Жан Поль Марат: краткая биография

Имя одного из радикальных лидеров Великой Французской революции Жана-Поля Марата хорошо известно в России. Якобинец Марат во времена советской власти считался предтечей коммунистического движения. Его именем были названы улицы во многих городах страны. Герой песен Александра Розенбаума «на улице Марата счастлив был когда-то».

Революционер на должности придворного врача

С именем Марата мы встречаемся в самом юном возрасте: из стихов Сергея Михалкова о дяде Стёпе известно, что герой-великан служил в годы войны на линкоре «Марат». Кстати сказать, такой боевой корабль действительно входил в состав ВМФ СССР.

Больше того, сама фамилия «Марат» стала в Советском Союзе популярным интернациональным именем.

Уроженец Швейцарии Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 года в семье известного врача. Получив хорошее образование, Марат тоже стал врачом. На одном месте молодому медику не сиделось — он ездил по различным городам, зарабатывая на жизнь медицинской практикой.

Помимо способностей к медицине, Жан-Поль Марат являлся прирождённым оратором и публицистом, который подвергал сомнению все общественные устои того времени. Радикальные и резкие суждения, с одной стороны, принесли ему популярность, а с другой — позволили Марату нажить множество противников, в том числе и среди влиятельных персон.

Авторитетов Марат не признавал — он вступал в острую полемику с Вольтером , критически относился к научным работам Ньютона и Лавуазье . Оппоненты, признавая несомненную одарённость Марата, отмечали его крайнее самомнение.

С 1779 по 1787 годы будущий трибун революции Жан-Поль Марат был придворным медиком у графа д’Артуа — в 1824 году этот представитель королевского дома Бурбонов взойдёт на трон под именем Карла X . Однако и его правление закончится революцией — в 1830 году он будет свергнут с престола.

Впрочем, эти события произойдут значительно позднее истории, о которой мы говорим сегодня.

Карьера Жана-Поля Марата претерпела резкие изменения с началом Великой Французской революции. Медик, который успешно совмещал работу при особе королевской фамилии с написанием радикальных работ о переустройстве общества, в 1789 году с головой окунулся в революционные события.

Разоблачитель «врагов народа»

Марат создал собственный проект установления конституционной монархии и стал выпускать газету «Друг народа», которой было суждено стать главным идеологическим рупором революции.

Со страниц своего издания яркий публицист разоблачал преступления режима, клеймил королевскую семью, продажных министров, нечистоплотных депутатов. Влияние Марата на массы росло день ото дня — никто, кроме него, не мог так успешно разжигать революционный фанатизм в массах.

Разумеется, противников у Марата было более чем достаточно. Монархисты и умеренные революционеры ненавидели его, считая, что «Друг народа» зовёт массы к террору.

Собственно, так оно и было. В 1791 году Марату пришлось скрываться от преследований в Лондоне, однако по возвращении он продолжил свою деятельность.

Жан-Поль Марат писал, что борьба с контрреволюцией должна быть жестокой, и если обновление общества нуждается в обезглавливании сотен и тысяч «врагов народа», эти головы нужно немедленно срубить.

Сам термин «враг народа» родился вовсе не в Советском Союзе, а в революционной Франции — Марат в своей газете стал публиковать списки «врагов народа», и участь тех, кто попадал в них, была крайне печальной.

Марат был одним из самых горячих сторонников казни свергнутого короля Франции Людовика XVI и приветствовал её.

В 1793 году, в период яростной борьбы между радикальными якобинцами, вождями которых были Робеспьер и Марат, и более умеренными жирондистами, последним удалось добиться суда над издателем «Друга народа», обвинив его в подстрекательстве к убийствам. Однако Революционный трибунал 24 апреля 1793 года полностью оправдал Марата.

Жан-Поль Марат находился на вершине славы, но до его гибели оставалось меньше трёх месяцев.

Бунтарка из древнего рода

Шарлотта Корде , полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, родилась 27 июля 1768 года в Нормандии. Она происходила из древнего дворянского рода, а её прадедом был Пьер Корнель — основоположник жанра французской трагедии.

