Типичное произведение в духе классицизма

Тема: М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на престол…..» Основные темы оды.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, высказывания,

Ход урока.

    Психологический настрой

    Актуализация знаний.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.С.Пушкина « Он был первым нашим университетом»

Давайте расскажем о Ломоносове в форме полилога

    Работа над темой урока

Вступительное слово учителя

Ода - один из любимых жанров Ломоносова, она занимает в его творчестве особое место.

А что такое ода?

М.В. Ломоносров написал больше 20 торжественных од. Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев - потому, что способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была пресвященная монархия, идеология, которая сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Идеальным героем для него был Пётр 1.

Императрица же Елизавета не была слишком похожа на своего отца.

Дома вам было предложено прочесть оду.

    Работа над темой урока

Когда, и в связи с чем была написана ода? (День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу. Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

(патриотический восторг, призыв)

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова этот размер усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.)

Прослушивание оды в аудиозаписи

Какие темы затронуты в оде?

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина

Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир - ведь в её царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия

Когда на трон она вступила,

Как Вышний подал ей венец

Послал в Россию человека

Каков неслыхан был от века….

Петра 1 Ломоносов считал великим реформатором, просвещённым монархом и гениальным военачальником- подлинным национальным героем. Рассказывая о нём поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии, так например Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность создаёт особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету его изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1,его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках…

Для Ломоносова Петр1 - это великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития

В стенах внезапно укреплена

И зданиями окружена

VI. Самостоятельная работа

Составление плана оды.

I. Вступление. Мир - основа блага государства.

II.Главная часть

1.Хвала щедротам Елизаветы

2. Заслуги Петра перед народами России

3. Неисчерпаемые богатства и красота России.

4. Призыв к молодежи.

5.Науки и её роль в российском обществе.

III. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо рРоссии.

Чтение плана

VII. Подведение итогов урока

Каковы же основные темы оды?

(Родина, мир. Труд наука, самоотверженность, долг)

Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже

Вернёмся к эпиграфу нашего урока

Что имел ввиду Пушкин, назвав Ломоносова первым университетом?

д\з гимн наизусть

сочинение по составленному плану

VIII.Рефлексия урока

И каким же был для вас сегодняшний урок?

Какова самооценка вашей деятельности?

Билет №2. Вопрос 1. Черты классицизма в поэзии

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи просвещения, служения Отечеству, равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.

Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей»*, стилистическая система русского языка , которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Ломоносов выделял три «стиля»: Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый. Им нужно было писать в жанре оды, поэмы. Средним штилем - создавать трагедии, сатиры, элегии, дружеские сочинения. Низким штилем - писать комедии, письма, эпиграммы, песни.

Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста.

написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия на престол Ея императорского величества Елизаветы Петровны…" – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца . Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1 часть. Вступление. Мир – основа блага государства.
2 часть. Прославление величия России, ее процветания:
– хвала щедротам Елизаветы
– прославление заслуги Петра перед народами России
– восхищение неисчерпаемыми богатствами России
– призыв к российской молодежи овладевать науками (наизусть «Науки юношей питают…»)
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов (Отечество сей, оный, токмо ). В тексте оды яркие метафоры (недра Отечества ), архаические слова и выражения (дерзайте, ныне ободрены ), олицетворения (Отечество к себе зовет ), гиперболы (воззри на горы превысоки …), риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

2 вопрос. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести «Шинель».

Вслед за Пушкиным, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Что же такое маленький человек ”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы . “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу . Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов .

Гоголь характеризует главного героя своей повести, Акакия Акакиевича Башмачкина, как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.

А. А.обращается за помощью к «значительному лицу»

Кратко по тексту…

………………………………………

“Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Впечатление духовной мизерности обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература .

Билет 2 вопрос 3. В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Рассказ "Судьба человека" является особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами, оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А. Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. (примеры?) Вдали от пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...". Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. И именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Урок № 17

Тема: М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на престол…..» Основные темы оды.

Цели:

познакомить учащихся с одой;

развивать умение анализировать, составлять план;

нравственное воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, высказывания,

Ход урока.

