, а для нормального развития личности детей с пониженной самооценкой пониженная самокритичность.

Самооценка влияет на уровень притязаний в будущем и как она различается у мальчиков и девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию. Психику младшего школьника характеризует «созерцательная любознательность». Преимущественное развитие непроизвольного внимания. Отсюда значительная потребность в наглядности, стремление потрогать, взять в руки все интересующее. Это стремление усиляется благодаря выраженной эмоциональности детей. «Многие противоречия этого возраста связаны с тем, что младший школьник, находящийся на «доморальном» этапе господства субъективности в поведении», начинает вступать в фазу определения своего места в коллективе, выработки позиций в отношении к обязанностям.

Нравственное поведение младшего школьника

В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения и сознания. Младший школьник, обычно не умея четко выделить элемент для подражания, подражает во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая отношение к внешнему виду, к противоположному полу - она может сделать маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости. Перед взрослыми в этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако, только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации, настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и нравственности-мораль для школы, мораль для дома. Мораль для компании сверстников, мораль для себя и т. д.

Первые уроки «ханжества», двойной морали ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, апеллируя только к его сознанию, разуму. Вопреки мнению части родителей, дети обычно не только не устают от обязанностей, но и активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и находить их в других местах, и, возможно, в совершенно неприемлемых, «уродливых» формах. Улица сильна своим богатым арсеналом средств воздействия, обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям. В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств. «Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга» [Давыдов В. В., 1973; Левитов Н. Д., 1969]. У одних это устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных отношений, у других-в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны. Но лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии-качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под углом их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Общение в школе

В начальных классах у мальчиков, и девочек начинается период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Класс разбиваются на два лагеря-мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Поляризация полов естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу.

Пример…

Мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Серьезных конфликтов оно, как правило, у школьников не вызывает.

В последнее время все чаще приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. Правила поведения школьников, едины для мальчиков и девочек. В школе к ним предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности. Но это, разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный (раздельный, разделенный) подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для успешного нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать общие цели и условия этого воспитания, мало учитывать только возрастные особенности детей. Важно представлять себе особенности полового развития детей в этом возрасте, считаться с некоторыми различиями в развитии личности мальчиков и девочек. Присущая ребенку способность к подражанию позволяет ему рано выбрать определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки по ведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнение» себя к личности человека образца. При этом ребенок заимствует не только образцы, не которых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания мальчики обычно выбирают значимого человека (отца), девочки - (мать). Взаимоотношения взрослых оказывают влияние на понимание ребенком его принадлежности к тому или иному полу и «выбор» им соответствующего типа поведения. Представления самих взрослых (родителей в первую очередь) о различиях в поведении и морали мужчин и женщин, так или иначе, проникают в детскую среду, воспроизводятся и усваиваются в игре.

Родители, и особенно мать, с первых дней появления ребенка на свет, чаще всего сами того не сознавая, по-разному обращаются с сыном или дочерью. В первые шесть месяцев матери обычно дотрагиваются до сыновей значительно чаще, чем до дочерей, но через полгода картина меняется: мальчиков начинают отучать от излишней ласковости, а девочкам позволяют проводить около матери гораздо больше времени. Ослабление контактов с матерью усиливает самостоятельность ребенка. Именно это качество, по мнению некоторых ученых, матери интуитивно стремятся развить у своих сыновей. С возрастом различия в отношении к мальчикам и девочкам со стороны взрослых все более увеличиваются. Сравнительно рано возникают различия в предметном окружении мальчиков и девочек - у них не только разная одежда, но и разные игрушки. Взрослые поощряют стереотипы поведения, принятые для данного пола, - так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за озорство. Чумазый, в царапинах, с ободранными коленками мальчишка нередко вызывает снисходительно-умильное отношение взрослого: «Что делать? Это неизбежное зло». Девочка с таким же внешним обликом вызвала бы, однако, прежде всего недовольство. Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, и начинают проявляться характерные формы поведения, связанные с «ролью» мужчины или женщины.

