Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: Семейное право (практикум). Задания для практикумов по обществознанию "семейное право"

1. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) родители-алкоголики были лишены родительских прав

2) дочь получила наследство от друга семьи

3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4) сын устроился работать на семейную фирму

2. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

3. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод

4) сын устроился работать в семейную фирму

4. В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном

2) арбитражном

3) гражданском

4) уголовном

5. Какие отношения супругов, согласно семейному законодательству, не могут быть объектом регулирования брачного договора?

1) способы участия в доходах друг друга

2) права и обязанности по взаимному содержанию

3) права и обязанности супругов в отношении детей

4) порядок несения каждым супругом семейных расходов

6. Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом.

1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе.

2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись.

3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью.

4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.

7. Установите соответствие между обстоятельствами и способами расторжения брака: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

А) взаимное согласие при отсутствии несовершеннолетних детей

Б) при наличии общих несовершеннолетних детей

В) отсутствие согласия одного из супругов

Г) признание судом одного из супругов недееспособным

Д) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет

СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

1) в органах ЗАГС

2) в судебном порядке

8. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые их ре­гу­ли­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между кон­крет­ной си­ту­а­ци­ей и типом пра­во­от­но­ше­ний, ко­то­рый она ил­лю­стри­ру­ет: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и пра­во­от­но­ше­ни­я­ми, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми от­но­ше­ний и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые эти субъ­ек­ты пред­став­ля­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

13. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке обя­за­тель­ные усло­вия за­клю­че­ния брака, опре­делённые за­ко­но­да­тель­ством РФ. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­ли­чие ра­бо­ты хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

2) доб­ро­воль­ное со­гла­сие лиц, всту­па­ю­щих в брак

3) на­ли­чие жилья хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

5) от­сут­ствие су­ди­мо­сти у лиц, всту­па­ю­щих в брак

6) до­сти­же­ние брач­но­го воз­рас­та

14. Юля и Слава по­зна­ко­ми­лись ещё на пер­вом курсе ин­сти­ту­та, по­лю­би­ли друг друга и ре­ши­ли по­же­нить­ся. Од­на­ко Юля рас­ска­за­ла Славе о том, что её мать боль­на эпи­леп­си­ей и у неё самой слу­ча­лись при­пад­ки, но не такие силь­ные, как у ма­те­ри. При по­да­че за­яв­ле­ния мо­ло­дые люди рас­ска­за­ли об этом ра­бот­ни­ку от­де­ла ЗАГС. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке об­сто­я­тель­ства, пре­пят­ству­ю­щие вступ­ле­нию в брак, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) один из всту­па­ю­щих в брак имеет хро­ни­че­ское за­бо­ле­ва­ние

2) хотя бы один из всту­па­ю­щих в брак при­знан судом не­дее­спо­соб­ным

3) один из всту­па­ю­щих в брак не имеет рос­сий­ско­го граж­дан­ства

4) всту­па­ю­щие в брак яв­ля­ют­ся близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми

5) лица не имеют ста­биль­но­го за­ра­бот­ка

6) лица не до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та

15. В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся дело о раз­во­де су­пру­гов М., име­ю­щих сов­мест­ных не­со­вер­шен­но­лет­них детей. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке тер­ми­ны, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по этому делу, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) от­вет­чик

2) уго­лов­ный про­цесс

3) по­тер­пев­ший

5) граж­дан­ский про­цесс

6) по­до­зре­ва­е­мый

16. В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся иск граж­дан­ки Р. об уста­нов­ле­нии от­цов­ства граж­да­ни­на П. в от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них детей граж­дан­ки Р. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке тер­ми­ны, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке дан­но­го су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

17. Граж­да­нин и граж­дан­ка П., со­сто­я­щие в браке, ре­ши­ли об­вен­чать­ся. Обряд вен­ча­ния

1) ре­гу­ли­ру­ет­ся се­мей­ны­ми пра­во­от­но­ше­ни­я­ми

2) ре­гу­ли­ру­ет­ся граж­дан­ски­ми пра­во­от­но­ше­ни­я­ми

3) ре­гу­ли­ру­ет­ся кон­сти­ту­ци­он­ны­ми пра­во­от­но­ше­ни­я­ми

4) не ре­гу­ли­ру­ет­ся пра­во­от­но­ше­ни­я­ми

18. Какая си­ту­а­ция яв­ля­ет­ся при­ме­ром се­мей­ных пра­во­от­но­ше­ний?

