Как научить ребенка определять и понимать время. Как научить ребёнка понимать время по часам со стрелками

Время - непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст - 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста ? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр - 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка - для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка - для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел - от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать - половина первого, а можно - 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», - такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

С ростом ребенка наступает момент, когда ему просто необходимо понимание времени, а точнее – умение определять время по часам со стрелками. Часто родители сталкиваются с проблемой в этот период, ведь не знают, каким образом помочь своему ребенку с решением этого сложного дела. Перед началом такого обучения необходимо подготовить ребенка, для чего желательно выполнить следующие пункты:

научить малыша счету до 60;

четко сформулировать понятие половины и четверти (поможет при обучении пониманию часов);

не лишним будет обучение чада таблице умножения на 5.

Научить ребенка понимать время по часам без знания этого материала будет весьма сложно, и потребует больше времени.

Начинать необходимо с самых простых заданий, после чего постепенно повышать их сложность. Не желательно делать затяжные перерывы в обучении до того времени, пока малыш не сможет самостоятельно нормально разбираться в часах. Однако не нужно делать обучение очень интенсивным, ведь ребенок будет быстро уставать и очень скоро вовсе утратит какой-либо интерес к этому процессу.

Сегодня объяснить ребенку время на часах стало на порядок проще, ведь этому способствует развитие современной техники, появление специальных обучающих видео и увлекательных компьютерных и реальных игр.

Если вы уверенны в том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться ориентироваться по часам, то следует запомнить еще несколько простых правил:

для обучения лучше использовать большие часы, с которых предварительно будет удалено стекло (это обезопасит малыша и позволит ему самостоятельно передвигать стрелки);

начинать объяснение с пояснения разницы между стрелками часов;

лучше первым делом объяснить принципы действия минутной стрелки, задавая попутно вопросы на понимание;

используйте рисунки, данный процесс значительно ускорит процесс обучения;

пишите время возле нарисованных часов – получите двойной эффект, таким образом ребенок будет не только узнавать время, но и повторять числа.

Использование каждого из этих пунктов позволит значительно облегчить процесс, что важно, как для вас, так и для вашего чада.

Обучение с помощью рисования

Научить ребенка пользоваться часами можно используя рисование. Для этого достаточно просить ребенка делать рисунок часов, которые будут показывать то или иное время. Параллельно с этим необходимо рассказывать о принципе действия часов.

Еще одним вариантом того, как научить ребенка определять время по часам с помощью рисования является распределение времени. Для этого с помощью определенного цвета выделить несколько временных периодов, когда малыш занимается определенными делами. После этого нужно объяснить чаду особенности времени и предложить ему оставшееся без дел время распределить самостоятельно, предварительно посчитав сколько его осталось.

Можно сделать несколько подобных заготовок и использовать их для ежедневных занятий.

От большого к малому

Чтобы объяснить ребенку время на часах лучше всего использовать большой механизм. Лучше предварительно снять с него стеклянные элементы, чтобы ребенок имел доступ к стрелкам. Прежде всего необходимо показать ребенку часовую стрелку – самую короткую, и объяснить значение этого элемента конструкции. Дальше, чтобы ребенок смог ориентироваться по часам, переходим к изучению минутной стрелки. Здесь важно пояснить малышу, что один час равен 60 минутам. По аналогии знакомим с последней – секундной стрелкой.

Начинать обучение лучше из понятий целого часа, потом перейти на половину часа, четверти, пятиминутки, и лишь в конце изучать минуты по отдельности в составе часа.

Используем конструктор

Чтобы научить малыша узнавать время по часам можно использовать конструктор. С помощью, например, значительно проще объяснить почему в часе 60 минут. Для этого необходимо взять 60 мелких деталей, и соединить их по 5 штук. На листе бумаги необходимо нарисовать циферблат, разложив конструктор между цифр. Это будет иметь приблизительно такой вид:

Ориентироваться во времени таким образом ребенку станет значительно легче, что ускорит процесс его обучения.

Заинтересовать ребенка онлайн-игрой

Современные технологии позволяют использовать для. Специально для этого разработано множество мини-игр, которые ориентированы на познание того или иного предмета. Теперь можно не переживать о том, как быстро научить ребенка времени по часам.

Достаточно простая игра, которая поможет быстро получить необходимый эффект. Перед вами откроется циферблат и панель управления стрелками, что позволит быстро объяснить крохе все основные понятия и приступить к обучению. Ребенок сможет самостоятельно сдвигать стрелки на 1, 5, 15 минут или же сразу на час. Вам необходимо лишь корректировать процесс, и в случае необходимости помогать чаду распознавать время по часам.