Поведение мальчика и поведение девочки различны

Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Так, как правило, девочки ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные, исполнительные и требовательные к себе и другим. Мальчики же с первых дней пребывания в школе ведут себя свободно, без растерянности, они более шумны, предпочитают нерегламентированную деятельность. В любой ситуации мальчики обычно быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее дело. Они предпочитают коллективные спортивные или военные игры. Характерно, что мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы, охотно принимают в свои игровые коллективы сверстников из других классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в новой ситуации теряются, держатся обособленно тогда, когда рядом нет близких или подруги. Они предпочитают общаться в маленьких группах, по два-три человека. Мальчики, как правило, избегают девочек, стараются их не замечать, предпочитают не принимать их в свои мальчишеские игры. Исключение составляют те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников. Их часто не принимают в мальчишеские группы. Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым исключением, знают имена лишь некоторых девочек. Особенно большое любопытство и вместе с тем настороженность в отношении представителей противоположного пола проявляют единственные в семье дети, не посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем другие дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на перемене, в играх. Опыт совместной деятельности у младших школьников еще ограничен, особенно за пределами общения на уроках, экскурсиях, прогулках и т. п.

Нередко между школьниками противоположного пола возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам. Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их. Отмеченные особенности поведения детей характерны скорее для первого класса, чем для младшего школьного возраста вообще. Новый ритм жизни ребенка, новый тип взаимоотношений его с родителями и другими взрослыми, с недавними друзьями по детскому саду преобразуют чисто «мальчишечьи» и «девчоночьи» формы поведения, наполняя их новым и глубоким морально нравственным содержанием. Стихийно сложившиеся житейские представления ребенка о мужчине и женщине именно в школе претерпевают существенные изменения. У детей целенаправленно формируют устойчивые представления о принципах взаимоотношений мужчин и женщин, о морально-нравственных качествах людей: их благородстве, гуманности, особенно в отношении к слабым, защите их, мужской чести и достоинстве, мужественности - для мальчиков, гордости, стыдливости, скромности и нежности - для девочек. Именно в школе закладываются основы глубокого осознания детьми своей личности как личности мужчины или женщины. В III и IV классах необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и девочек становится все более очевидной. В это время увеличивается различие в темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и девочек (оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и глубже начинают осознавать себя как личность женского типа. У них раньше формируется чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков начинаются на два-три года позднее.

Мир эмоций

Младший школьник должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. Оценивание вызывает у ребенка определенные эмоциональные переживания: радость, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д. Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, зависть к товарищам, заслужившим похвалу, и могут, даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха. В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение, что удалось выполнить задание, и т. д. Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками. Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут, же вызывает замечание. Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что- то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда более скрыты, но все, же они достаточно явны для окружающих. Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию.

В начальные школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства - чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно - ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника. Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие, расположение, привязанность). Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее благо: собирают макулатуру, сажают деревья, украшают школу. В такого рода поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в действенную силу, побуждающую к хорошему поступку. Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется действие, лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак ни влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.

Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы.

Психологические особенности

Психологические особенности пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми.

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем на 2-4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они, как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее. В любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем женщины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах - например, в походе, куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными, и в данной ситуации явно продуктивнее девочек.

Интересы и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши. Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3-4 раза чаще, чем мальчики, ведут дневник. Различия в интересах и склонностях определяют некоторые важные преимущества мужского пола большую широту мышления, более широкий кругозор, «лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки - меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного. Заметны различия в восприятии времени и пространства.

Представителей женского пола больше привлекает то, что расположено непосредственно около человека - дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться, т. е. все непосредственно взаимосвязанное. Представителей же мужского пола, независимо от непосредственной необходимости, от повседневных дел, часто интересуют предметы и явления удаленные, никак не связанные между собой. Внимание представителей женского пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т. д.) мальчики, подростки, юноши держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите — узнать, как пройти, или проехать куда-либо, где находится тот или иной объект и т. д., лучше спрашивать у мальчиков: их объяснения всегда более полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых. Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то девочки лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии. В восприятии самого течения времени представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим обязанностям. Характерна большая рискованность, «размашистость» поведения, большая подвижность и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их сверстницами.

Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков проходится заставлять их делать. Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не хуже, а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, аккуратно складывать одежду и ставить обувь.

Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение в качестве причин неуспеваемости. Среди причин неуспеваемости у девочек во всех классах больший процент занимает слабое здоровье (т. е. причина объективная и уважительная), тогда как неуспеваемость, связанная с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше, чем у девочек, причем во всех возрастах. В целом комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Возрастная зрелость

В начальных классах основной трудностью обучения мальчиков является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей, забывают, что им задано, или не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста. Примите во внимание, каким бы умным и способным ни был маленький ребенок, много от него требовать нельзя просто вследствие его возрастной незрелости. В I-III классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте. Наряду с этим у мальчиков отсутствуют и должные навыки труда, а также не развиты качества, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой вид психической деятельности труден для них, если он требует сознательного проявления активности, усилий над собой. Интересно вместе с тем, что любой свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать: если что-то получается, очи готовы заявлять, что это легко и просто, то же, что не получается, представляется им слишком трудным и сложным: в этом проявляется недостаточная их критичность.

У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении - от излишней уверенности в себе к потере этой уверенности, хотя в целом в сравнении с девочками они склонны переоценивать себя. В случае неправильного воспитания это может самым незаконным образом сочетаться и с чувством превосходства по отношению к девочкам; это чувство характерно именно для наименее зрелых представителей мужского пола, тех, кто сам далек от норм поведения своего пола. В учебной деятельности в полной мере находят проявления различия в интересах и склонностях представителей мужского и женского пола. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущество в знании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. Словарный запас у мальчиков обычно шире, особенно за счет более отдаленных предметов и более общих понятий. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом) более склонны к предметно-оценочной речи. Среди хорошо успевающих в математике больше мальчиков, чем девочек; среди хорошо успевающих в литературе и иностранных языках больше девочек, чем мальчиков. Видимо, сам характер предметов гуманитарного плана больше отвечает склонностям и характеру мышления девочек, тогда как четкий, более схематичный и абстрактный характер предметов физико-математического цикла - склонностям и характеру мышления мальчиков. В свободное время мальчики более склонны заниматься спортом, уделяют время подвижным играм, тогда как девочки - чтению, занятию музыкой и т. д. Собирать коллекции чего-либо в целом мальчики склонны больше девочек, однако успешность этого занятия может быть практически одинаковой: девочек выручает большая аккуратность, мальчиков - лучшая систематичность.

В отношении мальчиков и девочек к товарищам и учителям существенных различий нет. В младших классах как для тех, так и для других наибольшим авторитетом является учитель. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутриклассные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо, однако это имеет скорее характер единичной реакции на какое-либо конкретное событие, редко обобщается и в целом не отражает отрицательного отношения к общешкольным и внутриклассным делам. Напротив, мальчики менее склонны к оценке, каких либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Тем не менее, в ряде случаев именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система отрицательного отношения к школе. Существенным недостатком школьников обоего пола является неумение организовывать совместную деятельность.

Трудности воспитания

Воспитание мальчиков является в школе, более трудной задачей для учителей, в связи с указанными выше психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, среди них в большей степени распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. Поэтому знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И трудности, связанные с воспитанием школьников мужского пола, никак не могут оправдать имеющиеся здесь недостатки.

На общее интеллектуальное развитие и расширение кругозора ребенка большая сфера общения воздействует благоприятно, а вот на нравственное развитие - не всегда. Дети не умеют еще осознанно отбирать духовные и моральные ценности в разных сферах общения, воспринимают среду без должной критики. В этом таится источник отрицательных воздействий на ребенка. Конечно, ребенок, воспитанный с устойчивыми нравственными и интеллектуальными качествами, имеет больше возможностей противостоять вредным влияниям. Это накладывает серьезную ответственность на взрослых - не нужно думать, что их поведение и облик имеют значение только в собственной семье. Сами того не замечая, взрослые часто оказывают воздействие на детей - и в самых разных и неожиданных местах. Каковы эти воздействия - зависит от нравственного содержания поступков взрослых. И им нужно руководствоваться следующим правилом: среди чужих детей важно вести себя так, как вы хотели бы, чтобы другие вели себя в присутствии вашего ребенка. Успешное решение всех этих задач предполагает объединение усилий школы и семьи при работе с каждым ребенком.