    Психологический настрой

    Актуализация знаний.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.С.Пушкина « Он был первым нашим университетом»

Давайте расскажем о Ломоносове в форме попилога

    Работа над темой урока

Вступительное слово учителя

Ода – один из любимых жанров Ломоносова, она занимает в его творчестве особое место.

А что такое ода?

М.В. Ломоносров написал больше 20 торжественных од. Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была пресвященная монархия, идеология, которая сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Идеальным героем для него был Пётр 1.

Императрица же Елизавета не была слишком похожа на своего отца.

Дома вам было предложено прочесть оду.

    Работа над темой урока

Когда, и в связи с чем была написана ода? (День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу. Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

(патриотический восторг, призыв)

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова этот размер усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.)

Прослушивание оды в аудиозаписи

    Беседа по содержанию оды

Какие темы затронуты в оде?

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина

Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в её царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия

Когда на трон она вступила,

Как Вышний подал ей венец

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об отце Петре 1

Послал в Россию человека

Каков неслыхан был от века….

Петра 1 Ломоносов считал великим реформатором, просвещённым монархом и гениальным военачальником- подлинным национальным героем. Рассказывая о нём поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии, так например Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность создаёт особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету его изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1,его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках…

Для Ломоносова Петр1 – это великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития

В стенах внезапно укреплена

И зданиями окружена

6. Самостоятельная работа

Составление плана оды .

I . Вступление. Мир – основа блага государства.

II .Главная часть

1.Хвала щедротам Елизаветы

2. Заслуги Петра перед народами России

3. Неисчерпаемые богатства и красота России.

4. Призыв к молодежи.

5.Науки и её роль в российском обществе.

III . Традиционная благодарность монархине за деяния на благо рРоссии.

Чтение плана

7. Подведение итогов урока

Каковы же основные темы оды?

(Родина, мир. Труд наука, самоотверженность, долг)

Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже

Вернёмся к эпиграфу нашего урока

Что имел ввиду Пушкин, назвав Ломоносова первым университетом?

д\з гимн наизусть

сочинение по составленному плану

8.Рефлексия урока

И каким же был для вас сегодняшний урок?

Какова самооценка вашей деятельности?


ВЕЛИЧЕСТВЕ», «ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ

О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ», «РАЗГОВОР С АНАКРЕОНОМ»,

ШУТОЧНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)
Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славы вечной

Я больше восхищен.

М.В. Ломоносов
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания - ответы на вопросы:

1) Какие задачи ставил М.В. Ломоносов перед поэзией?

2) Какие темы поднимал он в своем творчестве?
II. Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Слово учителя

Главным жанром в творчестве М.В. Ломоносова была ода.

«Ода была таким видом литературного произведения, который наиболее подходил в то время Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились немногие, публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно» 1 .

Процветание государства, распространение знаний поэт связывал прежде всего с «излюбленной тишиной», то есть с миром. В стихотворении «Ода на день восшествия...» Ломоносов использует игру слов: он прославляет мирную тишину и Елизавету, но имя «Елизавета» по-древнееврейски и означает «божья благодать», т. е. тишина, покой. Елизавета действительно, вступив на престол, положила конец русско-шведской войне (1741-1743 гг.).

Мир - основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к главной мысли, определяющей пафос оды. Она - в утверждении пользы наук, в необходимости для страны просвещения.
Беседа по вопросам:

1. Первым, кто призвал науки на русскую землю, был Петр I. Каков Петр I в изображении Ломоносова? В чем видит поэт главную заслугу царя?

2. О каких деяниях Петра говорит Ломоносов в следующих строчках?

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

(Марс - бог войны, Нептун - бог моря. Петр для Ломоносова - национальный герой, утверждающий славу России на суше и на море.)

3. Читаем строфы 9-12. Почему в оде, посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру I? (В ней Ломоносов хочет видеть не просто «Петрову дщерь», но преемницу дел великого отца.)

4. Читаем строфы 15-21. Какие картины и образы соединяет поэт, чтобы представить величественную картину бескрайних, полных богатств просторов России, ожидающих умудренного науками хозяина, который позволит им послужить на благо государства?