1) ро­ди­те­ли-ал­ко­го­ли­ки были ли­ше­ны ро­ди­тельских прав

2) дочь по­лу­чи­ла на­след­ство от ба­буш­ки

3) ро­ди­те­ли от­да­ли ребёнка в ху­до­же­ствен­ную школу

4) сын устро­ил­ся ра­бо­тать на се­мей­ную фирму

19. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

20. Установите соответствие между примерами оснований и порядком расторжения брака: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА
А) Не имеющие общих несовершеннолетних детей супруги дали взаимное согласие на расторжение брака. Б) Супруга подала заявление на расторжение брака с осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на 7 лет супругом, с которым не имеет общих несовершеннолетних детей. В) Гражданин И. настаивает на расторжении брака со своей супругой, которая не даёт согласия на развод, несмотря на отсутствие общих несовершеннолетних детей. Г) Дееспособные супруги настаивают на расторжении брака, несмотря на наличие общих несовершеннолетних детей. Д) Супруг гражданки Н., несмотря на отсутствие общих несовершеннолетних детей, отказывается подать заявление о расторжении брака. 1) в органах ЗАГС 2) в судебном порядке

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

Статья 80.

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. <…>

21. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

22. При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

23. Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений детей и родителей, регулируемый Семейным кодексом.

24. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания – сожительство.

Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром. Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья.

(Э. Гидденс)

25. Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.

27. Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.

28. Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые три функции семьи как социального института.

29. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

30. Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Николай настаивал на том, чтобы в договоре было прописано следующее условие: «Жена не может выезжать за пределы РФ без своего мужа или без его на то письменного согласия». Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Какие отношения между супругами могут быть определены в брачном договоре? Назовите три вида таких отношений.

31. Су­пру­ги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный до­го­вор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­рах, рас­ска­зы­ва­ла ему их со­дер­жа­ние, а также со­дер­жа­ние поч­то­вых, те­ле­граф­ных и про­чих со­об­ще­ний. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пунк­та. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия но­та­ри­уса? Ответ по­яс­ни­те. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между су­пру­га­ми, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном до­го­во­ре.

32. Граж­да­нин А., на­хо­дясь в раз­во­де со своей женой, пла­тил али­мен­ты на со­дер­жа­ние не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Когда сыну ис­пол­ни­лось 30 лет, отец об­ра­тил­ся к нему с прось­бой о ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи, по­сколь­ку он по­те­рял тру­до­спо­соб­ность по ин­ва­лид­но­сти. Сын от­ка­зал­ся ока­зы­вать по­мощь отцу, мо­ти­ви­руя это тем, что отец на­хо­дил­ся в раз­во­де с его ма­те­рью и не при­ни­мал не­по­сред­ствен­но­го уча­стия в его вос­пи­та­нии. Отец подал в суд. Дол­жен ли в этом слу­чае сын ока­зы­вать отцу ма­те­ри­аль­ную по­мощь? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26

Добрый день, тема занятия сегодня – СЕМЬЯ И БРАК. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Прежде всего, дадим определение СЕМЬЯ. Напоминаю, нас интересует наиболее емкое определение, применимое на экзамене и формулируемое самостоятельно!

Вспоминаем, что СЕМЬЮ мы приводили в пример как один из важнейших СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. Какой СФЕРЫ? Социальной.
Далее, какие необходимые для общества функции выполняет СЕМЬЯ? Да, в семье рождаются дети – РЕПРОДУКТИВНАЯ.

СЕМЬЯ – это основной институт социальной сферы, выполняющий функцию репродукции.

Мы привели фактически синоним (известный нам термин) и одну из важных функций, на этом советую строить любое необходимое определение.
Также, семья относится к социальным группам – это объединение людей. Группа малая. Чем она объединена? Кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом. Еще одно определение, таким образом:

СЕМЬЯ – малая социальная группа, объединенная кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

Какие еще функции выполняет семья? Репродукция – это уникальная функция. Другие ФУНКЦИИ СЕМЬИ – воспитание детей, их социализация, ведение хозяйства и быта (хозяйственно-экономическая), социально-статусная, интимно-эмоциональная, сексуальная, досуговая. Как они проявляются в повседневной жизни?

Помним, что для любого социального явления мы стараемся подобрать простые КОНКРЕТНЫЕ примеры из социальной практики.
Итак, сразу закрепляем: «Приведите три конкретных примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете».