Источники

  1. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. трд. – М.: НИИ ОП, 1976.
  2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. – Л.: Медицина, 1980.
  3. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  4. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой – М.: Педагогика, 1998.
  5. Соловьева О.Б. Обратные связи в межличностном общении. – М.: 1989.
  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Просвещение, 1982.
  7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – девушка. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Школьник Л. Половое воспитание школьников. – Кишинев, 1989.

Уважаемые родители, Вы можете записаться на

Проблемы, с которыми можно обратиться:

  • поведенческие проблемы детей;
  • проблемы воспитания детей (гиперопека, гипоопека);
  • нарушение взаимоотношений и взаимопонимания с ребенком.

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо Презентацию подготовил: педагог-психолог Олару Элизабета Демис

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе - пол как систему полоролевых отношений.

Различия Пол - это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения; Пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной. Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается; Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание детей народное современное Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Разрушение традиционных стереотипов поведения женского мужского Курение и сквернословие; Лидирующие положения среди мужчин; Стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Утрачивают способность играть правильную роль в браке; Из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»; Все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Проблемы 1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек. 2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. 3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Наши проблемы Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Психофизиологи И.С.Кон, В.А. Геодакян, Б.И.Додонова и др. считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Это различия: - познавательных способностей и познавательных процессов; - восприятия окружающего мира; - темпов, стратегии переработки и усвоения информации; - в преимущественном формировании различных видов мышления; - в организации внимания; - в уровне активации эмоций в процессе обучения; - в уровнях адаптивных возможностей организма и психики; - в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.

Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям. Существуют различия в функционировании гормональной системы, темпах моторного развития - мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 4-6 месяцев - разговаривать, различия в проявлении свойств нервной системы, а так же в строении мозга, у мужчин сильнее выражена асимметрия полушарий.

Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Психологические отличия девочек мальчиков Девочки более послушны. Девочки более работоспособны. Девочки большую часть информации воспринимают на слух. Мальчики больше хотят отличиться. Мальчики более изобретательны. Мальчики занимают больше места Мальчики не должны плакать Мальчики большую часть информации воспринимают зрением.

Чем мальчики отличаются от девочек Мальчики Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ; Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову; Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком; Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая; Девочки Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх; Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх; Девочки – ладонью; Девочки поворачивают только голову;

Мальчики У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса; Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею; Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их; Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги. Девочки Девочки дышат грудью; Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец; Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их; Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Мальчики Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову; Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью; Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок.

Мальчики Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди; Пояс на халате завязывают ниже пупка; Уши затыкают ладонями; Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой; Девочки Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину; Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии; Уши затыкают пальцами; Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Для мальчика важны наглядные примеры. Пытаясь научить его чему-либо, нужно непременно показывать, как и что следует делать. Для девочки достаточно просто объяснить, предоставив ей возможность сделать работу самостоятельно, так, как ей это хочется. Не забывайте, что устают мальчики интеллектуально, а девочки эмоционально. Помните, что правильный подход к воспитанию мальчиков и девочек станет залогом успеха в работе.

Желаю Вам плодотворной, успешной и творческой работы в нашем не легком педагогическом труде! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Доклад «Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста»

на Педагогическом совете по теме «Формирование у детей дошкольного возраста гендерной устойчивости посредством игровой деятельности»

Подготовила педагог-психолог

Олару Элизабета Демис

г. Новый Уренгой 2014 г.

Доклад «Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста».