5. Почему обращение к верховной власти сменяется горячим, страстным словом Ломоносова к российской молодежи? (строфы 22, 23)? (Подлинную славу России добудут ее сыны, овладевшие науками.)

6. Докажите, что поэтический мир Ломоносова воздействует в первую очередь на эмоции и воображение читателя, а потом уже - на разум. (В оде 1747 г. мы видим сменяющиеся друг за другом величественные картины российских просторов, вслед за поэтом чувствуем поэтический восторг, читая о славных деяниях Петра. И они лучше всяких наставлений убеждают в необходимости преобразований в России.)
III. Анализ стихотворения «Утреннее размышление о Божие Величестве». Беседа по вопросам:

1. Что, с точки зрения Ломоносова, убедительнее всего говорит о величии Творца? (Великолепие его творения.)

2. Какой метафорой поэт характеризует внешний вид Солнца? («Горящий вечно океан».)

3. Какая научная картина предстает перед нами?

4. В чем видел Ломоносов просветительскую задачу поэта? (Поэт должен не только восхищаться необычным и прекрасным, но и стараться объяснить эти явления.)

5. Объясните метафорический смысл заключительной строфы. (Человек покрыт тьмой невежества, только с помощью Господа он станет сам творцом великих дел и прекрасных строк.)
IV. Анализ «Вечернего размышления...». Беседа по вопросам:

1. Какой предстает в стихотворении картина заката?

2. Закройте глаза и представьте картину, изображенную поэтом. Что вы видите?

3. Как соотносятся мир и человек в восприятии поэта? (Мир - «бездна», человек - «песчинка».)

4. Северное сияние - одно из непостижимых для человека явлений. Какие вопросы волнуют людей при наблюдении этого чуда природы? (Строфы 4-5.)

5. В строфе 7 Ломоносов приводит версии ученых об этом феномене природы. Окончательной разгадки нет, и это радует поэта. Почему? (Разгаданная тайна теряет часть своей магической притягательности. Ученый и поэт спорят в душе Ломоносова, и поэт побеждает.)

6. Определите размер стиха, тип рифмы. Как ритмический рисунок влияет на общий тон стихотворения? (Строгий четырехстопный ямб без элементов пиррихия, с мужской рифмой создает чеканную торжественность каждой строки.)

Сравните его с лирически неторопливыми, мягкими строчками «Утреннего размышления...». В чем причина различия? (Ритмический рисунок «Утреннего размышления...» включает чередование мужских и женских рифм, элементы пиррихия, что позволяет стиху течь мягче, протяжнее.)

7. Какое влияние, с вашей точки зрения, оказала научная деятельность Ломоносова на его поэзию?
V. Слово учителя.

М.В. Ломоносов как поэт эпохи классицизма проявлял особый интерес к античной поэзии, делал переводы, в частности древнегреческого поэта Анакреона (VI-V вв. до н.э.). Анакреон был эпикурейцем - последователем философа Эпикура, призывавшего наслаждаться «земными радостями», «пиром жизни».

В стихотворении «Разговор с Анакреоном» звучит два голоса - голос певца земных радостей и наслаждений и голос поэта-гражданина. Гений и широта взглядов Ломоносова проявляются в том, что в позиции поэта-эпикурейца он видит силу и обаяние, но в то же время понимает, что гармонически согласовать эти две позиции невозможно.

Какой же выбор делает для себя Ломоносов? (Обратите внимание на эпиграф к уроку. В этих словах - позиция автора.)

Ломоносов использовал поэзию как общественную трибуну, как союзницу в пропаганде научных идей и открытий, но при этом признавал за ней лирическое начало, право на шутку, даже активно использовал в своем творчестве такой «низкий» жанр, как басня.
VI. Анализ басни Лафонтена в переложении М.В. Ломоносова «Послушайте, прошу, что старому случилось...». Беседа по вопросам:

1. Над каким человеческим пороком иронизирует поэт? Почему Ломоносова заинтересовала данная тема? (Объектом насмешки становится человек, не имеющий собственного мнения, живущий по подсказке.)