Девушка получила начальное образование дома, а затем, в традициях того времени, была помещена в пансион бенедиктинского аббатства Святой Троицы в Кане. Ветер перемен к тому времени дул во Франции вовсю — в аббатстве юным воспитанницам разрешалось читать не только религиозную литературу, но и труды Монтескье и Руссо .

В 1790 году в духе революционных преобразований монастырь закрыли, и Шарлотта Корде вернулась домой.

Современники вспоминали, что 22-летняя Шарлотта была «человеком новой эпохи» — о замужестве не думала, любовным романам предпочитала газеты и революционную литературу. Как-то на обеде у родственников молодая дворянка позволила себе неслыханную дерзость, отказавшись пить за короля. Шарлотта заявила, что Людовик XVI — слабый монарх, а слабые монархи несут своему народу исключительно бедствия.

Шарлотта Корде была республиканкой, однако она категорически выступала против террора и была потрясена казнью короля. «Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи», — писала Шарлотта подруге.

24-летняя девушка считала, что должна что-то предпринять, дабы повлиять на исторический процесс. Кан, где она жила, к тому времени стал центром жирондистской оппозиции, выступавшей против якобинцев.

Шарлотта Корде решила, что остановить террор можно, если уничтожить идеолога террора — Жана-Поля Марата.

Кухонный нож как орудие истории

Для осуществления своего замысла она встретилась с приехавшими в Кан жирондистами и получила от них рекомендательное письмо к их единомышленникам — депутатам Конвента в Париже. Своей настоящей цели Шарлотта не раскрывала — она говорила, что якобы хочет похлопотать о своей подруге по пансиону, оставшейся без средств к существованию.

Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, поэтому написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. «О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона… Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!» — писала Шарлотта Корде.

Девушка пыталась встретиться с Маратом якобы для того, чтобы передать ему новый список «врагов народа», обосновавшихся в Кане.

К тому времени Жан-Поль Марат почти не появлялся в Конвенте — он страдал от кожного заболевания, и страдания его облегчала только ванна, в которой он дома и принимал посетителей.

После нескольких обращений 13 июля 1793 года Шарлотта Корде добилась аудиенции у Марата. С собой она прихватила кухонный нож, купленный в парижской лавке.

При встрече Шарлотта рассказала ему об изменниках, собравшихся в Кане, а Марат заметил, что они скоро отправятся на гильотину. В этот момент девушка ударила находящегося в ванной Марата ножом, убив его на месте.

Корде была схвачена немедленно. Каким-то чудом её удалось спасти от гнева толпы, желавшей расправиться с ней прямо у трупа поверженного кумира.

Посмертная пощёчина

После допроса она была отправлена в тюрьму. Следствие и суд были скорыми, а приговор очевидным. Шарлотта Корде не просила о снисхождении, но настаивала, что совершила убийство в одиночку. Это не помогло — в Париже уже начались аресты её предполагаемых пособников, которых также ждал смертный приговор.

В те времена не было фотографии, но художник Гойер в день суда и за несколько часов до казни сделал набросок портрета убийцы Марата.

Суд присяжных утром 17 июля единогласно приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. На девушку надели красное платье — по традиции, в нём казнили убийц и отравителей.

По свидетельству палача, Шарлотта Корде вела себя мужественно. Весь путь до места казни на площади Республики она провела стоя. Когда вдали показалась гильотина, палач хотел закрыть её вид от приговорённой, однако сама Шарлотта попросила его отойти — она сказала, что никогда не видела это орудие смерти, и ей очень любопытно.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась. В половине восьмого вечера она взошла на эшафот и была казнена при большом скоплении народа. Плотник, помогавший устанавливать помост, подхватил отрубленную голову девушки и выразил ей своё презрение, дав пощёчину. Этот поступок пришёлся по вкусу радикальным сторонникам Марата, но был осуждён официальными властями.