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ ДС ОВ «Брусничка»

Олару Элизабета Демис

Различия в психофизиологическом развитии и поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста

Первые 5-6 лет жизни - важнейший период в развитии ребенка, когда закладываются и формируются его психика и основы личности. В этом возрасте, начиная с первых дней жизни, происходит психосексуальная дифференциация, т.е. развитие конкретного мальчика или девочки.

Первоначально ребенок полностью зависит от окружающей среды. Постепенно, выделяя себя из внешнего пространства, он осознает свое физическое и психическое «Я», экспериментирует с ними и испытывает их. Далее он начинает осмысливать собственные ощущения и эмоции.

н а развитие в дошкольном возрасте справедливо распространить слова А. Эйнштейна: «Понимание атома - детская игра по сравнению с пониманием детской игры».

1.1 Половые различия детей раннего возраста

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному – мальчики, обычно, более активны. Новорожденные дети отличаются не только строением половых органов. Специфика поведения мальчиков и девочек существует с первых дней жизни.

Девочки в среднем дольше спят. У них ниже, чем у мальчиков, пороги тактильной и болевой чувствительности. Зато у мальчиков лучше мышечное развитие и способность, будучи положенными на живот, удерживать головку. Установлено, что девочки лучше реагируют на сладкое и при подслащении молока увеличивают активность сосания больше, чем мальчики.

После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на окружающее: мальчики более восприимчивы при визуальном (зрительном) поощрении - активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки лучше воспринимают слуховое поощрение, например, ласковое проговаривание. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.

Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки больше времени проводят с матерью, неохотно уходят с рук и чаще возвращаются к ней, тяготеют к пассивным играм. Мальчики более самостоятельны и активны.

1.2 Половые различия детей дошкольного возраста

Начиная с трехлетнего возраста, все более проявляются различия у мальчиков и девочек в интересах, проявлениях эмоциональности и в поведении.

Интересы, виды деятельности, речь

К четырем годам интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «Отчего?» или «Почему?». Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Увидев что-либо новое, после вопроса «Что такое?» девочка оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво».

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

Имеются отличия и в речи представителей разного пола. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи - к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек, в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

1.3 Черты характера, эмоции, поведение

Мальчики оптимистичнее, простодушнее и откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины». Девочки видят намного больше мальчиков, лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях. Они проявляют скрытность и недоброжелательность к более ярким девочкам и интересуются, во что одеты их подружки.

Мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.

М альчики уже с 3-6 лет более агрессивны, чем девочки. Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различие следует считать врожденным. У девочек преобладает словесная агрессия - они обзывают, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой враждебности. В последние годы возросла агрессивность, как мальчиков, так и девочек которые, подобно мальчикам, стали прибегать к дракам.

У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга». У девочек морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно поэтому на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел, решении задач и в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками. После периода полового созревания картина меняется.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики долго «раскачиваются». Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше чуть-чуть не дообъяснить, натолкнуть на нахождение решения.

В организации образовательного процесса не всегда учитываются психологические особенности мальчиков. Существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек, ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.

Мальчики более подвижны, непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. По мнению Б. Хартли, более низкие достижения мальчиков в учебе, чем у девочек, частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков, где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается, для девочек - кто их оценивает и как . Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается), девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, как положительные, так и отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать - он дезориентирован.

Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит им осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.

Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т.д.

Полоролевое развитие дошкольников, освоение ими гендерной роли, формирование качеств мужественности, женственности во многом определяется тем, протекает ли процесс полоролевой социализации стихийно или в ходе целенаправленного воспитания.

В настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей.

Литература:

1 . Бочарава Ю.Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В.П. Астафьева, «Психолог в детском саду».

2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»., - М 2009

3.Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо!) // Обруч, 2009 г. №3

4. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5

5. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БРУСНИЧКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР»

Подготовила педагог-психолог

Олару Элизабета Демис

г. Новый Уренгой 2014 г.

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения.

Существует ли наука, изучающая пол человека?

Гендерология - междисциплинарная отрасль наук о человеке как носителе мужского или женского пола

«Пол - это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину»

Из каких компонентов складывается понятие «Гендер»?

