Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов. Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта

Сейчас существует много способов развития мелкой моторики. Одни способы применялись еще нашими мамами и бабушками, а другие, современные способы, зарекомендовали себя как достаточно эффективные.

Традиционные способы развития мелкой моторики

К ним относится пальчиковая гимнастика. Кроме того, что благодаря ей пальцы и кисти рук становятся податливыми, она еще помогает развивать память ребенка и его воображение. Когда-то в школах педагоги уделяли ей большое внимание. А сейчас она в школе незаслуженно забыта.
Изготовление различных поделок и аппликаций на уроках труда в школе. Это прекрасные способы развития мелкой моторики. Магазин игрушек онлайн для творческих занятий с детьми дома предлагает различные наборы на выбор.

Обычное рисование и лепка из пластилина, способны оказать потрясающий эффект. К примеру, лепка повышает усидчивость, развивает мышцы пальчиков и ловкость рук, умственные и эстетические способности ребенка.
- Раскраски, которые необходимо разрисовать разными красками. Отличный вариант развития моторики - картины-раскраски по номерам, которые предлагает магазин картин по номерам .
- Выполнение действий с мелкими предметами: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, вырезание ножницами снежинок, аппликаций и т.д.
- Дорисовка симметрических отображений, графические диктанты и лабиринты, различные виды копирования.

Современные способы развития мелкой моторики

Об огромной пользе лепки написано выше. Однако стоит отметить особые виды лепки из пластилина:
- с использованием природных материалов (желудей, сушеных ягод, скорлупы грецкого ореха, семечек и т.д.);
- с макаронными изделиями особенно увлекательный и необычный способ, развивающий не только моторику, но и воображение ребенка;
- пластилинография, когда пластилин наклеивается на какую-нибудь основу и изображения получаются выпуклыми. Этот способ снимает мышечное, умственное и физическое напряжение;
- выкладывание картин из пластилиновых шариков, которые предварительно необходимо выкатать. Этот способ задействует пальцы и кисти рук.

ИЗО - изобразительная деятельность, которая включает:
- обучение ребенка правильно держать карандаш и кисть, научить его штриховать и закрашивать, тренирует координацию пальцев и кистей рук;
- рисование пальчиками - очень увлекательное и полезное занятие для детей разных возрастов;
- рисование ладошкой, позволяет задействовать все кисти и пальчики;
- рисование штрихами и точками, благодаря различной силе нажима, прекрасно развивается мелкая моторика;
- рисование внабрызг - очень веселый способ развития мелкой моторики.

Занятия оригами (работа с бумагой) позволяет задействовать кисти рук и пальцы.

Бисероплетение, плетение из резиночек и веревочек, оказывают огромное влияние на развитие пальцев рук.
Используя эти способы, можно развивать мелкую моторику школьника самостоятельно, и добиться в этом поразительных результатов.

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.



Областной Ресурсный центр

по проблемам инклюзивного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

на базе МОУ «С(К)ОШИ № 3» г. Магнитогорска

Развитие мелкой моторики

у младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья

как условие развития речи
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


г. Магнитогорск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3»

города Магнитогорска

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

как условие развития речи

г. Магнитогорск

2015
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи. - Магнитогорск: МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3» г. Магнитогорска. 2015 - 14 с.

пособие адресовано логопедам, учителям и воспитателям начальной школы, работающим с детьми с ОВЗ.

Составитель: учитель - логопед высшей категории

Ерополова Лидия Васильевна

Мелкая моторика и ее значение в речевом развитии человека.


  1. Диагностика развития мелкой моторики.

  2. Направления работы по развитию мелкой моторики.

  3. Формы работы по развитию мелкой моторики.

  4. Рекомендации педагогам и родителям.

  5. Список литературы.

  6. Приложения.

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Введение
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Исследования и наблюдения в этой области показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

 Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

 Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона в постинсультном состоянии)

 Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и т.д.

М.М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее.

Большие трудности в развитии мелкой моторики испытывают учащиеся с нарушением интеллекта. У данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.


  1. Диагностика развития мелкой моторики
Для того чтобы вести развитие мелкой моторики, важно знать насколько сформированы движения пальцев. Существует немало методик по диагностике. Одна из них - диагностика по методу Сосниной С П

Данная диагностика проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания (таблица 1) выполняются простым карандашом.

Таблица 1




Задание

Оценка

1

Перед ребенком лист бумаги в линию. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд.

Выполнено 10 строк и более - 3 балла, от 6 до 9 - 2 балла. 5 и менее строк - 1 балл.

2

На листе бумаги нарисованы 2 дорожки.Нужно провести линию посередине дорожки. Не отрывая карандаш от бумаги.

Без ошибок - 3 балла, 1-2 ошибки - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл.