Личность Шарлотты Корде вызывала много споров и после казни. Например, труп был освидетельствован врачами, которые подтвердили, что 24-летняя девушка была девственницей.

Её тело было захоронено на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии, уже после эпохи Наполеона, кладбище было снесено.

Марат и его лучшая ученица

Жан-Поль Марат был похоронен за день до казни Шарлотты Корде, 16 июля 1793 года в саду клуба Кордельеров. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Неоднозначное отношение к его личности привело к тому, что и во Франции, и значительно позже в Советском Союзе названные в его честь объекты потом вновь получали исторические названия. Тело Марата в 1794 году, уже после свержения якобинской диктатуры, было перенесено в Пантеон, но затем, при очередном пересмотре оценки личности политика, удалено из него и перезахоронено на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон.

Впрочем, доля Шарлотты Корде ещё менее завидна. Во-первых, несмотря на её уверения в том, что она действовала одна, гибель Марата стала причиной усиления массовых репрессий против «врагов народа». Семье Шарлотты Корде пришлось отправиться в изгнание, а её дядя и брат, участвовавшие в вооружённом выступлении роялистов, были расстреляны.

Во-вторых, республиканка Шарлотта Корде была объявлена якобинской пропагандой роялисткой и стала кумиром монархистов. Хуже того, девушка, пошедшая на самопожертвование, сама того не желая, дала имя модному аксессуару — «шарлоттой» назвали шляпку, состоящую из баволетки — чепца с оборкой на затылке — и мантоньерки — ленты, удерживающей шляпу. Этот головной убор стал чрезвычайно популярен среди сторонниц монархии, а спустя век — у противниц Парижской Коммуны 1871 года.

Один из теоретиков социализма Луи Блан писал позднее, что Шарлотта Корде фактически оказалась самой горячей последовательницей принципов Жана-Поля Марата, доведя до совершенства его логический принцип, согласно которому жизнь немногих можно принести в жертву благополучию целой нации.

Марат Жан Поль (1743-1793), один из вождей Великой французской революции.

Сын швейцарки и итальянского учителя иностранных языков, родился в июле 1743 г. в городе Будри близ Невшателя. В 16 лет покинул родную Швейцарию, два года был воспитателем в доме купца из Бордо, изучал естественные науки в Париже (1762-1765 гг.), затем в Англии, где работал врачом (1765-1775 гг.).

Получив степень доктора медицины в Эдинбургском университете, Марат вернулся в Париж (1776 г.). Врачебная практика приносила ему хороший доход, а изданные труды были настолько известны, что Академия наук в Мадриде пригласила его на должность президента, однако парижские учёные помешали этому избранию. Марат стал автором памфлета «Цепи рабства» (1774 г.) и трактата «План уголовного законодательства» (1780 г.), призывавших покончить с абсолютизмом и феодальными порядками.

В начале революции Марат был проникнут идеей объединения всех сил общества в борьбе с монархией: к этому он призывал в брошюрах «Дар отечеству», «Дополнения» и в первых номерах газеты «Друг народа» (1789 г.). Поддерживая самых радикально настроенных революционеров-санкюлотов, публицист призывал к немедленным массовым убийствам. «Ещё год назад, - писал он в июле 1790 г., - пять или шесть сотен отрубленных голов сделали бы вас свободными и счастливыми. Сегодня придётся обезглавить десять тысяч человек. Через несколько месяцев вы, может быть, прикончите сто тысяч человек». «Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!» - убеждал Марат.

Избранный от Парижа в Конвент (1792 г.), Марат стал среди монтаньяров (представители демократических группировок) левее М. Робеспьера.

Благонамеренные жирондисты не смогли расправиться с Маратом через суд трибунала, зато он поднял санкюлотов на кровавое восстание против Жиронды (1793 г.).

Марат приветствовал установление якобинской диктатуры.

Немногие знали, что пламенный трибун страдает страшной болезнью кожи и может умерить зуд лишь в тёплой воде.

3 июля 1793 г. 25-летняя Мари Анна Шарлотта де Корде д’Амон пробралась в дом Марата и вонзила нож в грудь нежившегося в ванне революционера.