Простая, но вполне удобная для обучения игра, которая к тому же, показывает реальное время. Так можно показать малышу ход секундной стрелки, перемещение минутной и часовой. Есть возможность самостоятельно выставлять любое время, для этого предусмотрены специальные красные (перемещают время назад) и зеленые (вперед) кнопки с разными временными интервалами. Есть и поле в котором можно посмотреть цифровое время, что позволит ребенку более верно определять выставленные на циферблате показатели.

Разбираться во времени с такими играми чаду станет намного проще, и уже через несколько дней кроха сможет делать это самостоятельно.

Также можно пойти другим путем и использовать видео-урок о том, как научить ребенка понимать по часам со стрелками.

Видео-урок для детей: как понимать время по часам

Эффективные упражнения на закрепление навыков

Ребенок быстрее запомнит все необходимое и будет знать время по часам, если регулярно просить выполнять его несложные действия. Достаточно спрашивать его когда он проснулся, когда начинается его любимый мультфильм, попросить подсказать который сейчас час.

Любое действие можно связать со временем, и необходимо регулярно просить ребенка назвать время. Этого будет достаточно, чтобы спустя несколько дней или недель малыш безошибочно ориентировался во времени.

Помните, занятия не должны утомлять кроху. Если ребенок не проявляет желания обучаться пониманию времени, лучше перенести занятия на несколько недель.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей. Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

1:1156 1:1166

Как научить ребенка определять время по часам?

1:1267

Время - понятие абстрактное и малышам сложно понять, о чем мы толкуем, когда пытаемся объяснить, что такое минуты и часы.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

Малышу сложно будет сразу понять часовой механизм. Поэтому процесс знакомства со временем проще разделить на несколько этапов, начав не с минут и часов, а с более длительных временных промежутков:

2:823 2:833

1. Учимся ориентироваться во времени суток

2:926

3:1431 3:1441

Утро, день, вечер, ночь - составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.

2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего

3:120

4:625 4:635

Вчера, сегодня, завтра - следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов)

3. Знакомимся с временами года

4:79

5:584 5:594

Понимание времен года - еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.

5:1078 5:1088

4. Новые знакомые: час, минута, секунда

5:1172

Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда - это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков - это минута. Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем - 10 минут, рисуем - 20 минут. Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.

6:872 6:882

5. Который час?

6:923

7:1428 7:1438

Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие).

7:1607

Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая - часы. Быстрая бегущая стрелочка - это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг - прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 - ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 - полчаса). Следующий шаг - освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры - подсказки (1 - 5 минут, 2 - 10 минут, 3 - 15 минут, 4 - 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»

6. Осваиваем электронные часы

7:78

8:583 8:593

После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.

Малыш растёт и с каждым днём проявляет всё больше интереса к окружающему миру. Чтобы его попытки в этом увенчались успехом, родители должны оказывать ему помощь и поддержку. Изучение времени - непростой процесс, который займёт не один день. Из нашей статьи вы узнаете, как научить ребенка понимать время по часам легко, используя полезные хитрости.

Для того, чтобы процесс изучения времени проходил легко и весело, родителям рекомендуется изначально обучить малыша следующему:

  • Понятиям «утро» и «вечер;
  • Временам года;
  • Счёту до 100;
  • Складыванию с интервалом «5».

Хорошо, если обучение воспринимается ребёнком, как игра. В этом случае нет необходимости заставлять его знакомиться с новыми понятиями: он сам будет интересоваться.

Родителям стоит запастись ярким дидактическим материалом, так как визуализация процесса времени влияет на скорость восприятия малыша. К тому же, цветные картинки надолго останутся в его памяти.

Как объяснить ребенку, что такое время

С учётом того, что сегодня взрослые смотрят время на экранах своих мобильных телефонов, не так-то просто объяснить малышу, зачем это делается. Лучше приобрести для дома большой циферблат со стрелками, чтобы можно было наглядно увидеть течение времени.

Наблюдая за движением стрелок, можно рассказывать, во сколько будет завтрак, прогулка или сон. Предложите малышу выполнить какое-нибудь несложное задание, например, за одну минуту. Покажите ему, как за этот промежуток успели передвинуться стрелки.

Осваиваем понятия прошлое, будущее и настоящее

Чтобы малыш смог лучше определять время, стоит ознакомить его с понятиями прошлого, будущего и настоящего. Для этих целей идеально подойдут наглядные материалы.

