Вороний день: почему ханты поклоняются вороне. Ворнга хатл (Вороний день)

На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.

Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».

Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».

Обычаи и традиции

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.

В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.

Фото: АиФ / Гузель Биктимирова

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2019 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

Заставка праздника.

Вороний день - любимейший праздник обских угров, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Серая ворона одна из первых перелетных птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. В это время в нашем округе еще лежит снег. Наши предки проводили с прилетом птиц Обряд угощения вороны. Под влиянием христианства Вороний день стали проводить во вторую субботу апреля, в Благовещение. Название праздника по-мансийски звучит Урин эква хотал, по-хантыйски Вурнга хатл.

Главная цель проведения праздника – создание особой доброжелательной атмосферы для детей. Этот день помогал настроиться на новый период в жизни, на ожидание лучшего. Ворона, прилетая на север, приносит людям вести о приходе весны.

Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

В фольклоре манси есть песня вороны, в которой повествуется о ее путешествиях в дальние страны. В своей песне ворона желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек для того, чтобы по возвращении с дальних стран она смогла отогреть свои лапки на кучках использованной березовой трухи.

В этнографическом музее по открытым небом «Торум Маа» праздник «Вороний день» проводится ежегодно на протяжении 10 лет. С 2012 года является Праздником автономного округа «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Вороний день».

Проведение праздника – это не только повод для встреч носителей традиционной культуры народов ханты и манси, но и зрелищное представление, на котором интересно и образно донесена идея праздника.

На празднике чествуют семьи, в которых в течение года появились новорожденные.

Традиционно для детей проводятся игры на свежем воздухе, соревнования по традиционным видам спорта, различные конкурсы. Каждый участник получает приз.

Песня Вороны
(Попова С.А. 2003. – С. 174).

Тётушка, тётушка, тётушка,
[Где] земля Сибирь расположена
[Туда] тётушка направляется.
Бегущим облаком,
Шагающим облаком
Тётушка летит.
Тётушка, тётушка, тётушка!
За много дней до моего прибытия,
За много [мною] идущих дней
Счастливые женщины
Счастливыми мальчиками-девочками
Пусть обзаводятся,
Девочек – мальчиков пусть качают [убаюкивают].
С далеких мест шедшие руки,
Руки отогрею.
С далеких мест шедшие ноги,
Ноги отогрею.
Тётушка, тётушка, тётушка!
По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить

Вот и ворона прилетела к своим гнездам.

Дети читают стихи о весне.

- 2192

Вещий ворон – птица волшебная. Сказывают, ведает он тайны жизни и смерти, знает путь к источнику мертвой воды, служит властителю Нави Чернобогу. А то и сам Чернобог может явиться в образе огромной птицы на вороний праздник.

Стоит ли бояться вещего ворона? На людей он не нападает, зла никому не чинит. А, сказывают, не к добру эта птица появляется. Вести из мира Нави мало кому радостны. Только Ведающие, те, кто готов разговаривать с Навными Богами и Предками, привечают вещего ворона, остальные побаиваются.

В песнях, сказках да заговорах о вороне говорят, как о птице, связанной со смертью. Пример тому – в печальной песне, в которой мать оплакивает погибшего сына:

«Нѣту сына у меня - ясна сокола,
Моего печальника въ старой старости...
Его ухитила могила темная.
Какъ ворона злая-черная...
Не оставилъ онъ безталанной мнѣ
Ни невѣстки бѣдой лебеди,
Ни веселыхъ рѣзвыхъ пташечекъ -
Малыхъ дѣтушекъ, милыхъ внучковъ мнѣ...»

Заметили что-то необычное в этой песне? До того мы говорили о вещем вороне, а здесь уж ворона упоминается – птица схожая внешне, а всё ж другая. Вещий ворон-то в краях наших редкий гость, вороны же возвращаются на берега Белого Моря каждую весну, в апреле. С их прилетом быть вороньему празднику!

Верно уж напугали вас дурной славой вещего ворона да черной вороны? Не будем далее стращать. Вспомним, что в старину мир духов, предков, был рядышком с миром живых. Коли так, надобно уметь разговор с предками вести, им весточку передать, да ответ получить. Потому ворон да воронов, пусть, побаивались, а уважали.

Встречали вороний праздник около 14 апреля. Нынче говорим такую дату, для удобства. В старину же вороний день, праздник, начинался с прилетом черных птиц. Ворона за море летала, да так вороной и вернулась! Так-то в старину сказывали. Прилетают вороны рано, когда ещё не весь снег сошел, не везде земля да молодая травка показались.


Вороний день – праздник, когда угощают и редких воронов, и ворон, которые встречаются в наших краях чаще

Вороний праздник встречают везде по-особому. Знаем, что готовили в вороний день, праздник вещей птицы, угощения. Выносили столы за пределы села, на окраину леса. Сами веселились да праздновали, не забывали угощения бросать в сторону леса. Кормили черных ворон, духов Предков, теплое весеннее солнышко, да урожайное лето приманивали.

Обращали в вороний день особое внимание на приметы, связанные с вещим вороном и вороной. А уж их много было!

Приметы в вороний день

Примет про вещего ворона да ворону много ведали. Особо значимы они, если повстречали вы ворона - птицу редкую. О воронах же чаще говорят, что значима целая стая, а не одна чернокрылая птица.

Услышать карканье вороны из дупла и испугаться этого – к опасности. Однако, если крик птицы не заставил вас внезапно вздрогнуть – беды не страшны.