2. Прочитайте заключительные строчки басни. В чем их обобщающий смысл? (Если каждый раз будешь прислушиваться к чужим словам, вместо того чтобы думать головой, вечно будешь попадать в глупые и смешные ситуации.)
VII. Анализ басни «Случились вместе два астронома в пару...» Беседа по вопросам:

1. Чем необычна данная басня? (Предмет изображения в ней - спор научных концепций.)

2. Кто и как рассудил ученых? В чем комический эффект заключительных строк? (Источник смешного - соединение несоединимого: спор светил науки разрешил повар, чье бытовое мышление оказалось не только практичным, но и верным.)
VIII. Подведение итогов урока.

Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
IХ. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В. Ломоносова.

2. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему

«Г.Р. Державин» (по карточке 4).

Карточка 4

Г.Р. Державин

Родом Г.Р. Державин (1743-1816) был из бедных дворян, высшего образования не имел, начал службу простым солдатом и дослужился до офицерского чина. При подавлении Пугачевского бунта пытался лично поймать Е. Пугачева, сам чуть не попал к нему в руки, стал первым вестником о пленении вожака народного восстания.

Переведясь из военной службы в штатскую, поселился в Петербурге, удачно женился, устроился на неплохую должность в Сенате. Тогда же, во второй половине 70-х гг., начал созревать и поэтический талант Державина. Однако настоящая слава пришла к нему в 1783 г., когда Екатерина II прочла его «Оду к премудрой Киргиз-Кайсарской царевне Фелице». Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем Фелицы себя...

Императрица желала, чтобы Державин стал «собственным ея величества автором». «Выдержав» поэта почти три года без назначения, в конце 1791 г. Екатерина неожиданно возвысила и приблизила его к себе, назначив своим статс-секретарем, при этом она меньше всего ожидала от него ревностной службы, а просила, чтобы он писал ей оды в духе «Фелицы».

Своеобразным ответом Державина на намеки императрицы, передаваемые через третьих лиц, стало послание «Храповицкому» (1793 г.):

Ты сам со временем осудишь

Меня за мглистый фимиам,

За правду ж чтить меня ты будешь,

Она любезна всем векам;

В ее венце

Светлее царское лице.

Служба при дворе окончательно разочаровала Державина в его «ангеле во плоти», ибо черты характера Екатерины, которые издалека казались божественными, явились при ближайшем рассмотрении весьма человеческими и даже низкими.

Стихотворение »Властителям и судьям», где Державин прямо написал крамольные строчки:

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто вред вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я, -

окончательно поссорили его с Екатериной.

История сохранила свидетельства о конфликтах ГР. Державина и с другими царями.

П а в е л: Надо быть скромнее и терпеливее, сударь, и не таким дерзким на словах.

Д е р ж а в и н: Я себя переделать не могу.

П а в е л: Поди назад в Сенат и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!

Д е р ж а в и н (вспыхнув, придворным): Ждите, будет от этого дурака толк.

Через несколько дней вышел указ Павла I: «Тайный советник Гаврила Державин, определенный правителем канцелярии Совета нашего, за непристойный ответ, им пред нами учиненный, отсылается к прежнему его месту».

Взошедший на престол Александр I предъявил Державину только одно обвинение: «Ты очень ревностно служишь». «А если так, то иначе служить не могу. Прощайте», - ответствовал старый министр.

Так, после сорокалетней ревностной службы на благо Отечества, не склонив гордой головы при трех государях, ушел в отставку министр юстиции Г.Р. Державин. Ушел, чтобы целиком посвятить себя литературному труду.

УРОК 9

Г.Р. ДЕРЖАВИН. СУДЬБА И ПОЭЗИЯ

Ум и сердце человечье

Были Гением моим.

Г.Р. Державин. «Признание»
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть подготовленных стихотворений М.В. Ломоносова.

2. Индивидуальное сообщение на тему «Г.Р. Державин» (по карточке 4).
II. Слово учителя.