    Ашот 11 Сентябрь 2016 в 21:30

    Очень хорошая биография
    Алексею Юрьевичу Царькову понравилось

Jean Paul Marat

Жан-Поль Марат (1743-1793) - политический деятель, один из вождей якобинцев. По профессии врач и журналист. До революции написал несколько книг и брошюр по общественным и естественно-научным вопросам. С 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марат издавал газету "Друг народа", выражавшую интересы парижской бедноты. В этой газете Марат выступал с резкой критикой Учредительного собрания и Парижского, за что неоднократно подвергался преследованиям. Его несколько раз привлекали к суду, газету закрывали, типографии, в которых она печаталась, громили. Но Марат упрямо продолжал свое дело. В течение почти двух лет ему приходилось вести конспиративный образ жизни, дважды временно эмигрировать в Англию. После революции 10 августа Марат стоял во главе борьбы якобинцев с жирондистами и пользовался большим влиянием на дела Коммуны (парижского муниципалитета), всюду отстаивая интересы бедноты. Избран депутатом Конвента от Парижа. Деятельность Марата, как члена Наблюдательного Совета Коммуны, руководителя монтаньяров в Конвенте и издателя "Друга Народа", навлекла на него яростные нападки имущих классов. 14 апреля 1793 г. он по настоянию жирондистов был привлечен к суду за агитацию, призывающую к роспуску Конвента, к грабежам и убийствам. Под давлением парижской бедноты Революционный трибунал 24 апреля оправдал его, и Марат с триумфом был приведен обратно в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793 г., отнявшего власть у жирондистов. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

Перепечатывается с сайта
Великая Французская революция

Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария,- 13.7.1793, Париж), деятель Великой франц. революции 1789, учёный и публицист. В 16 лет поселился во Франции. Получил мед. образование, изучал естеств. и филос. науки в Бордо и Париже. Испытал влияние идей франц. Просвещения. В 1765 переехал в Англию, занимался врачебной практикой, к-рая принесла ему большую известность. В 1775 Эдинбургский ун-т присудил М. учёную степень доктора медицины. В 1776 М. возвратился в Париж. В своих трудах «Цепи рабства» (1774), «План уголовного законодательства» (1780) выдвигал идею вооруж. восстания и революц. диктатуры, обосновал право бедных на борьбу против угнетателей. С началом Великой франц. революции М. целиком посвятил себя делу служения восставшему народу.В 1789 он написал проект «Декларации прав человека и гражданина», начал издавать газ. «Друг народа» (в 1792 переим. в «Газету Французской республики»), завоевавшую популярность в массах как бое- вой орган революц. демократии. В своих статьях и письмах М. предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца. Свою задачу видел в политич. просвещении нар. низов. В 1790 вошёл в состав клуба кордельеров, в к-ром преобладающее влияние имели демократы левого направления. Он гневно разоблачал врагов революции, требовал применения к ним революц. террора. Когда контрреволюционеры хотели втянуть Францию в войну, чтобы штыками прус, и англ, интервентов задушить революцию, М. призвал граждан защищать своё отечество. 15 мая 1790 в открытом письме «К просвещённым и отважным патриотам» он выдвинул программу действий народа на случай войны, призывал противопоставить войне между народами гражд. войну. М. написал обращение к войскам с призывом в случае воен. действий прежде всего расправиться с внутр. врагами. С началом войны европ. монархов против Франции М. решительно требовал защищать революц. отечество, призывал к вооружению всего народа, к созданию революц. армии, к сокращению королевской регулярной армии до минимума и к передаче её под постоянный нар. контроль. М. вёл непримиримую борьбу против изменников революции. Преследование властей, травля со стороны политич. пр-ков вынуждали М. скрываться. В янв. 1790 и дек. 1791 - апр. 1792 он находился в Англии. После падения монархии М. был выдвинут в Комитет наблюдения революц. коммуны Парижа. Он стал одним из вождей якобинцев и решительно выступал против пепоследоват. политики жирондистов. В сент. 1792 М. был избран депутатом Конвента. В апр. 1793 жирондисты добились ареста М. и предания его суду Революц. трибунала; однако он был оправдан и с триумфом возвращён народом в Конвент. Вместе с Робеспьером и другими якобинскими вождями М. руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793, свергнувшего контрреволюц. власть жирондистов. Болезнь помешала М. принять активное участие в деятельности Конвента после прихода якобинцев к власти, но он продолжал выпускать свою газету. Был убит жирондисткой Ш. Корде. Похороны М.- друга народа, как называли его трудящиеся Парижа, превратились в грандиозную политическую манифестацию.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, Том 5 Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.