Компоненты гендера:

Когнитивный - гендерное самосознание:

«Я знаю, что я женщина/мужчина»

Эмоциональный - гендерная идентичность:

«Я чувствую себя женщиной/мужчиной»

Поведенческий - гендерные роли и особенности поведения:

«Я веду себя как женщина/мужчина»

Существуются ли гендерные типы?

Существует три гендерных типа. Это маскулинность, феминность, андрогинность.

Маскулинность трактуется обычно как предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность (напористость), способность к кратковременному, но значительному усилию.

Феминность рассматривается как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, связанным с опорой на коммуникацию, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к продолжительному поддержанию активности, не требующей чрезмерных усилий.

Андрогинность рассматривается как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.

Какие особенности проявления гендерных типов существуют у мужчин и женщин?

Особенности мужчин.

Маскулинные мужчины - энергичны, менее чувствительны, честолюбивы, свободолюбивы.

Феминные мужчины - чувствительны, ценят человеческие отношения.

Андрогинные мужчины - сочетают в себе продуктивность и чувствительность.

Особенности женщин.

Феминные женщины - отличаются заботливостью, нежностью, верностью.

Маскулинные женщины - обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами.

Андрогинные женщины - способны осуществлять мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность).

Как проявляются гендерные типы родителей в детях.

1.Маскулинные дети

Ориентированы на высокие индивидуальные достижения,

Не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами,

Предпочитают занимать позиции лидера,

Обладают независимо соревновательным стилем поведения,

Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

2.Феминные дети

Отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры,

Осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности,

Сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики),

Высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности,

Избегают контактов с маскулинными детьми,

У мальчиков проявляются трудности в общении.

3.Андрогинные дети

Свободны от жесткой половой типизации, не привязаны к традиционным нормам,

Направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей,

Высокая социальная активность, контактность, активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола хорошие организаторы,

Обладают маскулинными качествами конструктивного характера (защита, помощь),

Настойчивы, самостоятельны, имеют высокий уровень достижений.

4.Недифференцированные дети

Отвергают и мужской, и женский стиль поведения, отсутствуют полоролевые ориентиры,

Пассивны,

Низкие реальные достижения,

Избегают контактов,

Социальное непринятие в коллективе сверстников,

Феминные мальчики требуют других подходов в обучении и воспитании, чем маскулинные, феминные девочки других подходов, чем маскулинные.

Какой гендерный тип самый лучший?

Не существует «плохих» гендерных типов. Они есть. Это факт, который надо признать.


И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.

1. Девочки более послушны, чем мальчики

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.

Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

2. Мальчики больше хотят отличиться

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

По мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит:

«Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

5. Мальчики занимают больше места

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – очень его любить. Любовью не испортишь ни того, ни другую!

Инесса Смык

Как много в нашем языке слов среднего рода, обозначающих маленького человечка: малыш, ребенок, дитя, кроха, младенец. И когда в руководствах по педагогике и психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.

Девочки более послушны, чем мальчики. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.

В подростковом возрасте картина меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

Мальчики больше хотят отличиться. Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы женский пол более «ценен», поскольку именно он может воспроизводить себе подобных. Женские особи – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

По мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит: «Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

Мальчики более изобретательны, чем девочки. Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.

Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых территорий, их сообразительность, склонность к поиску новых решений, к рискованным действиям.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Но это совсем не означает, что мальчики более способны и одарены, чем девочки. Исследования показывают, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется: одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все».

Почему? Возможно, срабатывает генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

Работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель это сразу замечает. Мальчики раскачиваются дольше, и к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Получается несоответствие во времени: ключевые моменты урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Мальчики занимают больше места. Это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Девочки же опираются на так называемое «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом.

С поисковым поведением связано и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, у них лучше развиты пространственные представления.

Мальчики не должны плакать. На практике это оказывается не так. Мальчики иногда эмоциональней реагируют на происходящее, они более

чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Эмоциональность и чувствительность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате чего мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого табу на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух, хотя существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.