Прошлое можно объяснить, показывая ребёнку старые фотографии из детства взрослых или картинки с изображением динозавров. Настоящее - это то, что мы сейчас делаем: завтракаем, гуляем, читаем или ложимся спать. Чтобы познакомить малыша с будущим, можно рассказать ему о планируемых семейных покупках или поездках.

Главное в этом деле - проявить фантазию и заинтересовать ребёнка.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Самый полезный дидактический материал - тот, который выполнен своими руками. Из прямоугольника цветного картона можно вырезать круг диаметром не менее 25 см. На нём штрихами обозначьте деления, а цифрами - значения времени.

Используя длинный и короткий карандаш, имитируйте движение настоящих стрелок. Лучше положить перед малышом настоящий циферблат и самодельный. Так он быстрее научится самостоятельно передвигать стрелки в нужном направлении. Называйте ребёнку конкретное время и изображайте его на циферблате.

Проще всего осваивать время при помощи наглядного материала

Упражнение

Предложите малышу самому называть временное значение, а вы в это время будете отражать его на циферблате при помощи стрелок. Когда заметите, что малыш понял суть задания, сделайте намеренно ошибку в цифре или поменяйте стрелки местами. Если ребёнок не заметил этого, необходимо повторить упражнение.

Как научить ребенка определять время по часам

Начать обучение лучше всего в 4-5 лет, возможно раньше, если ваш малыш уже знает цифры и может оперировать понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее».

Чтобы малыш смог ориентироваться во времени, можно показать ему все имеющиеся дома формы часов. Поставьте на стол механические, электронные, а также песочные часы. Наблюдайте вместе с ребёнком, как интервал в одну минуту по-разному отображается на них.

Стоит вызвать у малыша ассоциации любого занятия с конкретным временем. Отправляясь на прогулку, укажите на циферблат и объясните расположение стрелок.

После прогулки расскажите своему чаду, сколько прошло времени. Также можно засекать минуты, которые тратятся на чистку зубов, приём пищи или сбор портфеля к школе. Такие упражнения помогают развивать память и мышление.

Как объяснить что такое час, минута, секунда

Проще всего рассказать ребёнку, что такое секунда. Можно просто хлопать в ладоши при каждом смещении стрелки. Это весёлое действие разбудит интерес и поможет быстро освоить отсчёт времени.

Минутная стрелка - это 60 секунд или столько же хлопков. На первый взгляд, это может показаться нудным, но для детей не составит труда бить в ладоши. Это упражнение можно сопровождать счётом от 1 до 60 вслух.

Так как час содержит целых 60 минут, не стоит утруждать малыша совершать хлопки. Вместо этого можно вместе заняться приготовлением пирога или сходить в магазин. По прохождении времени нужно не забыть обратить внимание малыша на циферблат.

Упражнение

На самодельных часах родителям можно короткими черточками обозначить деления минут. Используя длинный карандаш в качестве минутной стрелки, покажите ребёнку, как она передвигается. Объясните малышу, что совокупность всех делений - это 60 минут. Попросите его передвигать карандаш на определённое количество минут, а также предложите отмерить несколько часов.

Изучаем час, половину часа и его четверть

Чтобы объяснить малышу, что такое четверть циферблата, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобразите на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Можно провести линию, разделяющую циферблат пополам не через «6» и «12», а например, через «4» и «10».

Обведя обе половинки по внешним краям, расскажите ребёнку, что вместе они составляют часовой промежуток. Подобным образом можно объединить и все кусочки пирога.

Упражнение

Скажите малышу, что через 15 минут вы отправитесь на прогулку. Покажите ему правильное расположение стрелок на циферблате. Попросите ребёнка напомнить вам, когда пройдёт четверть часа. Такое упражнение можно проводить несколько раз в день. Оно не только поможет усвоить новую информацию, но и воспитает в малыше чувство ответственности, которое сыграет важную роль в его дальнейшей жизни.

Обучение понятию «время» — важный шаг на пути взросления ребенка

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

Если перед обучением ребёнок будет знать, как безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», это большой плюс для него. Можно вырезать новый круг для циферблата и разделить его на сектора, каждый из которых имеет пять делений.

Для того, чтобы малыш лучше понимал, что означает шаг в 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обратите его внимание на то, что в каждом отделении равное количество минут.

Чтобы малыш усвоил пройденный материал в полном объёме, скажите ему, что через пять минут вы будете готовить обед или пойдёте в гости. Попросите его следить за стрелками о сообщить, как только пройдёт назначенное время.