Сторонник неограниченного беззакония

«Я считаю себя первым, а может быть и единственным политиком во Франции, предлагающим после революции установить власть диктатора» - заявил под гром аплодисментов в сентябре 1793 г. в парламенте - Конвенте - известный деятель французской революции Жан-Поль Марат (1743-1793).

Возможно именно по этому (среди прочего), Марата при советской власти пропаганда стала воспевать как одного из излюбленных героев. Его именем были названы мощный линкор и улицы ряда городов, а многие одурманенные этой пропагандой родители принялись называть Маратиками своих сыновей.

Теперь Марат героем уже не считается: это неудобно в условиях декларируемой у нас демократии. Впрочем, демократом до революции был и он сам, когда получил гуманнейшую профессию врача. "Я был крайне враждебен деспотизму" - подчеркивал Марат в своей книге "Цепи рабства", опубликованной впервые в Англии в 1774 г. и вышедшей на французском языке двумя десятилетиями позже. В этой книге он делает заявление, сближающее его с либералами, отрицающими, как известно, руководящую и направляющую роль государства в обществе. «Поддержание царства справедливости и свободы тем успешнее, чем меньше государства».

Впрочем, в своих теоретических изысканиях о политике Марат показал себя порядочным путаником. Эта путаница, в конце концов, и превратила его из сторонника свободы в глашатая диктатуры. В начале французской революции он был сторонником монархии, правда ограниченной. Но летом 1791 г. он проклял идею монархии и добился вместе со своими друзьями якобинцами казни короля в январе 1793 г.

К тому времени Марат окончательно отбросил свободолюбивые взгляды. Это было результатом его сумбурных и примитивных представлений об обществе. Он был, например, сторонником сумасбродной идеи, что "торговля - антинациональная сила" и решительно требовал "установления равенства, в области пользования жизненными благами". Но упразднить торговлю без применения насилия - немыслимо. А поскольку в ходе развития революции обнаружилось, что многие ее участники, конституционалисты и жирондисты, решительно отвергают такие взгляды, то он объявил их врагами и антипатриотами, которых необходимо истребить.

Особенно привлекала Марата, как врача, машина для отрубания голов. Сарай, где она испытывалась на овцах, был расположен по соседству с типографией этого пламенного сторонника народного счастья. Следует "отрубить головы министрам и их подчиненным, всем командирам батальонов - антипатриотам", - требовал он в издаваемой им газете "Друг народа".

Машина была пушена в ход, но к народному счастью это не привело, что побудило бывшего отчаянного сторонника свободы выдвинуть идею, что "ради общественного блага следует пожертвовать всеми законами". Сторонника неограниченного беззакония 13 июля 1793 г. заколола кинжалом монархистка Шарлотта Корде. Террор, к которому призывал дошедший по полного безумия Марат, вполне естественно настиг и его самого.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Максимилиан Робеспьер. О похоронах Марата и о мерах общественного спасения. Речь в Обществе друзей свободы и равенства 14 июля 1793 г.

Де Будри Давид Иванович (1756-1821). брат Жана-Поля Марата.

Сочинения:

Марат Ж.П. Избранные произведения. В 3 т. М. "Наука" (Литературные памятники). Пер. с франц. 1956, Т. 1-3.

Марат Ж.П. "Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции".