Дурной приметой считают вещего ворона или каркающую ворону на крыше, но лишь в том случае, если птица сидит против солнечного света. Тогда домочадцам грозят хвори, кражи, болезни скотины на дворе. Если же птица сидит не против солнца, а то вовсе прогуливается по крыше, ждать прибавления в семье. Так духи предков дают знать о том, что скоро в Род придет новый человек.


Встретить двух воронов в вороний праздник – к любви и счастью

Праздник Ворнга хатл

Вороний день

Праздник народа ханты Ворнга хатл (Вороний день) зародился еще в доисторические времена.

Ханты очень радуются прилету вороны. Она у народа ханты является вестницей весны, которая на своих крыльях «приносит» на Север тепло и солнце и начинает новый сезон.

Северные ханты считают, что весной в облике вороны Богиня Калтащ Анки (Небесная Богоматерь) спускается на землю. По поверьям народа, ворона не только приносит весну, но и выступает покровительницей женщин и детей. С лучом солнца она посылает душу новорожденного, и только благодаря ее стараниям происходит зачатие. Она и есть первая, самая главная, хотя и невидимая мать каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце. Она отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, её золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха – это и есть длина жизненного пути.

Ворона у народа ханты – символ материнства. Прилетая весной на северную землю, когда еще холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной березовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей. И в карканье вороны ханты слышат благодарность матери, которая родила ребенка. Как поется в одной из песен, ворона просит, чтобы к следующему ее прилету «женщина, родившая сына, родила еще сына, женщина, родившая дочь, родила еще дочь», чтобы было, где ей погреть озябшие лапки.

Ворона считается у народа ханты очень умной птицей. Издавна относились к ней с почтением, о ней слагали легенды, сказки. Ворона – птица священная, на нее никогда не охотились. Большим грехом считалось убить птицу. «Стреляешь в ворону – ружьё испортишь, больше дичи не добудешь», – говорят старики.

С образом вороны ханты связывают появление человека, о чем рассказывает одна из многочисленных легенд ханты:

«Давно это было. Прилетела как-то ворона на мертвую холодную землю с теплых краев. Летала – летала она по пустынному краю и утомилась. Опустилась на вершину самой высокой сосны и закаркала во все своё горло. Полетело ее звонкое «Варх-варх!» над широкой поймой Оби, откликнулось вдалеке в глухих кедровых урманах, эхом отозвалось в Уральских хребтах и затихло вдали над бескрайней тайгой. От этого крика очнулся и сел человек. И ожила Земля. Ярче засияло солнышко, потянули к теплу свои веточки деревья, зашевелились мелкие букашки, в дремучих лесах раздалось рычание диких зверей. Ожила земля. С этого дня повели свой род ханты. Были они признательны и благодарны вороне. И был этот день седьмым от начала Месяца твердого наста (апреля)».

Вот еще легенда о любимой птице вороне, которую хранит народ ханты в своей памяти: «Однажды говорит халей вороне: «Ха-ха-ха! Пусть умирает человек!» На что ворона отвечает: «Не быть по – твоему! Жить будет человек! Я буду прилетать каждую весну и приносить ему связки калачей! А мне многого не надо. Пусть он только использованную труху из детской колыбели в кучку собирает, а я буду весной прилетать и греть в них свои лапки».

В другом хантыйском предании повествуется о споре вороны с кукушкой. Кукушка и ворона собрались лететь на Север. Кукушка говорит: «Хоть бы кто помер, крест бы новый поставили, я бы на него села и куковала». А ворона говорит: «Хоть бы кто родился, я бы лапки свои погрела в гнилушках у пня».

Праздник Ворнга хатл начинается с раннего утра. Детей в этот день поднимают рано: «Вставайте, дети, бегите на улицу! Ворона прилетела, подарки принесла». А на деревья матери уже развесили связки калачей. Девочкам-подросткам ворона приносит в подарок обрезы красного сукна на летние ягушки нуй-сах, яркой ткани на платья.

В день празднования Вороньего дня обычно проводится обряд жертвоприношения духам. На праздник все приходят с лоскутками ткани, которые завязывают на ветки священного дерева: с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья, со своими сокровенными желаниями. Ханты верят, что пожелания обязательно сбываются. Люди на праздник надевают самую нарядную одежду. За зиму женщины и девушки успевают пошить новую красивую одежду, которую они демонстрируют во время праздника.

После проведения ритуального обряда жертвоприношения начинается веселье. Женщины поют песни о Матери-вороне, танцуют народные танцы с платками. Обычно танцы сопровождаются игрой на национальных инструментах: нарсъюх, торсапл, тумран. На этих инструментах играют только мужчины. Во время игры они исполняют фольклорные и современные песни.

Молодые устраивают состязания в различных видах единоборств, где показывают силу, ловкость, сноровку. Одна из самых любимых игр – «перетягивание палки». Мужчины усаживаются на оленью шкуру лицом друг к другу, берут в руки палку длиной до полуметра, упираются ногами и по команде начинают тянуть палку к себе. Побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону.

В этот день принято хвалить успехи своих детей, свои удачи. Женщины рассказывают, какие у них дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах, что муж добрый, внимательный, сильный, трудолюбивый, удачливый. И, конечно, не забывает рассказать и о себе.

Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко реагирует на изменения в погоде. Она как барометр, который помогает определить погоду на следующий день, на неделю или даже на месяц. Вот некоторые приметы:

1) раскаркались вороны зимой всей стаей – это к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели;

2) ворона купается – к ненастью;

3) ворона каркает на охотника – пути не будет;

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.