Для этих целей также можно взять круг из картона, расчертить короткие линии для каждой цифры, кратной пяти. Предложите малышу самостоятельно обозначить все числа циферблата, начиная с нуля. Это поможет ребёнку сконцентрировать внимание и хорошо запомнить все деления. Не торопите его при выполнении задания, он может разбираться сам с привычной скоростью.

Упражнение

Подготовьте малышу пустой круг из картона, а также 12 маленьких цветных кружков с цифрами от 5 до 60. Упражнение заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно распределить подготовленные числа на циферблате. При выполнении задания подсказывайте ему, если допускается ошибка.

В первую очередь, научитесь узнавать потребности ребёнка и не заставляйте его что-либо изучать насильно. Интерес скоро угаснет, а вы не добьётесь желаемого результата. Первое знакомство с циферблатом можно проводить в возрасте пяти лет. В это время малыш уже проявляет интерес к часам, висящим в детской комнате.

Чтобы обучение завлекало ребёнка, используйте красочный материал. Лучше всего, если малыш будет участвовать в его изготовлении. Созданные таким образом циферблаты можно повесить в его комнате для закрепления материала.

Обучение детей постарше

Для детей школьного возраста обучение времени даётся более легко. Преимуществом считается знание таблицы умножения. Если малыш освоил её, то и трудностей при знакомстве с циферблатом не возникнет.

Школьника могут привлечь и электронные упражнения с помощью детского видео в интернете. Это увлекательные занятия, которые развивают логику и сосредотачивают внимание. Весёлая музыка и яркие картинки вызывают положительные эмоции у малыша.

Обучение времени через игру

Если родители творчески подойдут к обучению малыша, то весь процесс будет им восприниматься как весёлое занятие, не требующее приложения усилий. Сводите малыша в магазин, продающий часы, покажите ему разные виды и формы. Заинтересуйте его картинками циферблатов в журналах или сети «Интернет».

Самый лучший способ обучить малыша времени - купить ему часы. Он оценит этот подарок и будет чаще смотреть на циферблат. А также ребёнок может выступать в роли учителя и давать родителям задания показать то или иное время. Взрослые могут несколько раз специально ошибиться, чтобы дать малышу возможность проявить себя.

Некоторые дети способны научиться определению времени по часам уже в 3-4 года

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Хорошо, если найдётся циферблат без стекла, на котором можно покрутить стрелки. Таким образом малыш сможет сам управлять часами. Попросите его показать конкретные часы и минуты. Следите, чтобы малыш направлял стрелки по часовой линии.

Если таких часов нет, можно купить специальные детские часы, которые размещаются на большом плакате и вешаются на стену. Их преимуществом будут яркие цвета и многочисленные подсказки.

Также можно пользоваться картонным кругом. Вместо стрелок приложите карандаши разной длины или вырежьте их из картона другого цвета и закрепите кнопкой посередине так, чтобы они могли свободно передвигаться с помощью рук малыша.

  • Поощряйте ребёнка за каждый правильный ответ;
  • Не допускайте длительных ежедневных занятий, достаточно 15 минут;
  • При любой возможности указывайте на циферблаты, находящиеся дома, на улице или в магазинах.

Как закрепить результат

Чтобы знания малыша не растерялись со временем, обязательно соблюдайте такие правила:

  • Повесьте часы в детской комнате;
  • Ежедневно рассказывайте малышу, в какое время он просыпается, ест, укладывается в кровать или выходит на прогулку;
  • Даже после того, как ребёнок усвоит азы времени, занимайтесь с ним в игровой форме каждый день хотя бы по 5 минут.

Обучение времени может занять у одних детей неделю, а у других целый месяц. Это нормальное явление: всё зависит от возраста и умения считать. Знакомство с циферблатом можно начинать только тогда, когда вы увидите, что малыш сам проявляет к нему интерес. Если ребёнок имеет собственное стремление к познанию новой информации, то она даётся ему без лишних трудностей.

Посмотрите, как можно научить ребенка понимать время по часам в дошкольном учреждении:

Мы, взрослые, не всегда осознаем, как многому нужно обучиться ребёнку и как непросто освоить ему даже то, что нам кажется совсем простым. И только когда у нас появляется собственный малыш, мы вдруг озадачиваемся, как научить его ходить, кушать, говорить, а позже и как научить ребенка определять время по часам. Умение ориентироваться во времени – это такой же важный и необходимый навык, как умение считать или открывать, закрывать дверь. Особенно актуальным умение понимать время по часам становится для детей, когда они идут в школу.