Письма 1776-1793. Пер. с франц. М., 1923.

Литература

Фридлянд Г.С. Жан Поль Марат и гражданская война XVIII в. М. 1959

Тарле Е.В. Жан-Поль Марат, друг народа. В кн. Тарле Е.В. Сочинения т.6. М. Изд-во АН СССР. 1959

Манфред А. З. Марат. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1962

Манфред А. З. Жан Поль Марат и его произведения. В кн. : Манфред А.З. Великая французская революция. М. "Наука". 1983

Молчанов Н. Монтаньяры. М. "Молодая гвардия" (ЖЗЛ). 1989

Алданов М. Ванна Марата. В кн. : Алданов М. Очерки (Сочинения, кн.2) М. "Новости". 1995.

Журналист и депутат Конвента Жан Поль Марат стал одной из самых известных и харизматичных фигур Великой французской революции. Его газета «Друг народа» являлась важнейшим изданием своей эпохи. Марат, без сомнения, был властителем умов и нажил себе много противников. Бурная эпоха поглотила известного публициста - он был заколот фанатичной сторонницей вражеской партии.

Карьера врача

Будущий революционер Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в швейцарском городке Будри. Его отец был известным врачом, что определило будущую карьеру мальчика. Жан Поль довольно рано остался без родителей, и ему с молодости пришлось вести полностью самостоятельную жизнь. Он постоянно менял место своего пребывания и способ заработка.

Десять лет Жан Поль Марат разрывался между Голландией и Англией. Он был практикующим врачом и публицистом. В 1775 году специалист стал доктором медицины в Кроме того, Марат на протяжении восьми лет работал врачом при дворе графа д’Артуа - будущего короля Франции Карла X.

Начало публицистической деятельности

К 30 годам писатель стал достаточно известным на философском поприще и уже открыто полемизировал с Вольтером. Он публиковал не только научные труды о физиологии и медицине, но и увлекся общественной тематикой. В 1774 году из-под пера Марата появились «Цепи рабства» - одна из самых громких и популярных брошюр своего времени. Писатель соответствовал духу времени - в Западной Европе, и особенно во Франции, нарастали антимонархические настроения. На этом фоне публицист со своими громкими прокламациями раз за разом попадал в больной нерв общества и постепенно становился все известнее.

Жан Поль Марат зарекомендовал себя в качестве принципиального критика абсолютизма. Костные европейские режимы он считал деспотическими и тормозящими развитие социума. Марат не просто ругал монархии, он подробно рассмотрел историческую эволюцию абсолютизма и его форм. В «Цепях рабства» он в качестве альтернативы устаревшему режиму предлагал новую конструкцию общества с равными экономическими и политическими правами. Его идея эгалитаризма приходилась противоположной распространенному тогда элитаризму.

Критик старого порядка

По своим взглядам Жан Поль Марат многими признавался верным сторонником Руссо. В то же время ученику удалось развить некоторые идеи своего учителя. Заметное место в творчестве мыслителя занимало исследование борьбы между старым феодальным дворянством и буржуазией, являвшейся сторонницей либеральных идей. Отмечая важность этого соперничества, Марат подчеркивал, что более серьезную опасность для спокойствия в Европе представляет антагонизм между богатыми и бедными. Именно в социальном неравенстве писатель видел причины нарастающего кризиса.

Марат вообще был последовательным защитником интересов бедноты, крестьянства и рабочих. Именно по этой причине его фигура стала столь культовой среди левых партий. Много лет спустя этот революционер будет превознесен в СССР - его именем назовут улицы, а его биография станет предметом множества монографий.


«Друг народа»

В 1789 году, когда во Франции началась революция, Марат взялся за издание собственной газеты «Друг народа». Публицист и до того пользовался популярностью, а в беспокойные дни гражданской активности он стал фигурой по-настоящему огромного масштаба. Марата самого стали называть «другом народа». В своей газете он критиковал любые власти за их оплошности и преступления. Издание постоянно находилось под государственным прессом. Но всякий раз, когда дело доходило до суда, Марату (единственному редактору) удавалось выходить сухим из воды. Его газета пользовалась бешеной популярностью среди рабочих и мелкой буржуазии Парижа.