    • Бюджетная функция. Семья решила выделить 10 тысяч рублей на расходы для подготовки ребенка к ЕГЭ.
    • Хозяйственная функция. По решению семьи младший сын каждый вечер моет посуду после ужина.
    • Экономическая функция. Семья каждый месяц откладывает по 20 тысяч рублей для покупки новой квартиру в ипотеку.

В чем конкретика? Суммы (10, 20 тысяч рублей приближены к реальности), подготовка к ЕГЭ, после ужина моет посуду (не просто помогает, это не конкретный пример), покупка в ипотеку.

Исторические типы семьи также важный объект тестов ЕГЭ по обществознанию. Общество развивалось, институт семьи развивался, тиры семьи менялись. Какие типы семей знала история человечества?


Характерный тип для современного общества – нуклеарная (двухпоколенная) семья. Молодожены стремятся отделиться от своих семей. Вместе живут родители и дети.

Для традиционного общества характерна расширенная (многопоколенная) семья. Такой тип семьи требует экономическая действительность земледельцев. Необходимость обработки земли требует большого количества рабочих рук в семье. Мужчины приводят супруг в семью, вместе живут несколько поколений.

Итак, делаем промежуточный вывод! Для современных семейных отношений характерна НУКЛЕРНАЯ МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ.

По количеству брачных партнеров выделяют моногамные семьи (двое супругов) и полигамные (более двух). Например, нормы Корана (характерные для регулирования отношений конфессиональной группы мусульман), позволяют правоверному иметь до четырех жен при возможности их содержания.

Основной упор в тестах ЕГЭ по обществознанию делается на проверку понимания типов отношений в семье. По этому признаку выделяют матриархальную, патриархальную (традиционную) и партнерскую (современную, демократическую) семьи.

Матриархат характерен для первобытного общества, женщина в первобытности, до неолитической революции была главной добытчицей, следила за костром. О культе женщины говорят находки статуэток женщин, «Венер палеолита».

Патриархальная семья характерна для традиционного общества. Ее признаки:

  • Четкое разделение семейных обязанностей
  • Мужчина работает, жена воспитывает детей
  • Все решения принимает старший мужчина.

Для современного общества характерна партнерская семья. Она отличается от традиционной тем, что:

  • Обусловлена возрастанием роли женщины в общественной жизни
  • Равноправием в принятии важных решений
  • Распределением обязанностей по добровольному согласию
  • Отсутствием четкого разделения семейных обязанностей
  • Оба супруга работают, ухаживают за детьми.

Теперь сформулируем понятие БРАК. Согласно Семейному кодексу РФ – основному источнику Семейного права в Российской Федерации, «брак – это добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и воспитание детей».
Брак – это юридическая категория. Например, вопросы наследования имущества, предающегося в семье, регулируются Гражданским кодексом.

Конституция страны (ст. 7) провозглашает:

«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Статья 38:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Таким образом, юридические источники семейно-брачных отношений в Российской Федерации это:

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ

Каковы принципы семейно-брачных отношений в РФ согласно Семейному кодексу? Это, как явствует из определения Семейного кодекса, добровольность и разнополость. Принуждение к браку, однополые браки, соответственно, запрещены.
Далее, действует принцип достижения брачного возраста. Гражданин РФ может вступать в брак с 16 лет при наличие письменного согласия родителей (согласия органов опекунства), и с 18 лет самостоятельно. При этом в компетенции субъектов федерации понижение брачного возраста. Например, в Новгородской, Орловской областях РФ, а также в республике Башкортостан, он законодательно вообще не установлен. Здесь брак возможен в любом (!!!) возрасте.

Статья 13 Семейного кодекса РФ:

  1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
  2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Особыми обстоятельствами для вступления в брак до совершеннолетия могут быть эмансипация, медицинские показатели (беременность).
И еще один принцип – это дееспособность вступающих в брак граждан. Она не должна быть ограничена психической болезнью, органами попечительства. Зачем это нужно? Прежде всего, здесь проявляется забота о будущем поколении – детях. Они не должны получить в наследство болезнь. Также не могут вступить в брак близкие родственники, чтобы исключить кровосмешение, опасное генетически для потомства.

Вступая в брак, супруги приобретают взаимные права и обязанности. Они делятся на личные неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся право на сохранение (изменении) фамилии, заключение брачного договора (контракта), совместное воспитание детей.

Имущественные права заключаются в праве на обладание личным имуществом, на половину имущества, нажитого в браке. При этом, к нему не будет отнесены личные предметы (например, обручальное кольцо), полученные в дар или по наследству одним из супругов объекты собственности.