Но начало школьной жизни несет ребенку и так много стрессов, нагрузок, поэтому как пользоваться часами ему бывает сложно освоить в этот момент. Поэтому лучше, чтобы дети к школе этому уже научились. Когда же и с чего стоит начинать обучение?

Некоторые специалисты пишут, что начать учить ребенка времени по часам нужно тогда, когда он будет уметь считать до ста (или хотя бы 60) и знать цифры. Конечно, в этом случае освоение пойдет быстрее, ведь обычно владение счетом до сотни показатель уже достаточно высокого для ребёнка уровня развития мышления. Обычно примерно с шести лет начинают объяснять, как определять время.

Как объяснить малышу, что такое время

Но кроме умения считать у дошкольника должно быть сформировано представление о понятии «время». Это, кстати, иногда сложнее, чем обучить простому счету. Не в каждом доме сейчас есть часы со стрелками, поэтому увидеть, как движется время физически, ребенок не может, а для того, чтобы он осознавал его движение необходимо специально привлекать к этому внимание. К этому важному делу можно приступать и до того, как будет освоен счет.

Для этого действуем в несколько этапов :

  1. Обучаем ребенка временам года;
  2. Осваиваем понятия прошлого, настоящего, будущего времени на простых и понятных примерах: «мы уже погуляли; мы гуляем; мы пойдем гулять», вводим понятия «вчера, сегодня, завтра»;
  3. Обращаем внимание на время суток, учим названия – утро, день, вечер, ночь. Когда это прочно освоено детьми, можно вводить понятия «полдень», «полночь». Мягко, к слову знакомим ребенка со словами «час», «минута»: «Бабушка придет через час. Мы пойдем гулять через три минуты»;

Так постепенно у малыша формируется представление о такой неощутимой материи, как время. Чтобы закрепить это понятие и прочувствовать, как идет время, можно давать ребенку разные задания на время.

Например, прыгаем 1 минуту, рисуем 5 минут. Засекаем время по часам и по окончании оговоренного отрезка, останавливаем ребенка. Такие короткие отрезки помогут ребенку легче понять, как и для чего измеряется время. Такие отрезки при выполнении одинаковых заданий лучше делать разными по длительности, чтобы малыш лучше понял и почувствовал разницу.

Если чаще привязывать желанные для малыша события к конкретному времени, фиксировать на этом его внимание, то у него появиться интерес и мотив научиться определять его на часах.

Развивающие мультфильмы для детей. Учимся понимать время по часам

Как научить ребенка определять время по часам

Обычно к 4-5 годам дети осваиваются с этим базовым понятием «время» и можно приступать к знакомству с часами, как механизмом. Для этого стоит купить детям игрушки с часами, специальные игровые наборы с циферблатом и стрелками, чтобы они постепенно к ним привыкали и видели, как движутся стрелки, в какую сторону, хорошо запомнили их облик, могли узнавать часовую и минутную стрелку.

  • Стоит объяснить, что часы измеряют время, а чтобы разобраться в этом, показать ребенку, какие они бывают разные – солнечные, песочные, механические, электронные. Особенно увлекательно и наглядно будет дошкольнику, если солнечные или водяные вы сделаете с ним сами.
  • Но если такой проект для вас излишне сложен, просто соберите все, какие есть измеряющие время механизмы у вас дома, или подберите картинки с разными часами. Рассмотрите их с ребенком, выясните, чем они схожи, и чем отличаются.
  • Всё это нужно, чтобы ребенок увидел, чем пользуются люди, чтобы измерять время и уловил сходство между самыми разными часами, которое объясняется тем, что измеряют они одно и то же.
  • Пришла пора вводить определения «секунда», «минута», «час», продолжительность суток, объяснить, почему одна и та же цифра показывает время днём и ночью. Здесь уже нужно, чтобы ребенок знал цифры и умел считать.

Некоторым родителям кажется, что научить, как определить время, проще по электронным часам, ведь они сразу показывают цифрами время с точностью до секунды. На самом деле это не так. Видя только загорающиеся цифры, ребёнок не поймет, как час делится на минуты, минута на секунды, сутки на часы, не увидит, как вместе со стрелкой движется время. Изучение этой непростой науки лучше всего происходит на часах со стрелками.

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.

Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то :

  • Можно при помощи секундной стрелки разобраться в принципе разметки циферблатов. Просчитав вместе, выяснить, что каждая насечка отделяет пять временных отрезков, а всего в круг их входит 60, и когда секундная стрелка пробегает круг, то проходит минута;
  • Когда посчитав с вами несколько раз до 60, и научившись ориентироваться в разметке часового круга, ребенок поймет, почему цифра 1 означает пять секунд, 2 – десять и т.д., можно перейти к минутной стрелке;
  • Объясняем, что как в минуту входит 60 секунд, так в час входит 60 минут, и, понаблюдав за движением минутной стрелки, понять, что именно она тянет за собой более короткую – часовую. Когда она достигает 12, значит, отмерян час;
  • Теперь объясняем, что когда минутная стрелка стоит на 12, то цифра, у которой стоит часовая стрелка, говорит нам, который час, и это точное время.

Способ 2 . Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 – 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.

  • Здесь также, как и в предыдущем способе, вначале знакомимся со стрелками, обращаем внимание на их различие, учим, какая что показывает. Но здесь лучше обойтись без секундной стрелки, чтобы она не сбивала малыша. Сосредотачиваемся только на минутной и часовой;
  • Вначале с ребенком разбираемся с часовой стрелкой. Объясняем, что цифра, у которой она находится, показывает, который час. Несколько раз в день обращаем внимание на то, что она показывает. Говорим: «Катя, 10 часов, скоро будет твой любимый мультик», и т.д. Делая так изо дня в день, добиваемся, чтобы девочка точно знала, какой час показывают стрелки;
  • Теперь можно перейти к минутной стрелке, и переводя её руками, учить, что цифра 1 значит пять минут и т.д. Но осваивать минуты всё же лучше, когда ребенок умеет считать и складывать. Если этого умения нет, то при отсутствии желания ребенка, не стоит настаивать на заучивании. Просто научить детей обращать внимание на минутную стрелку, выучить «полчаса» и остановиться на этой подготовке к дальнейшей учебе после того, как он освоит счет до 100.

Учимся легко с игрой

Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно :

  • Воспользоваться игрушечными часами или сделать циферблат со стрелками самим вместе с ребенком, и учится, играя;
  • Сделать плакат, где нарисовать стрелки и цифры, и обозначить на них, что ему предстоит делать днем;
  • Можно воспользоваться интерактивными играми на гаджетах или посмотреть обучающее видео.

Определяем время по часам

Время — непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст — 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр — 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка — для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка — для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел — от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать — половина первого, а можно — 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», — такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от растяжек после родов?

Время - деньги. Время - сущность бытия. Время имеет важное значение. Вы взрослеете, у вас появляется больше дел - настала пора научиться определять время. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определять время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

Шаги

Основные навыки

    Найдите исправные часы. На этих часах вы заметите много цифр и три стрелки.

    • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундной. С каждым ее движением проходит секунда.
    • Другая стрелка более широкая и длинная, как секундная, она называется минутной. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
    • Последняя стрелка тоже широкая, но она меньше минутной. Она называется часовой. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
  1. Знайте соотношение между секундами, минутами и часами. Секунды, минуты и часы - это все мера измерения одного и того же: времени. Они не то же самое, но они измеряют одно и то же.

    • Каждые 60 секунд считаются одной минутой. 60 секунд, или 1 минута, - это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 60 минут считаются одним часом. 60 минут, или 1 час, - это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, - это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.
  2. Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

    Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление «по часовой стрелке». Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

    Как определить, который час

    1. Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая широкая стрелка). Так можно определить, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

      Знайте, что часто часовая стрелка будет находиться между двумя числами. Когда она показывает между двумя числами, текущим часом является меньшее число.

      • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.
    2. Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая широкая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

      Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

    Как определить, сколько минут

      Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает, сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы определить, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

    1. Используйте числа, кратные пяти. Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах - используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько сейчас минут.

      • Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 3, умножьте 3 на 5, получится 15. «15» - именно столько минут сейчас.
    2. Определите, сколько минут с помощью чисел, кратных пяти, и количеством маленьких делений между большими цифрами. Когда минутная стрелка указывает между большими цифрами на часах, найдите ближайшую большую цифру, которую она прошла, умножьте это число на 5 и добавьте число оставшихся маленьких делений. Между каждым большим числом есть четыре маленьких деления.

      • Например, если минутная стрелка указывает прямо между 2 и 3, сначала выберите меньшую цифру. Это цифра «2». Умножьте 2 на 5, что дает нам 10. Затем отсчитайте количество делений от 10 минут до того места, где сейчас находится минутная стрелка: получаем два, то есть еще 2 минуты.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.