3

На листе изображены мячики и кегля. Нужно «попасть» мячиками в кеглю, т е провести прямые линии, не отрываясь от бумаги.

Если все линии прямые и ведут точно - 3 балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3 ошибки - 1 балл

4

На листе изображен рисунок. Нужно обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

1-2 раза сошел с линии - 3 балла, 2-4 раза сошел с линии - 2 балла, более 4 раз - 1 балл.

5

Не отрывая карандаш от листа бумаги нужно продолжить рисовать узоры.

Без ошибок - 3 балла. С ошибками - 2 балла, не смог выполнить - 1 балл.

6

Продолжить рисовать узор по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, ошибка в одном узоре - 2 балла, в двух - 1 балл.

7

Нужно нарисовать узор в последовательности: 2 клетки вверх. 1 направо, 2 клетки вниз, 1 направо и т д.

Без ошибок- 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл.

8





9

Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, более 3 ошибок - 1 балл.

10

Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, более 3 ошибок - 1 балл.

11

Нужно скопировать такую же фигуру по образцу.

Без ошибок - 3 балла, 1- 2 ошибки - 2 балла, не смог - 1 балл.

Интерпретация результатов
1 группа

27 и более баллов - высокий балл, свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности.
2 группа

17 до 26 баллов - достаточно сформированы и автоматизированы навыки графической деятельности. Хотя существуют вопросы, над которыми необходимо поработать.
3 группа

Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Учащимся 2 и 3 группы требуется целенаправленная работа на развитие мелкой моторики.

Для детей 2 группы целесообразно выполнять пальчиковые игры на основе потешек, стихов, доводя движения пальцев до высокой автоматизированности. Примерные игры приведены в таблице 2.

Таблица 2


Название

Текст

Действия

Пирожки

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.


1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.


1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4.пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём.


1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные; 2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления; 3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз; 4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


1 строка - показать большие пальцы обеих рук (одновременно) 2 - соединить большой палец с указательным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 3 - соединить большой палец со средним пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 4 - соединить большой палец с безымянным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 5 - соединить большой палец с мизинцем той же руки (одновременно двумя руками)

Встреча

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-Ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!» Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога.


На каждую строчку соединять поочередно (одноименные) пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные и мизинцы, подогнув в кулак остальные (одновременно двумя руками).

С детьми 3 группы необходимо проводить цикл занятий по развитию мелкой моторики, включающий конструктивные виды деятельности: лепка, аппликации, поделки из природного материала, раскрашивание, рисование пальцами и карандашом и др.

После цикла развивающих занятий проводится повторная диагностика уровня развития мелкой моторики (таблица 1).

Как правило, организованные занятия по развития мелкой моторики дают положительную динамику.

Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


        1. Направления работы по развитию мелкой моторики

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для успеха в работе важны:

 систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

 последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой (при левшестве - наоборот); при успешном выполнении - на обеих руках одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

 все игры и упражнения должны проводиться на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;

 если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп:

1. игры на развитие тактильного восприятия,

2. игры с водой и песком,

3. фольклорные пальчиковые игры,

4. упражнение с предметами,

5. игры на выкладывание,

6. игры на нанизывание,

7. игры с конструкторами и природным материалом

8. различные виды продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование и раскрашивание, работа с бумагой и крупой, плетение, вязание и т.д)

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии со взрослыми способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую ведет ребенка его к успешному обучению в школе.


        1. Формы работы по развитию мелкой моторики


        1. Рекомендации педагогам и родителям по проведению игр и упражнений на развитие моторной ловкости

  1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

  2. Выполнение упражнения должно быть регулярным.

  3. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

  4. Время выполнения упражнения не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.

  5. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

  6. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

  7. Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер» (см.описание игр): «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».

  8. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Приложение 1

Изображения заданий для диагностики мелкой моторики


Задание 1



Задание 2



Задание 3



4 Графический диктант "Парусная яхта"

5 Графический диктант "Верблюд".

1 Знакомство с пальчиковой гимнастикой .

Оборудование : альбом, трафареты, фломастеры на водной основе для каждого.

Ход занятия

Вводная беседа.

Ребята, я думаю, что всем вам хочется хорошо учиться. А именно красиво, правильно и аккуратно писать. Для этого необходимо уметь применять свои знания и самое главное - уметь учиться. Занятия будут необычные. Мы будем играть пальчиками, работать одновременно двумя руками. На занятиях разовьете зрительное внимание, воображение, координацию движений пальчиков. научитесь обращаться с карандашом и ручкой, Через несколько занятий вы сможете удивлять своих родителей и знакомых.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем ведущей рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, под счет: раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).
«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет (3 р).

Работа с трафаретами.