От издания одинаково доставалось как монархии с королевской семьей, так и всевозможным министрам с членами Национального собрания. «Друг народа» стал одной из важнейших причин широкого распространения радикальных революционных настроений во французской столице. Газета была настолько популярна, что даже появились поддельные издания, которые пытались опорочить ее или воспользоваться вниманием ее публики.

Эмиграция и возвращение на родину

С каждым месяцем активной журналистской деятельности все большим количеством недоброжелателей обзаводился Жан Поль Марат. Краткая биография этого революционера представляет собой пример постоянно скрывавшегося и прячущегося человека. Он избегал не только представителей властей, но и различных фанатиков, покушавшихся на его жизнь. В разгар революции, под занавес 1791 года, Марат даже эмигрировал в Англию.

Однако в Лондоне журналисту было неуютно - он привык быть в гуще событий. После недолгого отсутствия популярный публицист вернулся в Париж. Шел апрель 1792 года. Брожения продолжались, но за несколько лет гражданского беспокойства перемены так и не смогли улучшить положение недовольных слоев населения.


Эволюция взглядов

Многие участники Великой французской революции постоянно меняли свои взгляды. Не был исключением и Жан Поль Марат. Краткая характеристика эволюции его убеждений такова. На первом этапе революции Марат выступал за сохранение монархии в ограниченном виде и разгон Национального собрания. Кроме того, он презрительно относился к идее республиканского строя. В июле 1791 года король попытался бежать, начались очередные волнения, а одну из демонстраций даже расстреляли. После этого эпизода редактор «Друга народа» присоединился к сторонникам свержения Бурбонов.

Когда Людовик был арестован за очередную попытку бежать из страны, Марат воспротивился желанию масс расправиться с монархом без суда и следствия. Властитель умов пытался защитить идею о необходимости соблюдения всех законных формальностей при оценке вины короля. Марат смог повлиять на Конвент и заставить его поставить вопрос о наказании на поименное голосование. 387 из 721 депутата выступили за казнь Людовика.


Борьба с жирондистами

С момента своего появления Конвент нуждался в таких ярких ораторах, как Жан Поль Марат. Фото в те времена еще не было, но одни только картины и газетные вырезки наглядно демонстрируют как он умел завладевать вниманием публики. Харизму политика продемонстрировал и другой случай. Среди всех революционных партий Марат выбрал и поддержал монтаньяров, от которых и избрался в Конвент. Их противники жирондисты подвергли журналиста каждодневной критике.

Неприятелям Марата даже удалось предать его суду за высказывание о том, что Конвент стал обителью контрреволюции. Однако депутат смог использовать публичный процесс в качестве трибуны и доказал собственную невиновность. Жирондисты считали, что звезда Марата вот-вот окончательно закатится. Однако в апреле 1793 года, после выигранного суда, тот, наоборот, с триумфом вернулся в Конвент. Непотопляемым и вездесущим для своих современников был Жан Поль Марат. Кратко говоря, если бы не преждевременная смерть, его судьба сложилась бы совершенно иначе.

Лидер якобинцев

В июне 1793 года по требованию разгневанных парижан депутаты Конвента исключили из него жирондистов. Власть на некоторое время перешла к якобинцам, а точнее, к трем их лидерам - Дантону, Марату и Робеспьеру. Они возглавили политический клуб, который отличался своей радикальной приверженностью к ломке старого феодального и монархического строя.

Якобинцы были сторонниками террора, который они считали необходимым средством для достижения своих политических целей. В Париже они также были известны как «Общество друзей конституции». На пике своей популярности якобинское течение включало в себя до 500 тысяч сторонников по всей Франции. Марат не был основателем этого движения, однако, примкнув к нему, быстро стал одним из его лидеров.