Однако если супругами был заключен брачный договор (контракт) – как до брака, так при заключении его, так и во время брака, и он прописывает иной механизм обладания собственностью супругами, его положения будут приоритетны.

Любые гражданские правоотношения предполагают как права, так и обязанности. К обязанностям супругов будут относится содержание детей до совершеннолетия, их образование, представление и защита интересов.

Дети, как важнейший субъект юридических семейно-брачных отношений, также, как и родители, имеют взаимные с ними права и обязанности. Права – на фамилию, имя, отчество, образование, медицинскую помощь. Обязанности – помощь престарелым нуждающимся родителям по достижении совершеннолетия (в том числе и материальная). Следовательно, например, алименты могут быть встребованы в установленном законом порядке, как с родителей на содержание детей, так и с детей на содержание родителей.

Таким образом, мы сегодня повторили понятие , разобрали темы ЕГЭ по обществознанию 2014 «Семья и брак» и «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака».

В заключение, для закрепления материала, выполняем письменное задание. Сегодня это задание типа С6.

С6. Проиллюстрируйте любые три отдельных признака семьи патриархального (традиционного) типа с помощью конкретных примеров. В каждом случае назовите признак, который вы иллюстрируете.

Ваши ответы на ждем в комментариях, а также обсуждаем в нашей группе

Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

  • Семейный кодекс (основной источник);
  • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
  • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Основные понятия семейного права.

Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.

Семейное право - одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг вопросов. Большинство людей являются участниками семейных правоотношений, поэтому государство заботиться о том, чтобы все споры в этой сфере были четко и быстро разрешены. Узнаем, как регулируются семейные отношения, и какие принципы семейного права существуют.

Семейные правоотношения

Источниками семейного права в России являются законы РФ, в частности, Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

Данные нормативно-правовые акты фиксируют все вопросы, которые возникают в семейных отношениях.

Поговорим кратко о предмете семейного права, а также его объектах и субъектах.

Субъекты семейных правоотношений - это члены семьи, то есть супруги, дети, родители. Под объектами понимают действия этих лиц, например, заключение брака между мужчиной и женщиной, принадлежащие им вещи - квартира, автомобиль и так далее.

В свою очередь, действия членов семьи могут быть:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • правомерными;
  • неправомерными.

Другими словами, они могут соответствовать нормам права, либо нарушать их. К правомерным можно отнести заключение брака в соответствии со всеми требованиями законодательства, а к неправомерным - отказ от содержания малолетнего ребенка.

Брак

Понятие брака заключается в добровольном союзе мужчины и женщины, которые приняли решение создать семью. Существует два вида брака - фактический и гражданский. Но при этом законом признается только гражданский - официально зарегистрированный. Для регистрации брака существует специальная процедура.

Разберем основные требования к заключению брака.

  • никто не может быть принужден к заключению брака - он основывается на добровольном, осознанном решении каждого из супругов;
  • будущие супруги должны достигнуть совершеннолетия (в некоторых случаях разрешается вступать в брак лицам младше 18 лет, например, при беременности супруги, либо необходимости для супруга прохождения срочной службы в армии);
  • существует срок после подачи будущими супругами заявления в орган ЗАГС - 1 месяц, по истечении которого происходит регистрация брака;
  • данные о регистрации брака заносятся в специальный документ - в книгу актов гражданского состояния, и другие документы, удостоверяющие личность, супруги получают свидетельство о браке;

Результатом брака является семья - один из институтов общества, который имеет большое значение. Государство стремится поддерживать и стимулировать граждан создавать семьи, но при этом не препятствует расторжению брака, если на это есть объективные причины. Расторгнуть брак можно в органах ЗАГСа (если оба супруга согласны и не имеют несовершеннолетних детей) или в суде (если один из супругов против расторжения брака, либо у супругов есть особые требования).

Существует ряд ситуаций, когда закон запрещает гражданам регистрировать брак.

Причиной может стать:

  • близкая родственная связь между женихом и невестой;
  • наличие другого зарегистрированного брака;
  • признанная недееспособность лица.

Права и обязанности членов семьи

Муж и жена обладают равными правами и обязанностями.

Права супругов:

  • выбор фамилии (мужа, жены, либо двойной);
  • совместное решение семейных вопросов на основе равенства и согласия;
  • право на совместную собственность;
  • свободный выбор профессии и места жительства.

Обязанности супругов:

  • налаживание отношений на основе взаимного уважения, заботы, помощи;
  • забота о воспитании и развитии детей;
  • материальная поддержка членов семьи.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.