Державин, как и Ломоносов, осознавал себя слугой и певцом российской государственности. Но сама идея государственности понималась им по-новому. Как бы откликаясь на запросы времени, Державин «очеловечивает» государственный идеал, приближает его к реальности. Предметом хвалебной оды становится у Державина человек с его пристрастиями, вкусами, бытовыми привычками. Такова у Державина Фелица - Екатерина II.
III. Беседа по вопросам:

1. Вспомните оду М.В. Ломоносова 1747 г. Объясните, почему столь различны подходы поэтов-одописцев к изображению императрицы? (М.В. Ломоносов видит в Елизавете государыню, лучшим портретом-характеристикой которой являются ее деяния. Державин же сумел в увенчанной короной императрице разглядеть женщину и зримо, конкретно описать ее.)

2. Прослушайте строчки из оды «Видение мурзы», в которых Г.Р. Державин создает портрет своего лирического героя.

Влажен, воспел я, кто доволен

В сем свете жребием своим,

Обилен, здрав, покоен, волен

И счастлив лишь собой самим;

Кто сердце чисто, совесть праву

И твердый нрав хранит в свой век

И всю свою в том ставит славу,

Что он лишь добрый человек...

Определите основные черты лирического героя Державина. Объясните самоиронию, заключенную в этих строчках. Согласен ли сам Державин с нарисованным им идеалом?

3. Прочитайте стихотворение «Признание», выделите его микротемы.

В чем признается Державин перед своими читателями? Какие пласты лексики соединяет поэт в своем стихотворении? Каково назначение подобного смешения? (Г.Р. Державин сумел приблизить высокое, а потому и несколько элитарное искусство поэзии к живой разговорной, естественной речи.)

4. Какие слова Евангелия перефразировал поэт в своем «Признании»? («Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».)

5. В чем, на ваш взгляд, назначение данной ассоциации? (Г.Р. Державин одновременно подчеркивает как божественное, так и человеческое начало в поэте.)

6. Как вы поняли заключительные строчки стихотворения? В чем же признается поэт? (В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие в себе силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.)

7. Найдите в стихотворении слова, выражающие нравственные ценности лирического героя Державина. («Чистосердечье», «ум и сердце человечье», «Бог», «правда», «отчизне друг».)

8. Однако дерзкие строчки «Признания» вызвали неудовольствие при дворе. В стихотворении «Дар» поэт признавался:

Взял я лиру и запел,

Струны правду зазвучали.

Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали.

Почему за шуточным «реверансом» в адрес красавиц в стихотворении Державина слышатся горестные нотки? (Государственные мужи не желали принимать правду поэта. Державин остро чувствовал невостребованность своей гражданской лиры.)

Так появилась «гневная ода» Державина «Властителям и судьям».

9. Прочитайте стихотворение «Властителям и судьям», проанализируйте его, опираясь на следующий план:

а) сформулируйте тему и идею стихотворения.

б) в чем видит поэт долг и призвание человека-гражданина? Кто стоит за местоимениями «наш» и «ваш» в первом и втором четверостишиях?

в) найдите черты оды и сатиры в стихотворении Державина.

г) определите позицию лирического героя. Что придает высокий трагизм его речам?

д) охарактеризуйте язык стихотворения. Обратите внимание на публицистический пафос, обилие риторических фигур.

е) какое впечатление произвело на вас стихотворение Державина? О чем оно заставляет задуматься?

Падения и взлеты сопровождали и политическую, и поэтическую карьеру Г.Р. Державина.

10. Прочитайте стихотворение «На птичку». Какова его основная интонация? Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?

11.Что роднит стихотворение с басней, с одной стороны, и политической сатирой - с другой?

12. О какой человеческой трагедии поэта свидетельствуют строчки этого маленького стихотворения?
IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

1. Вы познакомились с историей нелегкой, но яркой жизни Г.Р. Державина. Что привлекает вас в его личности? Какие строчки стихотворений хотелось бы перечитать, может быть, выучить наизусть?

2. Что нового внес Г.Р. Державин в поэзию по сравнению с М.В. Ломоносовым? Что отличает его лирического героя?

3. Почему во многих стихотворениях Г.Р. Державина «высокий штиль» соседствует с разговорной речью, даже с просторечием?
V. Домашнее задание.

2. Принести на следующий урок стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.

3. Индивидуальное задание опираясь на фрагменты оды К.Ф. Рылеева «Державин» (карточка 5), подготовить рассказ о восприятии младшими современниками Державина его поэзии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.