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать салфетку из линолеума).
4. Обводим линии на трафарете левой и правой рукой одновременно.
5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Графический диктант.
Загадка:

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот)


Рисунок дополняем элементам, раскрашиваем, оцениваем.

Моторика - это двигательная активность отдельных органов или организма в целом. Она подразумевает последовательность правильно выполненных движений, которые необходимы для осуществления конкретной задачи.

Моторика бывает 3-х видов:

— крупная;

— мелкая;

— определённых органов.

Крупная моторика — это переворачивание, ходьба, наклоны, ползание, прыжки бег и тому подобные. Развитие крупной моторики обычно происходит сверху вниз. Сначала ребенок учится контролировать движения глаз, затем – ручек, ножек.

Крупная моторика – своеобразная основа, на которую с возрастом накладываются движения мелкой моторики. Они более тонкие и сложные.

Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу центр, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно.

Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитость кистей, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников.

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача учителей. Крупная моторика поможет школьнику быть более ловким, избавит от различных проблем, связанных с ростом. В школьном возрасте довольно часто встречается сколиоз (искривление позвоночника) , сутулость. Специальные упражнения помогут укрепить костную ткань и вырасти ребёнку здоровым. Для этого необходимо посещать уроки физкультуры. Если младшие школьники ходят на них с удовольствием, то в средних, а тем более старших классах некоторые ученики пытаются избежать занятий. Преподавателю важно понять причину. Быть может ребёнку не интересно и следует подумать над тем, как поднять престиж физкультурных занятий. Спортивные соревнования, кружки способствуют развитию крупной моторики. В школьном возрасте желательно, кроме физкультуры, заниматься дополнительно спортивной подготовкой. Это может быть плавание, занятия в баскетбольной, футбольной секциях и т. д. Танцы тоже отлично развивают общую моторику.

Чтобы развитие мелкой моторики у школьников происходило более эффективно, можно порекомендовать следующее:

Конструирование;

Рисование;

Упражнения с мозаикой;

Вырезание различных фигур ножницами;

Перевод картинок при помощи обведения контура через копировальную бумагу;

Для мальчиков — работа с инструментами;

Для девочек — вышивание, вязание;

Перебирание на уроках домоводства гороха, крупы для приготовления пищи;

Игра на пианино, аккордеоне, гитаре и т. д. ;

Лепка из пластилина, глины;

Перелистывание страниц книг;

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

Летом можно вместе детьми заниматься прополкой на огороде, собирать садовые и лесные ягоды, а затем их перебирать. Дети постарше смогут почистить и порезать варёные овощи (не острым ножом) . Благодаря всем этим интересным, систематически выполняемым упражнениям, руки ребёнка обретут точность действий, силу и слаженность движений.

Теперь можно остановиться немного подробнее на некоторых средствах успешного развития моторики:

Развитию пальцев рук помогают различные дидактические игрушки. Помимо совершенствования моторики, они пробудят в ребёнке желание экспериментировать, размышлять логически, чтобы выполнить конструктивные действия. Тренируются и память, воображение. Школьник ведь должен запомнить действия, которые ему показали взрослые.

«Творчество». Лепка, рисование, конструирование, аппликация — занятия этими видами деятельности помогут не только совершенствованию мелкой моторики, но и развитию внимания, восприятия, фантазии, формированию чувства цвета.

«Игры с мячами». Можно использовать несколько видов мячей. Они могут быть разными по размеру, расцветке, материалу, по фактуре.

Многообразие наборов небольших мячей позволит использовать те, которые помогут выполнить задачи педагога, исходя из возрастных, физических особенностей ребенка.

Как видно, развитие моторики способствует совершенствованию речи, памяти, внимания, фантазии ребёнка. В нешкольное время родители сами могут находить множество увлекательных занятий ребёнку, чтобы развить его моторику.

Важную роль в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет развитие мелкой моторики рук у ребенка. Наряду с речевыми нарушениями, детям с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи.

Проблемами взаимосвязи общей и речевой моторики изучены и подтверждены исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, П. Хризман и М.И. Звонарёва, Л.В. Фомина и другие. Было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое и общее развитие ребенка.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развивать общую и мелкую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Для младших школьников с нарушениями речи по развитию мелкой моторики существуют специальные упражнения:

  1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком, бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
  2. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); так же и с левой рукой.
  3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и др.).
  4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.
  5. Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать бумагу на мелкие части и др.
  6. Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв, цифр и др.
  7. Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами, (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
  8. Игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков, застегивание-расстегивание молний, пуговиц, липучек.
  9. Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку – бусин, пуговиц, макаронин, бисера.
  10. Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с использованием разного вида красок.
  11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.).
  12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
  13. Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками, плетение бисером).
  14. Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.
  15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре (снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).

У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.