Убийство

После триумфальной победы над жирондистами Марат сильно ослабел здоровьем. Его поразил тяжелый кожный недуг. Лекарства не помогали, и, чтобы хоть как-то ослабить свои страдания, журналист постоянно принимал ванны. В таком положении он не только писал, но даже принимал посетителей.


Именно в таких обстоятельствах 13 июля 1793 года к Марату пришла Шарлотта Корде. К несчастью своей жертвы, она была яростной сторонницей жирондистов. Женщина заколола ослабленного и беспомощного революционера. Ванну, где был убит Жан Поль Марат, изобразил на своей знаменитой картине Жак Луи Давид (его полотно «Смерть Марата» стало одним из самых известных произведений искусства, посвященных той бурной эпохе). Сначала тело журналиста похоронили в Пантеоне. После очередной смены власти в 1795 году его перенесли на обычное кладбище. Так или иначе, но убийство Жан Поль Марата стало одним из самых громких за всю Великую французскую революцию.

Жан-Поль Марат - одна из ярчайших фигур Французской Революции 1789-1799 гг. Родился в 1743 году 24 мая в Швейцарии. Погиб во Франции 13 июля 1793 года. Профессиональные занятия: врач - публицист – политический деятель.

В 16 лет в Париже Марат приступает к изучению естественных наук и философии. С 1765 года продолжает образование в Эдинбургском университете, а в 1775 - получает степень доктора медицины. По возвращении в Париж становится известным среди придворной знати врачом. Помимо врачебной практики занимается научными исследованиями природы огня, света, электричества и впервые в истории медицины применяет лечение электрическим разрядом.

С началом революции Марат оставляет медицину и организует газету под названием "Друг народа". Этим же именем он подписывает свои статьи, обвиняющие жирондистов в предательстве революционных идей и лицемерии. Скрываясь от преследования своих политических противников, Марат вынужден уехать в Лондон, но продолжает нелегально издавать газету.

В июне 1790 года среди нового правительства усиливается влияние радикальной партии, и Марат возвращается в Париж. Газета "Друг Народа" становится настоящим боевым листком революции. Марат публикует воззвания с разоблачениями заговоров министров, депутатов, и требует публичных казней для изменников. Несмотря на усиливающуюся травлю со стороны членов Конвента, Марат и его газета становятся чрезвычайно популярны среди народа.

Яростно пропагандируя революционный террор, Марат оставался вне революционных партий. В сентябре 1792 года его выбирают депутатом в Национальный Конвент республики. Марат примыкает к монтаньярам. Противоположная группировка жирондистов становится его непримиримыми врагами. В 1793-м они добиваются официального суда над Маратом. Его обвиняют в клевете и призывах к насилию. Подсудимый произносит в свою защиту поистине триумфальную речь, толпа рукоплескала ему, а революционный трибунал полностью оправдал его.

Пламенные речи Марата не пропали даром. 2 июня 1793 г. из Конвента большинством голосов исключаются 29 жирондистов. Часть их скрывается в нормандском городке Кан. Там с ними сближается Шарлотта Конде, идейная поклонница Жиронды. Она разрабатывает план убийства Марата. Явившись якобы с важным доносом, Конде выбирает удобный момент и наносит Марату смертельный удар ножом.

После смерти популярность Марата стала культовой. Во Франции воздвигались бюсты в его честь. В 1921 году русский военный корабль «Петропавловск» по просьбе команды стал называться «Марат». Именем Марата названы улицы многих российских городов.

Наверняка, у вас есть тоже человек, которого вы считаете образцом для подражания. Возможно, плакат с его изображением висит у вас дома, а может быть таких людей для вас даже несколько. В таком случае удачным решением будет приобретение электронной фоторамки в интернет-магазине Сотмаркет. Устройство с одной стороны позволяет наслаждаться изображением, заменяя бумажную фотографию, с другой стороны его можно использовать как монитор. Размещение нескольких изображений в памяти электронной фоторамки - тоже огромный плюс. Здесь поместятся и просто красивые картинки, и фото ваших родных и близких, и даже различные настраивающие на позитив изображения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.